ПОИСК
Происшествия

Начальник столичной госавтоинспекции олег трохименко: «лихач, который носится по оживленным городским магистралям на огромной скорости, сегодня может отделаться предупреждением… »

0:00 6 июля 2004
Валерий ДЕРКАЧ «ФАКТЫ Евгений КРАВЕЦ специально для «ФАКТОВ»
Однако штрафы за нарушение Правил дорожного движения могут вскоре увеличиться в два--три раза

Верховная Рада Украины вскоре вновь может обратиться к проблеме безопасности дорожного движения. В парламенте уже зарегистрировано несколько законопроектов, предусматривающих усилить административную ответственность за нарушение Правил дорожного движения (ПДД), и несколько изменить порядок взаимоотношений водителей и работников ГАИ. Изучать предполагаемые нововведения и рассматривать их в сессионном зале народные депутаты планируют после летних каникул.

Возможно, больше придется заплатить и водителю, не уступившему дорогу пешеходам на «зебре»

Один из предложенных законопроектов предусматривает вернуть инспекторам ГАИ часть полномочий, которых они лишились в апреле 2001 года -- после соответствующих законодательных изменений. Тогда право наказывать водителей, нарушивших ПДД, передали судам, инспектора же могут лишь составить протокол об админправонарушении.

Если депутаты поддержат новый законопроект, то рассмотрение большинства таких дел вновь перейдет в компетенцию Госавтоинспекции, а инспектора начнут выписывать штрафные квитанции прямо на дороге. Но, если админпротокол составлен на водителя, совершившего проступок, за который предусмотрено лишение прав, то решать судьбу нарушителя станет по-прежнему суд.

Еще один законопроект предлагает повысить штрафы за многие нарушения Правил дорожного движения. Так, если примут поправки к Кодексу об административных правонарушениях, то превышение скорости более чем на 20 километров в час, нарушение правил проезда перекрестков, обгона, встречного разъезда, направления движения, проезд на запрещающий сигнал светофора (часть 1 ст. 122 КоАП) обойдется водителю в 17--34 гривни (сейчас -- 8,5--17 гривен или предупреждение). Кстати, законопроект исключает предупреждение как вид административного наказания в упомянутой части статьи 121.

РЕКЛАМА

Такой же штраф (от 17 до 34 гривен) предусмотрен и за несоблюдение требований дорожных знаков, разметки остановки и стоянки в запрещенных местах -- пока подобные вольности наказываются штрафом от 3,5 до 8,5 гривни. Возможно, больше придется заплатить и водителю, не уступившему дорогу пешеходам на «зебре»: если сейчас штраф не превышает 17 гривен, то вскоре его сумма может возрасти до двух--трех необлагаемых минимумов доходов граждан (34--51 гривня).

Авторы законопроекта также предлагают более строго наказывать водителей, не соблюдающих правила проезда железнодорожных переездов -- в последнее время все больше таких нарушений, что нередко приводит к трагическим последствиям. Так, недавно в Одесской области в результате столкновения грузового состава и пассажирского автобуса, водитель которого решил «проскочить» на запрещающий сигнал светофора, погибли 16 человек. Вскоре штраф за подобные нарушения могут увеличить до 85--170 гривен (сейчас 34--68), а если при этом сложится аварийная ситуация, то водителю придется заплатить 170--255 гривен, или лишиться прав на год.

РЕКЛАМА

Административное наказание шоферам, севшим за руль пьяными, предлагают установить в виде штрафа от 50 до 70 необлагаемых минимумов доходов граждан (850--1190 гривен) или лишения прав на 1,5 года. Если же этого водителя в течение года снова поймают за рулем выпившим, то штраф уже повысится -- от 1020 до 1530 гривен.

Законопроектом предусмотрена норма: если штраф за нарушение ПДД не был заплачен в течение 30 дней, его сумма увеличивается в 10 раз.

РЕКЛАМА

Во многих странах пьяных за рулем наказывают весьма отрезвляюще

Более существенные штрафы, чем нынешние, предусмотрены и в проекте нового Кодекса об административных правопроступках, внесенном Кабинетом министров на рассмотрение Верховной Рады. Так, за непристегнутый ремень безопасности предлагают взыскивать с водителя 17--51 гривню, за превышение скорости более чем на 20 километров в час -- 68--102 гривни (с водителей маршруток -- около 170 гривен), а стоянка и остановка в неустановленных местах может обойтись в 34--51 гривню.

Усилить административную ответственность авторы всех законопроектов хотят, чтобы призвать к порядку распоясавшихся в последнее время нарушителей. По мнению народных депутатов, мизерные суммы штрафов за действия, угрожающие жизни и здоровью людей стали причиной участившихся ДТП. К тому же суды успевают рассматривать далеко не все протоколы, и многие нарушители вовсе остаются безнаказанными.

Обеспокоены ситуацией на автодорогах Украины и в Госавтоинспекции. Здесь откровенно признаются, что лишены эффективных рычагов влияния на нарушителей, а инспектора зачастую являются лишь статистами на дорогах.

-- С начала года в Киеве зафиксировано свыше полутора тысяч ДТП, что почти на 20 процентов больше, чем в прошлом, на дорогах уже погибли 140 человек, еще 1700 получили ранения, -- комментирует ситуацию начальник столичной Госавтоинспекции полковник милиции Олег Трохименко. -- К сожалению, за время, прошедшее после изменения штрафов, возросло количество нарушений. Как результат, регистрируется больше аварий и пострадавших в них людей. Приведу лишь один пример: ответственность за превышение скорости до 20 км/час была отменена. Получается, что по оживленным городским магистралям можно безнаказанно мчаться со скоростью 80 км/час. А ведь только с начала этого года количество ДТП из-за превышения безопасной скорости возросло почти в три(!) раза. Штраф за превышение скорости в Бельгии, Норвегии и Великобритании -- от 200 до 250 евро. В Германии любителей быстрой езды могут лишить прав на срок до 2 месяцев, в Швеции -- от 4 до 8 месяцев. У нас же штраф не превышает… 17 гривен.

Мы сегодня имеем массу примеров, когда судебные органы ограничиваются устным предупреждением по отношению к водителям, допустившим грубые правонарушения. В этом году сотрудники столичной ГАИ составили почти пять тысяч протоколов на пьяных водителей, и лишь в отношении 181 водителя из судов пришла информация о лишении их водительских прав. Во многих странах пьяных за рулем наказывают весьма отрезвляюще: в США штраф составит от трех до пяти тысяч долларов, а за рецидив в течение года лишат свободы как минимум на три месяца. В России за езду в пьяном виде вскоре будут не штрафовать, а лишать прав на срок от полутора до двух лет.

Либеральное законодательство эффективно действует только тогда, когда и водители и пешеходы осознают, насколько важно неукоснительно соблюдать правила дорожного движения. Ведь речь идет не просто о наказании, а прежде всего об ответственности как за свою, так и жизнь других людей!

«Мы приняли жесткие меры, и с некоторых сотрудников пришлось снять погоны»

-- Законодатели в свое время посчитали, что новый закон поможет избежать взяточничества на дорогах.

-- Более того, публикуются рейтинги структур, где больше всего распространено взяточничество. Так мы в этих рейтингах -- на первых местах. Но у нас практически нет фактов, свидетельствующих о том, что инспектор именно вымогал взятку. Как правило, водители сами предлагают 5--10 гривен, чтобы не ходить потом по судам.

Теперь касательно недобросовестных инспекторов: в нынешнем году проведено почти 700 негласных проверок работы дорожно-патрульной службы ГАИ. В результате выявлены более 800 различных недостатков, среди которых, к сожалению, и грубость, и нетактичное поведение, и присвоение денег. Мы приняли жесткие меры: к ответственности привлечены 99 сотрудников, а с некоторых и вовсе пришлось снять погоны.

Напомню, что о любых проблемах в общении с работниками ГАИ водители могут рассказать по телефону доверия: 213-70-64. Вас обязательно выслушают и примут меры. Все наши сотрудники строго предупреждены: беспричинные остановки машин недопустимы! И это строго выполняется. Но если вас остановил инспектор, то наверняка есть на то основания: похожая машина находится в ориентировке по угону или ДТП, под арестом по решению суда…

-- Знаете, складывается впечатление, что Госавтоинспекция уж больно переживает за утраченные в 2001 году полномочия.

-- В первую очередь мы переживаем за безопасность и порядок на дорогах, потому что с нас за это и спрашивают. С другой стороны, что делать Госавтоинспекции, когда у нее практически не осталось действенных рычагов влияния на недисциплинированных водителей или пешеходов? Сидеть сложа руки? Риторический вопрос, не правда ли? Вот и ходатайствуем мы периодически перед законодателями об изменении действующей системы административных наказаний за нарушение Правил дорожного движения. К сожалению, пока тщетно.

828

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров