68-летний янус ривер, совершающий в одиночку кругосветное путешествие на велосипеде: «для меня главная проблема в украине -- самогон: в каждом селе предлагают выпить, и не менее трех чарок»
«С этим итальянцем беда, да и только, -- пожаловался нам вахтер расположенного в пригороде Киева Института садоводства, где на пару дней остановился 68-летний Янус Ривер, совершающий кругосветное путешествие. -- Выделили Янусу комнату, а он посмотрел футбол и пошел спать на улицу -- улегся в мешке под елкой. Даже двери в комнату не закрыл. Велосипед бросил на улице. А тут ведь бомжи шастают. Эх, одним словом -- иностранец!.. »
«Чтобы избежать встреч с грабителями, ночую на кладбищах»
-- Отправляясь в январе 2000 года в кругосветное путешествие, я дал себе слово тратить не больше двух долларов в день и спать только под открытым небом -- у меня даже палатки нет, лишь кусок брезента на случай дождя, -- говорит пан Янус Ривер. -- Возле елок спать лучше всего -- там комаров меньше. Но по-настоящему надежно спрятаться от кровососов позволяет спальный мешок -- застегиваю его так, что только нос выглядывает. Спальных мешков у меня два: обычный, на пуху, и тоненький, для жарких ночей. Скажем, на Канарских островах, откуда я начал путешествие, по ночам даже зимой температура плюс 28--30 градусов.
На русском Янус говорит бегло (его мама русская), вставляя большое количество польских слов -- он родился и вырос в Польше. В Италии Янус оказался еще в молодости -- не вернулся в социалистическую Польшу из турпоездки в Египет. В Каире закончил университет, затем эмигрировал в Италию.
-- Я стал импресарио -- занимался организацией концертов, в том числе Тото Кутуньо, и переходами футболистов из клуба в клуб, -- говорит пан Ривер. -- Не менее десятка раз был на аудиенции у Папы Римского -- сопровождал «звезд» на встречи с Иоанном Павлом II. Имею приличный счет в банке, дом в пригороде Рима. Но я одинок, ведь всю жизнь провел в поездках. Дома бывал один-два месяца в году. Меня, как моряка, «в каждом порту ожидает невеста». 31 декабря 1999 года, когда я сидел во дворе своего дома, меня охватил ужас от мыслей: приближается новое тысячелетие, мне 64 года, неужели остается только дожидаться смерти? Решил: пусть лучше она настигнет в дороге. Тогда и придумал: тратить два доллара в день -- хочу своим примером показать малоимущим пенсионерам, что на старости лет можно повидать мир, имея небольшую сумму. В тот же день после обеда купил велосипед и все необходимое для путешествия (выбирал дешевые вещи, чтобы не привлекать внимание грабителей) и отправился в порт. Свой первый маршрут -- проехать всю Европу от юга до севера -- придумал уже на корабле, везущем меня в Испанию. От Канарских островов (крайняя южная точка Европы) до заполярного острова Шпицберген ехал два с половиной года -- подолгу путешествовал по разным странам. Исколесил тысячи километров.
Янус рассказывает, что ездить по Украине (в нашей стране он находится уже месяц) даже безопаснее, чем по Европе. Мол, на Западе много потенциальных грабителей -- нищих эмигрантов из развивающихся стран. Из-за них Янус десятой дорогой объезжал большие города, а ночевал в основном на кладбищах и развалинах старинных замков.
-- Я человек верующий, но не суеверный и достаточно искушенный в жизни, чтобы не бояться привидений и могил, -- говорит Янус. -- Но обычные ухищрения меня не спасали от посягательств грабителей в Мексике. Там я с ними сталкивался трижды. А выручал меня неизменно Папа Римский. Я рассказывал, что он мой земляк. И мексиканцы, ревностные католики, меня отпускали. В малонаселенной пустынной местности в Мексике меня чуть было не укусила змея. После Мексики за три месяца объехал Кубу, там так хорошо принимали крестьяне, что мои расходы едва превысили 20 долларов. Объехав все континенты, кроме Антарктиды, я хочу финишировать в Пекине летом 2008 года, когда там начнется Олимпиада. Но для этого предстоит проехать по десяткам стран Азии и Африки. Выжить одному будет очень сложно. Так что Украина и Белоруссия -- в гостях у батьки Лукашенко я был в прошлом году -- для одинокого путешественника подобны райскому саду.
«В Белоруссии пьют две за нас, а третью -- за спецназ»
-- Вы встречались с президентом Лукашенко?
-- Нет, но мне передали от него привет. В Минске я ночевал возле Кургана Славы. Проснувшись и позавтракав, решил почитать известного белорусского писателя Василя Быкова. Вдруг подъезжает роскошный «Мерседес». Из машины выходят двое крепких молодых парней в строгих костюмах. Я испугался: уж не КГБ ли? Ведь накануне в интервью журналистам я критиковал порядки в колхозах. «Вы Янус Ривер? -- осведомились ребята. -- Наш президент внимательно следит за вашим путешествием. Он просил нас передать вам наилучшие пожелания и подарки». Кроме сувениров, в пакете от президента была бутылочка водки.
-- В Украине вам, наверное, частенько предлагают выпить чарку?
