ПОИСК
Политика

Министр обороны евгений марчук: «с некоторыми военными чиновниками нам придется распрощаться»

0:00 28 января 2004
По словам главы оборонного ведомства, это коснется в первую очередь тех, кто блокирует реформирование Вооруженных сил

Накануне дня рождения Евгения Марчука, который он отмечает сегодня, очень хотелось поговорить с ним о личном празднике, достижениях, планах. В общем, о вечном. Не вышло. Помешала военная реформа, занимающая все мысли министра обороны, все его рабочее и даже свободное время. И, как оказалось, не зря он так внимателен к ней. Реформа захромала. А подножку ей поставили… свои люди.

«Украине сегодня есть чем защититься»

-- Евгений Кириллович, наша армия адекватна проблемам, с которыми сталкивается страна?

-- И да, и нет. Если сравнивать Вооруженные силы Украины с армиями других государств, соседних (за исключением, пожалуй, России -- ядерного гиганта), то наши вполне адекватны существующей обстановке в регионе. Если конкретизировать мысль, она может прозвучать так: Украине сегодня есть чем защититься! Причем серьезно. Другое дело, что в перспективе, лет через 5--10, столь многочисленные войска нам будут не нужны. Они уже сегодня нам не по карману.

-- Вы намекаете на необходимость перехода к несению службы на контрактной основе, то есть к профессиональной армии?

РЕКЛАМА

-- Нет, речь не об этом. Но коль вы коснулись этой проблемы, то замечу -- профессиональная армия дороже призывной. Везде! И во много раз. В том числе и по этой причине многие страны не торопятся создавать профессиональную армию. Ответить на вопрос, нужна ли ему профессиональная армия, должно общество, а не военные.

Кстати, вот вам еще один аспект этой проблемы. У нас в Вооруженных силах служат несколько десятков тысяч контрактников. Так вот, почти каждый второй(!) на предложение продлить контракт отвечают отказом. А насильно выполнять воинский долг их ведь не заставишь. Вот вам и вопрос, готово ли общество, экономика к введению воинской службы на контрактной основе. Контрактники-отказники находят много разных причин и объяснений. Одних финансирование не устраивает, других обстановка в Вооруженных силах не удовлетворяет…

РЕКЛАМА

-- А что с обстановкой не так?

-- Какому же профессионалу-контрактнику понравится, если его профессионализм нужен для того, чтобы подметать плац?.. Или дежурить в казарме в ночное время, когда у него заканчивается рабочий день в 18. 00? Многие контрактники слишком идеализируют свои воинские обязанности, а сталкиваясь с реалиями экономического, морально-психологического характера, с некоторыми не ими установленными традициями, разочаровываются… Существует целый ряд и других проблем, которые не решаются сокращением численности военных, призванных на службу, и набором вместо них контрактников.

РЕКЛАМА

-- Какова же цель проводимой сейчас реформы в Вооруженных силах?

-- Целей несколько. Одна из них -- это предоставить человеку право выбирать -- хочет он быть военным профессионалом или нет? Если да, то это значит, что он готов ежедневно рисковать своей жизнью. Он соглашается быть урезанным в некоторых правах и, наконец, понимает, что армия в любой стране -- это авторитарная система, а значит, приказ начальника обязателен для исполнения! Именно за это везде в мире военным хорошо платят, в том числе и высокие страховки. Нам нужно добраться до подобных уровней.

«Не численностью сейчас сильны армии, а их вооружением и уровнем управления»

-- Евгений Кириллович, а вы авторитарный человек?

-- Я авторитарен в тех случаях, когда в результате консенсуса принято определенное решение и нужно проявить жесткость, авторитаризм, чтобы довести его до исполнения.

-- Реформа в армии -- это тот случай?

-- Именно. Отступать нам дальше некуда. Решение о перестройке армии принято, и его надо выполнять. Это не обсуждается. Потому что Вооруженные силы не соответствуют экономическим возможностям страны, реальным вызовам и угрозам.

В качестве довода я приведу впечатляющий факт. У нас сейчас более 4 тысяч танков разной степени готовности. Когда и где они могут быть использованы в таком количестве? Никогда и нигде! Но они у нас есть, и мы несем колоссальнейшие затраты на их содержание. Да, это не наша вина. Так сложилось, танки нам достались в наследство от СССР. Значит, надо решать эту проблему, а не ежегодно выбивать средства на содержание такого количества техники. Конечно, никто не собирается расформировывать все танковые части, но существенно сокращать необходимо.

