«каждый день я или жена прикладывали ухо к груди сына, чтобы послушать, как бьется его сердечко»
«В Баку нет ни одного кардиохирургического центра, где помогают маленьким пациентам»
Сколько мы ни упрашивали 4-летнего Кенана улыбнуться, он все равно оставался серьезным. Только в черных глазках читалось любопытство -- возле малыша собралось слишком много людей.
-- У этого ребенка был большой дефект межжелудочковой перегородки, который обычно нужно устранять до полугодовалого возраста, -- объясняет заместитель директора Института хирургии и трансплантологии АМН Украины заслуженный врач Украины Борис Тодуров. -- Иначе из-за того, что в сердце смешивается артериальная и венозная кровь, страдают сосуды легких. Через них под более сильным давлением прокачивается слишком большой объем крови (этот процесс называется гипертензией в легочной артерии). Дети, родившиеся с таким пороком сердца, постоянно страдают воспалением легких. Со временем сосуды легких уплотняются настолько, что становятся жесткими, плохо сокращаются. Если не устранить порок сердца, ребенок погибнет -- кровь не сможет пройти через легочные сосуды, и малыш задохнется. Иногда можно услышать обывательское мнение: мол, не нужно порок оперировать, ребенок перерастет. Однако такие большие «дырочки» в сердце, как была у Кенана, сами не закрываются.
-- Порок сердца у сына определили, когда ему было два года, -- рассказывает отец мальчика Айдын. -- Кенан часто простужался, поэтому врачи назначили обследование. Обнаружив дефект межжелудочковой перегородки, сказали, что срочно нужна операция. Но, оказалось, в Баку нет ни одного кардиохирургического центра, где помогают маленьким пациентам. В нашей семье не было возможности вывезти сына на операцию за границу. Я работаю механиком. Жена сидит дома: у нас, кроме Кенана, еще двое маленьких детей. Мы подали документы в благотворительные организации, которые занимаются определением на лечение в иностранные клиники. И в мае сотрудники Национального детского фонда Азербайджана пригласили нас на консультацию к украинским хирургам, которые приехали в Баку. А уже 3 июня мы были в Киеве.
-- За два года, которые прошли с того момента, как малышу поставили диагноз, вы заметили какие-то ухудшения его здоровья?
-- Конечно. Он очень быстро уставал, а когда бегал или поднимался по лестнице, задыхался. Знаете, в нашей семье даже появился ритуал: каждый день я или жена, приложив ухо к груди Кенана, слушали, как стучит его сердечко. Оно быстро колотилось. Теперь, после операции, бьется гораздо спокойнее.
Операцию маленькому бакинцу Кенану делали 14 июня. Длилась она около четырех часов. «Нам показалось, что это время растянулось на пять лет», -- добавляет Пилара, мама мальчика.
«Взрослые говорят на разных языках. Дети во всем мире плачут одинаково»
-- Мы -- мусульмане, -- говорит Айдын. -- Я слышал, что иногда родные пациента требуют, чтобы оперировал врач-единоверец, ни в коем случае не христианин. Мы с женой считаем иначе. В Коране сказано: если человек другой веры делает во благо, то ему не нужно противиться. Я и жена бесконечно благодарны украинским врачам -- они спасли от гибели нашего малыша.
-- Честно говоря, мы долго колебались, делать ли этому ребенку операцию, -- говорит Борис Тодуров. -- Бывает, что у детей с таким дефектом, как у Кенана, прооперированных в год, не наблюдается улучшения: гипертензия не уменьшается, сосуды продолжают страдать. А ведь Кенану уже четыре года! Мы рискнули, и, к счастью, у него давление крови в сосудах уменьшилось.
Проведать малыша перед его отлетом домой пришли люди, организовавшие «лечебную» поездку в Киев.
-- Благодаря помощи украинских врачей спасены уже четыре азербайджанских ребенка, -- говорит посол Азербайджана в Украине Талят Алиев. -- Надеюсь, это начало долгого и крепкого сотрудничества. Оно было бы невозможно, если бы не поддержка Академии медицинских наук Украины и лично ее президента Александра Возианова. Помогает и партнерство двух фондов -- азербайджанского национального детского фонда и украинского «Украина -- детям». Кстати, оба возглавляют жены президентов наших стран. Сейчас в Баку идет работа над оснащением клиники необходимым оборудованием для операций на сердце у малышей. В ближайшем будущем бригада украинских врачей поедет в Азербайджан, чтобы обучить на месте бакинских специалистов. Затем наши медики приедут в Киев на стажировку. Так можно будет помочь большому числу азербайджанских детей.
-- Мы готовы поделиться с бакинскими коллегами опытом, наработанными оригинальными методиками, -- добавляет Борис Тодуров. -- Постараемся пригласить в нашу клинику еще детей, которые нуждаются в срочной помощи. Ведь это взрослые говорят на разных языках. Дети во всем мире плачут одинаково. Хочется им помочь.
-- Об успехах наших врачей знают не только в Украине, но и за ее пределами, поэтому обращаются к нам за помощью, -- говорит директор Института хирургии и трансплантологии АМН Украины Валерий Саенко.
Распорядившись, чтобы семье выделили машину, которая доставит Кенана и его родителей в аэропорт, Талят Алиев подарил мальчику игрушечный автомобиль. Оторваться от модели спортивного авто малыш не мог. Теперь, после того как его сердечко начало биться нормально, он сможет бегать за этим «чудом техники», не задыхаясь на каждом шагу.
344Читайте нас в Facebook