-- Я уже стал экспертом по белорусской и украинской самогонке. В Белоруссии гонят в основном из пшеницы, а у вас -- из сахарной свеклы. Если честно, то самогон -- самая главная для меня проблема в Украине. В какое село ни приеду -- везде меня уже ждут: видать, по телефону предупреждают. Руководство сразу предлагает опрокинуть по чарке. Причем по одной пить не принято -- чарку наполняют не менее трех раз, а третий тост всегда пьют стоя -- за женщин. Кстати, в Белоруссии с тостами несколько иначе: два первых -- за нас, третий -- за спецназ За день угощают не менее чем в четырех селах. Представляете, как тяжело мне приходится -- чуть ли не падаю с велосипеда. Пришлось установить еще одно правило: пить не больше двух рюмок в день. При этой дозе чувствую себя нормально. А вообще я люблю вино и шампанское. В одном глухом украинском селе меня пригласила старушка лет семидесяти -- одинокая и бедная. Но ради моей персоны она зарезала гуся. В благодарность угостил ее шампанским. Оказалось, она сроду не пила этот напиток и была от него в неимоверном восторге. Я подарил ей бутылку. Бабушка сказала, что будет пить его по чуть-чуть и только по большим праздникам -- на Пасху и Рождество.
У вас повсюду меня угощают -- дерунами, галушками, блинчиками, борщом, дают в дорогу продукты. Так что денег почти не трачу -- покупаю только газеты и иногда шампанское. За месяц путешествия по Украине израсходовал всего 25 гривен. Меня принимали даже в женском монастыре, а один сельский священник подарил мне старинный православный крест и благословил на дальнюю дорогу. Я был очень растроган подарком старушки, вручившей мне рушник, который вышила ее мама -- этой вещи около ста лет. От такого подношения грех было отказаться. В украинских селах все жалуются на бедность, но вот удивительная вещь: когда меня пригласили на сельскую свадьбу, столы ломились от еды, выпивки, а гостей было человек триста.
Самая впечатляющая встреча была в одном из сел Макаровского района Киевской области. С хлебом-солью меня поджидали три дамы среднего возраста, празднично одетые и увешанные массой украшений. Они уже знали, что я люблю спать на сеновалах, поэтому на второй этаж местного музея натаскали сена и поставили там телевизор. От угощения я отказался -- на ужин ем только фрукты. Когда захотел искупаться, меня отвезли к реке на автомобиле, хотя туда было минут десять ходу. Утром на джипе местного богача меня привезли на завтрак. Столы накрыли в экзотическом месте -- на плотине, перегораживающей речушку. Еду готовили, видимо, в селе и на машине доставляли на плотину.
«Куховарить не люблю даже в путешествии»
-- Получается, что готовить еду вам не нужно -- угощениями перебиваетесь?
-- Куховарить не люблю даже в путешествии. Питаюсь исключительно свежайшими продуктами -- только что надоенным молочком, яичками с крестьянского подворья, творожком, делаю салаты из овощей, сорванных с грядки. Ищу возможность раздобыть домашний хлеб. Пью лишь воду из колодцев, я ведь езжу в основном по селам. Специально договариваюсь с вечера с бабульками, чтобы прийти перед утренней дойкой, часов в пять утра, за кружкой свежего молока. Порой сам дою корову. Благодаря свежему воздуху, езде на велосипеде, пище и воде без химикатов чувствую себя крепким и здоровым мужчиной, несмотря на свои 68 лет. Возможно, поэтому я не могу не заметить, что у вас неимоверно много красивых женщин. В Италии среди каждых ста синьор красавиц не более десяти, а в Украине -- не менее половины.
-- Подарков много получаете?
-- От вещей я, как правило, отказываюсь, ведь в конце концов пришлось бы заказывать грузовик для перевозки подарков. И без того походная поклажа весит 40 килограммов и еще 20 -- велосипед. Сейчас на нем самые лучшие детали, которые можно купить в Европе -- от того велосипеда, что я приобрел в 2000-м, осталась только рама. Для меня это очень важно -- до начала кругосветки я не садился на двухколесную машину лет пятьдесят. Не умею ремонтировать велосипед, менять на нем шины. Но, к счастью, он еще ни разу меня не подводил.
-- Получается, это первое в вашей жизни путешествие?
-- Не совсем. В молодости я проехал почти весь Советский Союз. Будучи ребенком, свято верил в коммунистические идеи: портрет Сталина висел у меня, как говорят в Польше, «над ушкем» -- над головой. Учась в Варшавском институте кинематографии, я организовал студенческую кабаре-группу, приносившую мне небольшие заработки. Ребята деньги прогуливали, а я скупал на черном рынке рубли, чтобы поехать в СССР. В советском консульстве мне открыли визу только до Москвы, а я хотел добраться до Омска, откуда родом моя бабушка. В Москве в Министерстве иностранных дел мне сказали, что шансов получить разрешение на поездку в Сибирь практически нет. Но мне его все-таки дали, причем по маршруту, разработанному мной -- через республики Средней Азии. Возможно, помогло то, что в заявлении я написал о портрете Сталина, висевшем у меня «над ушкем».
566Читайте нас в Facebook