Второй не менее яркий пример -- численность нашей армии составляет 355 тысяч человек. И процентов 90 всего бюджетного финансирования идет на то, чтобы прокормить Вооруженные силы и содержать их инфраструктуру. А за счет чего развивать техническую мощь армии, ее интеллектуальный потенциал? Ведь сейчас современные системы коллективной обороны делают ставку на высокие технологии, а не на численность. Мы хотим быть исключением? Это не тот случай…

Разве последние события в мире не являются доказательством того, что уже никогда не будет классических форм ведения войны? Бесконтактная война стала реальностью. В ходу уже беспилотные ударные самолеты, вооружение высочайшей сверхточности -- с расстояния 200 километров крылатая ракета попадает в окно метр на метр. Я видел в Ираке бункеры -- командные пункты, разрушенные такими ракетами и бомбами с лазерным наведением. А в 100 метрах стоящая хижина осталась целой. К чему я веду? Мир, с точки зрения вооружения, развивается по-другому. Мы не только отстаем технически, но и не можем отвечать на подобную гипотетическую опасность, которую несут новейшие технологии. У нас есть много морально устаревшего оружия. И у нас нет того, что позарез нужно будет через десять лет. Это суперинтеллектуальные, умные боеприпасы, не говоря уже о носителях. Чтобы подобное построить, необходимо много денег! Зато обслуживающего персонала потребуется мало. Поэтому не численностью сейчас сильны армии, а их вооружением и уровнем управления. У нас пока наоборот. Естественно, исправить такое положение вещей мы обязаны. Вот для чего нужна реформа: чтобы немногочисленная, хорошо оснащенная армия была готова к вызовам времени, а страна имела свое производство вооружений. У нас есть для этого возможность.

-- Значит, сокращение численности -- не главный элемент реформы армии?

-- Не главный. С 1992 года, если я не ошибаюсь, численность Вооруженных сил уменьшилась где-то на 300 тысяч человек. Но это не решило проблемы развития армии, поскольку армейскую инфраструктуру мы почти не трогали. А это значит, что затраты на содержание воинских частей не сокращались.

-- В чем же отличие нынешнего этапа реформирования от предыдущих?

-- Начинается сокращение армейской инфраструктуры с целью приведения ее в более оптимальное состояние. Это значит, что танковая дивизия, скажем, будет переформирована в бригаду. Зону ответственности расформированных дивизий перекроют другие. Сокращая инфраструктуру, особенно системы ПВО, авиации, мы должны не утратить -- и это одно из важнейших требований Президента -- боеготовность. Обороноспособность государства не должна пострадать!

«Никто из попавших под сокращение военных не окажется на улице и с пустым кошельком»

-- Но не все же из расформированных частей будут трудоустроены, образно говоря, в укрупненных подразделениях. Около 80 тысяч военных в этом году окажутся не у дел…

-- С цифрами надо обходиться осторожно. Во-первых, пока идет только подготовка к сокращению. Во-вторых, не 80 тысяч военных, а 55, из них около 20 тысяч обретут новые вакансии. Подавляющее большинство увольняемых военнослужащих получат приличную пенсию и пособие в размере 10--15 месячных денежных содержаний. Будет оказано содействие в трудоустройстве для желающих.

Но главное -- большая реформа начнется только после принятия парламентом соответствующего закона, в котором детально выписаны не только структура и численность Вооруженных сил на 2004--2005 годы, но и очень широкий спектр социальных гарантий для тех, кто будет увольняться. Ведь это живые люди!

Чтобы провести реформу по-человечески, чтобы не дать разгуляться чиновничьему цинизму при сокращении, мы разработали достаточно, на мой взгляд, неплохую систему гарантий. К сожалению, появились различные спекуляции вокруг этой проблемы. Авторы некоторых публикаций, создавая видимость некоей особой осведомленности, своими выдумками о каких-то секретных конвертах вносят тревогу в среду военных. Реформа и так дело болезненное и для общества, и для многих военнослужащих. Можно, конечно, потирая руки, бередить души тех, кому придется уйти из армии. Но можно и разъяснять, что дальше ни в коем случае уже нельзя поддерживать модель деградации армии, выбивая только средства на проедание. Расходуя 90 процентов бюджета на содержание нынешней инфраструктуры и численности -- это путь к краху. Он уже сегодня четко просматривается в некоторых секторах Вооруженных сил. Последняя грань проходит где-то по 2006--2008 годах. В запасе у нас осталось немного времени.

Сейчас подготовленный нами проект закона находится на подписи у Президента для подачи в парламент как внеочередной.

-- Что это за документ?

-- Это закон, который предусматривает переход Вооруженных сил от четырех видов к трем, то есть ПВО и ВВС объединяются в один вид войск -- Воздушные силы. Данный документ также определяет численность украинской армии в 2004--2005 годах. К 2006 году она должна насчитывать 200 тысяч человек. Никто из уволенных не окажется на улице и с пустым кошельком.

Все категории военнослужащих, подпадающих под расформирование, получат максимум компенсаций. Во-первых, никто из тех офицеров, которым осталось до пенсии считанные месяцы, уволен не будет. Это делается с той целью, чтобы военнослужащие не пострадали при оформлении социальных выплат. Во-вторых, каждый уволенный офицер, прослуживший 20 лет, получит 10 месячных содержаний. Помимо этого ему, естественно, будет начислена соответствующая пенсия.

Не имеющие необходимой для выхода на отдых выслуги лет военнослужащие до увольнения из рядов ВС за счет служебного времени смогут на курсах получить гражданскую профессию. За счет Министерства обороны. Данная норма, как и предыдущие, закреплена в законопроекте. Помимо этого им гарантирован поиск места работы через Центры занятости, а значит, и соответствующая финансовая поддержка на это время. Эта категория военнослужащих будет на особом контроле.

-- А как быть военным, у которых кроме казарменной, другой крыши над головой нет?

-- Таких, то есть бесквартирных офицеров в Украине -- 47 тысяч! Это жуткие, позорные для государства данные… И мы начали их исправлять. В законе выписаны все детали: когда и кому в первоочередном порядке предоставляется жилье.

Если у попавшего под сокращение офицера 20 лет выслуги и он стоит в очереди на квартиру не менее 10 лет, то в течение года-двух он получит жилье. Это не пустые слова. В бюджете на нынешний год на эти цели предусмотрено 304 миллиона гривен.

«Реформы ради лишь выполнения плана по численности я не допущу»

-- Евгений Кириллович, среди тех, кто попадет под сокращение, много молодых высококвалифицированных специалистов…

-- Для них в армии мы держим резерв вакансий -- около 25 тысяч мест! Будем пристраивать их в тех частях, которые не подлежат расформированию или это коснется их через пять лет. Кстати, переезд на новое место планируется осуществлять исключительно за счет Министерства обороны. Такая норма также предусмотрена законопроектом.

Я требую составления списков вакансий и потенциальных на них кандидатов у командиров частей, подлежащих расформированию. С большим скрипом, но это делается. Наши бюрократы не привыкли работать быстро и оперативно, а многие не хотели этого делать. Могу обобщенно сказать: даже некоторые генералы не верили, что можно будет начать реформу! А есть и такие, кто сопротивляется и продолжает это делать до сих пор. Они сомневались, что будет финансирование, что хватит денег! Не верили, что можно будет создать действенную систему социальных гарантий. Многие даже пугали меня социально-политическими взрывами. Думали, не хватит характера.

Конечно, если просто распустить часть, где молодые офицеры, женщины-военнослужащие, многодетные семьи, дети-инвалиды, то это цинизм. А ведь некоторые военные чиновники именно так понимают суть реформы. Они не привыкли или отвыкли смотреть своим подчиненным в глаза и выслушивать, решать их проблемы. Зачем, мол, мне думать о будущем тридцатилетнего лейтенанта, пусть идет предъявляет претензии Марчуку. А ведь в части, которая подлежит расформированию, есть первоклассные профессионалы, которых не хватает в других частях. Есть фанатики своего дела. Есть люди редких профессий. Мы обязаны им предложить дальнейшую службу. Да, это хлопотное дело. Но реформы ради лишь выполнения плана по численности я не допущу.

-- В Минобороны грядут увольнения?

-- Достаточно высоких руководителей, которые попытались силовым способом исправить свои просчеты, отдавая команды ускорить процесс увольнений, чтобы в январе месяце выполнить план по сокращению. В воинских частях офицеров в авральном порядке начали класть на обследование на две недели -- военнослужащий, который увольняется, должен в обязательном порядке пройти медкомиссию. Когда мне об этом доложили, я приказал прекратить аврал. Но после этого с некоторыми военными чинами нам придется попрощаться. Я предупреждал публично -- и на совещаниях, и в прессе -- не будет реформы ради реформы! В этом я буду авторитарен.

 


212

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров