В 2004 году право на государственную социальную помощь имеют семьи, чьи доходы не превышают 80 гривен на человека
Каждый год наш парламент принимает закон о государственном бюджете. Главная смета доходов и расходов страны устанавливает размеры всех важнейших социальных гарантий, которые государство будет предоставлять своим гражданам на протяжении года. В том числе закон о госбюджете утверждает так называемый «гарантированный минимум» -- уровень обеспечения прожиточного минимума, который был внедрен в силу сложной экономической обстановки в стране. Этот гарантированный минимум используется при назначении некоторых социальных выплат, в том числе государственной социальной помощи.
О том, кто в 2004 году имеет право на такую помощь, как она назначается и выплачивается, «ФАКТАМ» рассказала начальник отдела адресной и денежной помощи Министерства труда и социальной политики Украины Наталия Сызранова.
Кто имеет право на государственную социальную помощь
Государственная социальная помощь назначается семье в том случае, если ее доход окажется ниже гарантированного минимума для этой семьи. На 2004 год парламент установил его в размере 80 гривен на человека в месяц. В то же время (впервые за период существования государственной социальной помощи) был увеличен размер гарантированного минимума для пенсионеров (до 110 гривен) и инвалидов (до 115 гривен).
Особое внимание в этом году государство, по-видимому, намерено уделить материальной поддержке малообеспеченных семей с детьми. Так, гарантированный минимум для каждого ребенка в возрасте до 18 лет повышен до 121 гривни. А для детей, которых воспитывают одинокие матери или родители-инвалиды, -- до 132 гривен.
Стоит отметить, что при назначении государственной социальной помощи семьями считаются не только супружеские пары с детьми, но и одинокие люди. Например, неработающие студенты, которые учатся на стационаре и живут в общежитии (то есть отдельно от родителей). Кроме того, в конце прошлого года правительство внесло коррективы в порядок назначения государственной помощи, и теперь семьями считаются даже те пары, которые не состоят в браке, но живут вместе и имеют общих детей.
Каков размер помощи
Сумма государственной социальной помощи -- это не стабильная величина. Ее рассчитывают как разницу между гарантированным минимумом для претендующей на выплату семьи и ее реальным доходом.
Объясним на примере семьи, состоящей из одинокой матери и двоих детей -- 22-летнего сына-студента и двухлетней дочери. Допустим, женщина получает помощь по уходу за ребенком до трех лет (40 гривен), а сыну выплачивают обычную стипендию в размере 39 гривен.
Таким образом, их ежемесячный доход равен:
40 гривен (помощь матери по уходу за ребенком) + 39 гривен (стипендия сына) = 79 гривен.
А гарантированный минимум для такой семьи составляет:
80 гривен (для матери) + 80 гривен (для ее старшего сына) + 132 гривни (для младшей дочери, поскольку она является ребенком одинокой матери) = 292 гривни.
Этой семье полагается государственная социальная помощь в размере:
292 гривни (гарантированный минимум) — 79 гривен (реальный доход семьи) = 211 гривен.
Как получить государственную помощь
В Украине существует около десяти видов государственной помощи: жилищные субсидии, социальная помощь малообеспеченным гражданам, детям-инвалидам и инвалидам с детства, разные виды пособия семьям с детьми Чтобы упростить назначение всех этих выплат, правительство в прошлом году утвердило порядок предоставления всех видов помощи (в том числе государственной социальной помощи малообеспеченным семьям) по единому заявлению и на основании одного пакета документов. Таким образом, люди при подаче документов могут получить консультацию специалиста о том, на какие именно виды помощи они вправе претендовать, и сразу же обратиться за ними.
Итак, для того чтобы получить государственную социальную помощь, совершеннолетний представитель семьи должен прийти в районное управление труда и социальной защиты населения (а в сельской местности -- к уполномоченному представителю сельского совета) и заполнить единое заявление. В нем человек дает письменное согласие на проверку всех указанных сведений.
Одновременно нужно предоставить документы, подтверждающие личность заявителя, сумму доходов, которые получала семья (справки о зарплате с места работы, о стипендии -- из вуза, о выплаченной сумме пособия по безработице -- из Государственного центра занятости, о размере пенсии -- из органов Пенсионного фонда), а также наличие земельного пая и так далее.
Изучив ситуацию, работник управления решает, на какие виды помощи может рассчитывать семья. Если выяснится, что люди имеют право на какой-то дополнительный вид помощи (не указанный в заявлении), специалист сообщит им об этом и объяснит, что нужно предпринять для ее назначения (например, подать дополнительные документы).
Как проводится проверка предоставленных сведений
Если у работника управления возникнут сомнения относительно достоверности предоставленной информации (например, сведения о доходах и имущественном состоянии противоречит данным, указанным в одном из документов), он сделает специальную отметку на принятых документах о том, что с ними нужно поработать социальному инспектору.
Полномочия инспектора достаточно широки. Он имеет право проверить достоверность любой информации, поданной семьей, а также регулярно проводить избирательную проверку личных дел. В частности, социальный инспектор может:
* подавать запросы в местные органы Государственной налоговой администрации, Пенсионного фонда, специально уполномоченные органы центральной исполнительной власти в сфере строительства, архитектуры и жилищной политики, внутренних дел и других органов исполнительной власти и местного самоуправления, а также на предприятия, где работает заявитель и члены его семьи;
* проводить проверки по месту работы членов семьи, претендующей на помощь, беседовать с руководством предприятия и другими должностными лицами, знакомиться с соответствующей документацией;
* проводить перекрестную проверку по материалам документов отдела труда (например, относительно задолженности по заработной плате), а также сопоставлять информацию о доходах, которая подается предприятием в налоговые органы и Пенсионный фонд;
* проверять материально-бытовые условия семьи и беседовать с заявителем и его родственниками.
В некоторых случаях социальный инспектор в обязательном порядке подключается к работе с пакетом документов. Это происходит, если:
* информация о низких доходах или их отсутствии предоставляется не впервые (причем для отсутствия доходов нет объективных и уважительных причин);
* в сведениях о доходах фигурирует предприятие, которое неоднократно подавало недостоверные данные;
* заявитель раньше предоставлял недостоверную информацию;
* человек подает сведения о низких доходах или об их отсутствии, но при этом известно, что на протяжении указанного периода заявитель или члены его семьи совершили дорогостоящее приобретение -- купили жилье, автомобиль, -- или же один из членов семьи получает образование на контрактной основе, стоимость которого очевидно значительно превышает указанные размеры доходов.
* социальная помощь должна быть назначена как исключение. Более того, в случаях, когда у семьи нет достаточных оснований для получения того или иного вида выплат, вопросы об их предоставлении будут решаться только при участии социального инспектора.
Не секрет, что иногда трудоспособные члены семьи не могут устроиться на работу без так называемых «уважительных причин». Например, человеку, который болен туберкулезом или ВИЧ-инфицирован, очень сложно найти место, и формально такая семья не имеет права на жилищную субсидию или государственную помощь. Тут весомое слово в их защиту может сказать именно социальный инспектор, который изучит все обстоятельства
В каком случае могут отказать в предоставлении помощи
Решение о назначении или отказе в государственной помощи принимается в течение десяти дней с момента предоставления полного комплекта документов. Государственная социальная помощь назначается на полгода. Это значит, что через шесть месяцев семья должна подтвердить свое право на выплаты.
Стоит отметить, что если семья без уважительных причин не прилагает никаких усилий к поиску дополнительных источников существования (например, трудоспособный член семьи не пытается найти работу), размер выплат постепенно может быть уменьшен до 50 процентов назначенной ранее суммы. При каждом следующем обращении за пособием его размер может быть снижен на 10 процентов.
Пособие не уменьшается, если трудоспособные члены семьи (которые теоретически могли бы иметь заработок):
* учатся на дневных отделениях вузов и техникумов;
* находятся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет;
* ухаживают за ребенком до шести лет, который требует ухода (на протяжении периода, определенного в медицинских выводах лечебно-консультационной комиссии);
* имеют трех и более детей в возрасте до 16 лет и заняты уходом за ними;
* ухаживают за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет или лицом, которому уже исполнилось 80 лет;
* зарегистрированы в Государственной службе занятости как безработные.
В целом семье могут отказать в назначении социальной помощи:
* если она владеет земельным участком площадью свыше 60 соток или подсобным хозяйством, которые могут приносить доход;
* если семья владеет более чем одной квартирой или домом, при условии, что общая площадь жилья превышает норму: 21 квадратный метр на человека плюс 10,5 квадратного метра на семью (исключение составляют дачные домики);
* если у семьи две или более машин (за исключением автомобилей, предоставленных органами социальной защиты; в основном это машины для инвалидов I группы с заболеваниями опорно-двигательного аппарата);
* если семья на протяжении последнего года совершила покупку на сумму, превышающую десятикратную величину прожиточного минимума для семьи: новую квартиру, машину, дорогостоящую технику или мебель. При этом стоимость квартиры и машины, а также даты их приобретения проверяют по договорам купли-продажи, а цену и время покупки дорогостоящей бытовой техники или мебели -- по ее паспорту.
Тут стоит еще раз отметить, что решение об отказе в помощи принимается с учетом всех обстоятельств данной семьи. Например, если люди по тем или иным причинам были вынуждены продать свою квартиру и купить новую (меньшей площадью или в другом районе), работники органов социальной защиты рассмотрят эти причины и примут решение в зависимости от того, насколько они были весомы.
Читайте нас в Facebook