Режиссер самого популярного в советском союзе детективного сериала игорь масленников: «новый вариант шерлока холмса и доктора ватсона арестован и лежит на полке»
С момента появления замечательных кинообразов Шерлока Холмса и доктора Ватсона слава их создателя до сих пор преследует режиссера Игоря Масленникова. А секрет популярности Холмса-Ливанова и Ватсона-Соломина прост: от кончика трости до кончика трубки они наши, родные
«Я не считаю Конан Дойла таким уж значительным писателем»
-- Игорь Федорович, как появились на свет ваши забавные персонажи?
-- В то время я был руководителем творческого объединения телевизионных фильмов на Ленинградской киностудии. Говорят, сейчас расцвело телевизионное кино -- ничего подобного! В конце семидесятых--начале восьмидесятых годов у нас на «Ленфильме» снимались «Открытая книга», «Жизнь Клима Самгина», Бортко делал «Без семьи» и «Собачье сердце», Аранович -- «Противостояние». Тогда же к нам пришел сценарий Юлия Дунского и Валерия Фрида по рассказам о Шерлоке Холмсе.
Я не большой поклонник детективной литературы и как филолог не считаю Конан Дойла таким уж значительным писателем. В том, что я клюнул на него, большое значение сыграла обстановка в стране: хотелось улететь куда-то в заоблачные дали, заняться чем-то приятным, не связанным с тогдашней повседневностью. Мне понравился сценарий еще и тем, что он имел одну важную особенность, благодаря которой у нас все и получилось.
Сценарий назывался «Шерлок Холмс и доктор Ватсон». Основная ошибка двухсот фильмов, снятых по рассказам о Шерлоке Холмсе во всем мире, заключается в том, что везде фигурирует только Холмс. А его сыграть невозможно -- он механистичен, однолинеен, и если он один «болтается» в драматургии, с ним тяжело справиться.
Все рассказы о Холмсе написаны будто бы Ватсоном. А в фильмах Ватсон незаслуженно оказывается за кадром. При этом исчезает парность персонажей. Я заметил, что на Ватсона действительно мало обращают внимание. Так, в лондонском музее Ватсон самый разный: толстый, тонкий, с усами, с бородой, в очках, без очков, рыжий, черный, лысый Он как бы неуловим. В инсценировке Дунского и Фрида мне понравилось то, как поразительно точно и с иронией выписаны взаимоотношения двух людей. Ватсон стал интересным, живым. Я и подумал: «Почему бы этого не снять?»
С самого начала я знал, что Холмса должен играть Василий Ливанов. До этого он снимался в моем фильме «Анна Ярославна -- королева Франции». Играл там лохматого, разнузданного, драчливого, пьяного рыцаря, что, кстати говоря, соответствует его характеру. Но при этом он человек породистый, длиннолицый, как и Холмс, умеет себя держать. Если сбрить усы, с которыми в обычной жизни он никогда не расстается, получается вылитый Шерлок Холмс. Кроме того, в нем есть какое-то мальчишеское начало, желание «поиграть в англичанство», как сказал когда-то Василий Аксенов. Мне это тоже не чуждо, поэтому мы работали с удовольствием, несмотря на мое равнодушие к детективам. Между прочим, никакого детектива из наших фильмов и не получилось, а получилась комедия, где главное место занимают человеческие отношения. Восемь лет мы «отдыхали», снимая фильмы о Холмсе и Ватсоне. Правда, в перерывах мне удалось снять «Пиковую даму» и «Зимнюю вишню».
-- А как вы нашли Виталия Соломина?
-- В актерском отделе «Ленфильма» я обнаружил его фотографию с наклеенными английскими армейскими усами. Просто вылитый Конан Дойл в молодости! Это порода эдинбургских северных англичан -- рыжеватых, курносых, с шотландским акцентом. Кстати, Виталий был очень похож на известного английского комика Терри Томаса. Но на Центральном телевидении, по заказу которого мы и снимали эту серию, не утверждали ни Ливанова, ни Соломина. Они сказали: «Какой это Холмс?! Мы знаем Ливанова: он шумный, непредсказуемый А Ватсон?! У него же русская курносая физиономия!» Да мне и Рину Зеленую не хотели утверждать. Говорили, что она уже в таком возрасте, что не выдержит нагрузок. Ничего подобного! Она сама шутила на этот счет. Ее ведь звали Екатерина Васильевна. А она говорила: «Я не Рина, не Екатерина, а Руина Васильевна». Пришлось уговаривать начальство. После пробных съемок они посмотрели материал, и дело пошло.
«Рина Зеленая была поразительно остроумным человеком»
-- Читая Конан Дойла, я не нашел сколько-нибудь значительных следов миссис Хадсон. Почему вы решили выделить этот персонаж, сделать третьим действующим лицом?
-- Это заслуга все тех же Юлия Дунского и Валерия Фрида. Они увидели все фигуры и, как опытные сценаристы, наделили всех характерами: персонажи не тени, а живые люди. Это было замечательно сделано. Когда вышел первый фильм, я сказал Рине Васильевне: «У вас хорошо получается. Вы нравитесь зрителю. Давайте увеличим вашу роль, допишем, прибавим » Она ответила: «Нет, нет, нет! Я никогда в жизни не играла мебель, и мне это нравится». Она была поразительно остроумным человеком.
-- Успех первого фильма предопределил вашу дальнейшую судьбу?
-- Не то чтобы мы этого очень хотели, а скорее заказчик -- Центральное телевидение -- и зрители все время требовали продолжения.
Надо сказать, что моя работа над «Холмсом» была очень похожа на работу самого Конан Дойла над своими рассказами. Как известно, он не собирался так много писать о Холмсе. Но первые рассказы стали настолько популярными, что народ требовал еще. Когда я думал, что на этом мы уже закончили, бросался снимать что-нибудь другое, то мне напоминали, что надо еще что-то снять о Шерлоке Холмсе. Я считаю, что пятый фильм -- «Двадцатый век начинается» -- можно было бы и не делать. Начались повторы, в общем, мы выдохлись. Мы повторяли судьбу Конан Дойла, связанную в том числе и со смертью героя. Мы получили огромное количество писем-протестов с требованиями оживить умершего. Пришлось продолжать
-- От этого вы стали любить Конан Дойла еще меньше?
-- Нынче мир стал настолько детективным, что наивные истории о Холмсе и Ватсоне мне даже начинают нравиться. Ведь в этой наивности есть какая-то чистота, нравственность по сравнению с тем, что происходит в современном детективном жанре. В самом Холмсе поразительно то, что он, будучи любителем, а не официальным сыщиком, приходит на помощь слабым, попавшим в трудное положение. Иной раз его деятельность противоречила букве закона.
Для Холмса буква закона второстепенна, на первом месте -- дух справедливости. Эта особенность, по-моему, до сих пор является единственной. Все остальные детективные персонажи, в том числе Мегрэ и Пуаро, в первую очередь озабочены доказательством вины и способами поимки виновных, там все развивается по законам чистой юриспруденции. А Холмс, иной раз, ловил и отпускал, поскольку считал провинившегося не преступником, а жертвой обстоятельств.
-- Я слышал лестные отзывы о ваших фильмах в Англии
-- Я точно знаю, что там показывали «Собаку Баскервилей». Насчет других фильмов о Холмсе затрудняюсь сказать. Наша беда заключалась в том, что по советским правилам каждая серия должна была длиться больше часа, иначе фильм не считался полнометражным и имел совсем другое финансирование. Во всем мире уже тогда существовал стандарт телевизионной серии в пятьдесят две минуты. «Собаку Баскервилей» мне пришлось сокращать для показа по Би-би-си.
У меня сохранилась газета «Daily Mirror» с рецензией на фильм. Там есть цитата Маргарет Тэтчер, мол, наш «Холмс» -- лучший из всего того, что она видела. Цитата цитатой, но о степени популярности фильма в Англии мне сложно судить.
-- Намерены ли вы сейчас привести «Холмса» к современным стандартам?
-- Мы уже сделали это. И попали в неприятную ситуацию. Года три-четыре назад канал ОРТ занялся переформатированием прежних телефильмов, среди которых «Вечный зов», «Тени исчезают в полдень» и другие. Но в тех фильмах -- одна история, и достаточно было склеить все серии в одну большую, а затем порезать по пятьдесят две минуты, чтобы получился новый формат. У нас же каждая серия -- это отдельная история.
Сделать новый формат было сложно, но очень хотелось, ведь они переводили оригиналы на цифровую основу. От этого фильмы стали замечательно выглядеть, сразу обновились, помолодели. К тому же, новый формат позволил бы нам продавать их по всему миру.
Как мы это сделали? Владимир Валуцкий, работавший со мной после Фрида и Дунского, написал связующую историю самого Конан Дойла, которого сыграл Алексей Петренко. Мы сняли эпизоды, где Конан Дойл со своим секретарем Вудом создает сборник рассказов о Шерлоке Холмсе. Из наших прежних фильмов мы выделяли отдельные истории, и после очередной дискуссии Конан Дойла с Вудом вставляли эти эпизоды целиком. Так получились новые серии по пятьдесят две минуты. Сериал называется «Воспоминания о Шерлоке Холмсе».
А дальше нам на горло наступил капитализм. Оказалось, что права на все фильмы о Холмсе «Ленфильм» продал «Медиа-Мосту» Гусинского и Владимира Досталя. И те потребовали от ОРТ компенсацию за использование в новом сериале материалов прежних фильмов. Состоялся суд, и новый фильм арестовали. Теперь все наши труды лежат на полке и ждут неизвестно чего. Единственное, что согревает душу, -- то, что все-таки где-то на полке лежит новенький, свеженький киноматериал.
-- Если был бы жив Виталий Соломин и вам предложили бы снимать продолжение «Шерлока Холмса и доктора Ватсона», вы бы согласились?
-- Это нереально. Ведь мы все, и актеры в том числе, прошли все этапы взросления наших героев. Мы и за восемь-то лет сильно изменились. Погрузнели, что ли Вы ведь видите, какими молоденькими были и Василий Ливанов, и Виталий Соломин в первых сериях. Да и Рина Зеленая умерла Но дело не только в этом, а прежде всего в том, чтобы вовремя остановиться и уходя -- уходить. Нельзя два раза вступить в одну реку. Видите, я уже начал говорить сплошными поговорками
Читайте нас в Facebook