ПОИСК
Спорт

Фанаты «челси» перед каждым матчем поют «калинку» и ревут на британских трибунах гимн романа абрамовича: «у нас до хрена денег»

0:00 11 марта 2004
Инф. «ФАКТОВ»
Российский миллиардер намерен купить еще один футбольный клуб -- итальянскую «Рому»

В первые дни марта имя Романа Абрамовича вновь замелькало на первых полосах западных газет. Для этого было много причин. Во-первых, губернатор Чукотки вновь оказался в списке самых богатых людей в мире, который ежегодно составляет американский журнал «Форбс». Это уважаемое издание оценивает его капитал в 10,6 миллиарда долларов! Во-вторых, к Абрамовичу проявило интерес Министерство налогов и сборов России. Тамошние чиновники выдвинули претензии нефтяным компаниям, акциями которых владеет чукотский губернатор, на общую сумму в размере 1,5 миллиарда долларов. В-третьих, словно снова дразня Кремль и Запад, российский миллиардер попытался купить себе еще один именитый футбольный клуб -- итальянскую «Рому». Причем предложил за его акции 400 миллионов евро! Разобраться, кто же такой на самом деле этот таинственный нефтяной барон с далекого российского севера и какую роль он играет в современной российской политике и экономике предпринял популярный немецкий журнал «Штерн».

Абрамович редко появляется на публике

На Новый год он пригласил своих близких друзей во Французские Альпы. На зимнем курорте Куршевель хотел прикупить для них с десяток самых лучших шале. Предлагал любые деньги. Но продавцов не нашлось. И тогда Роман Абрамович снял роскошный отель и поселил в нем российских супербогачей.

Но даже здесь, среди своих друзей, он редко появлялся на публике. Иногда его, с трехдневной щетиной на лице и меланхоличным взглядом, видели пробирающимся по снегу. В потертых джинсах и флисовой курточке он похож на студента.

Роману Абрамовичу 37 лет. Он женат, имеет пятеро детей. Олигарх, нефтяной барон, алюминиевый король и автопроизводитель. Часто повторяет фразу: «В России люди долго не живут. Поэтому мы умеем и любим тратить деньги».

РЕКЛАМА

Его капиталом управляет холдинг «Миллхаус капитал», находящийся в Лондоне и по праву считающийся одним из самых надежных мест в мире для хранения финансов. В британской столице у Абрамовича особняк на суперпрестижной Лаундес- сквер, а в графстве Западный Суссекс -- имение площадью 424 гектара. На этой земле он сейчас строит собственный центр для досуга и занятий спортом.

Этого замкнутого человека называют «серым кардиналом» российской политики, «кремлевским кошельком» или «кремлевским казначеем». Сдержанный, с многосторонними интересами, а главное -- без убеждений. На Западе его имя зазвучало, когда в июле прошлого года он приобрел за 210 миллионов евро «Челси» -- один из сильнейших клубов английской премьер-лиги. Когда Абрамович как-то мимолетом сказал: «Я хочу Дэвида Бекхэма», сразу поползли слухи, что он готов выложить за этого игрока 150 миллионов евро. И больше всех в это верят фанаты «Челси», которые теперь перед каждым матчем своего клуба поют русскую «Калинку» и скандируют во всю глотку новый девиз: «У нас до хрена денег!». Их крики особенно усиливаются, когда в ложе стадиона появляются Роман Абрамович и его вторая жена, красавица-блондинка Ирина, бывшая стюардесса компании «Аэрофлот». На выездные игры они летают на пяти вертолетах -- чтобы поместились все друзья и телохранители. Все, кто имел дело с Абрамовичем, утверждают: «Он невероятно простой и добрый. Сидя у него вечерком в лондонском особняке, запросто можно заказать пиццу на дом!» Но, похоже, в последнее время россиянина больше интересует итальянский футбол, чем итальянская кухня. Через российский концерн «Нафта-Москва», акциями которого владеет миллиардер, он пытается приобрести клуб «Рома». В понедельник сделка была временно отложена.

РЕКЛАМА

21-летний студент создал фирму, выпускающую футбольные мячи

Этот неприметный на вид человек не просто супербогатый инвестор, который захотел поиграть в большой футбол. В России Абрамовича считают главным кукловодом в деле компании «ЮКОС». Скандал вокруг этого нефтяного гиганта привел к аресту конкурента Абрамовича миллиардера Михаила Ходорковского. Его обвиняют в неуплате налогов и мошенничестве. Ходорковский, богатейший из российских олигархов, требовал большей демократии и рвался к власти. Почувствовав угрозу для своего президентства, Владимир Путин отправил его в тюрьму. Это был сигнал. В России начался переворот, который с сарказмом называют октябрьским. Люди из окружения Путина стали контролировать финансовые потоки в ключевых отраслях экономики, используя при этом сговорчивых олигархов. Таких, как Роман Абрамович.

Путь Абрамовича к власти и богатству не был ровным. Он родился 26 октября 1966 года. Был единственным ребенком в еврейско-украинской семье. Когда ему исполнилось всего несколько месяцев, его мать умерла от осложнений после тайного аборта. Отец погиб на работе в результате несчастного случая, когда мальчику было три года. Сироту взял на воспитание его дядя, инженер-нефтяник. Они жили недалеко от Полярного круга в богатой нефтью автономной республике Коми. После школы Рома поступил в Москве в знаменитый Губкинский институт нефти и газа.

РЕКЛАМА

В 1987 году в СССР началась перестройка. 25-летний инженер-химик Михаил Ходорковский заработал свой первый миллион долларов, открыв частный банк. 21-летний студент Роман Абрамович создал частную фирму «Уют», которая выпускала резиновых утят и футбольные мячи. Их продавали на вещевых рынках. На открывшейся бирже он торговал еще и нефтепродуктами. Тогда пропали 55 железнодорожных цистерн с нефтью. Правоохранительные органы допросили по этому поводу студента, но безрезультатно. Вскоре он создал другую фирму -- «Руником», главный офис которой находился в Швейцарии. Она стала перевалочным пунктом для вывоза капиталов принадлежащих ему 40 предприятий!

Время российских олигархов пришло в середине 90-х. Их сумасшедшее богатство зарабатывалось на основе простого и бесстыдного принципа: через свои банки богачи давали страдающему от кризисов государству кредиты. Государство расплачивалось с ними не деньгами, а акциями предприятий. Так олигархи стали владельцами пришедших в упадок, но перспективных заводов и фабрик. В их руках оказались никель и алюминий, телевидение и телекоммуникации, а главное -- нефть. Схема так и называлась -- «Кредиты за акции». Позже с ее помощью финансировалось переизбрание Бориса Ельцина на президентский пост…

Тогда главным олигархом в России был бывший профессор математик Борис Березовский. Он контролировал общенациональный телеканал ОРТ и стал главным доверенным лицом семьи Ельцина. Весной 1995 года к нему, по рекомендации зятя президента, пришел бизнесмен Роман Абрамович. Молодой человек предложил произвести слияние нефтеперерабатывающего завода и небольшой сибирской фирмы в концерн «Сибнефть» с его последующей приватизацией. Но для этого требовалась подпись президента.

Березовский подготовил нужные бумаги в течение трех дней. Ельцину он объяснил, что ему нужны нефтяные доллары, чтобы финансировать ОРТ. Ельцин прекрасно понимал, что без телевидения выборы ему не выиграть. 24 августа 1995 года российский президент подписал указ о создании «Сибнефти». Спустя еще три месяца компанию продают с аукциона. Минимальная цена -- 100 миллионов долларов. Березовский предложил всего 300 тысяч долларов сверх этой суммы и получил «Сибнефть», а партнером сделал Абрамовича. Сейчас стоимость «Сибнефти» составляет 13 миллиардов долларов…

В марте 2000 года олигархи обеспечивают президентский пост послушному, на их взгляд, бывшему офицеру КГБ Владимиру Путину. Но неожиданно Березовский терпит фиаско в своей игре. Слишком громко он стал кричать повсюду, что новый хозяин Кремля находится у него в руках. Путину нужен контроль над средствами массовой информации и над большим бизнесом. Он делает ставку на послушных олигархов. Березовский в их число не входит, поэтому в ноябре 2000 года покидает страну.

Роман Абрамович купил у бывшего партнера за 80 миллионов долларов акции телеканала ОРТ. Чтобы на рассердить людей Путина, он вскоре передал руководство каналом государству. Показав свою лояльность, приобрел затем у Березовского акции «Сибнефти» за 1,3 миллиарда долларов.

Губернатор Чукотки строит культурные центры в самых отдаленных уголках Севера

Роман Абрамович -- осмотрительный человек. Пару лет назад он воспылал любовью к обнищавшим районам Восточной Сибири, находящимся в девяти часовых поясах от Москвы. Чукотка в два раза больше Германии, но живут здесь всего 75 тысяч оленеводов и охотников на моржей. Слишком суровый климат, морозы достигают порой 60 градусов. Большинство населения -- забытые государством эскимосы и чукчи. До появления Абрамовича они ели зимой своих собак, чтобы не умереть с голоду. Но появился миллиардер и стал распределять сахар, масло, хлеб, лекарства, конфеты. Тысячи детей отправил на летние каникулы к Черному морю.

Абрамович стал губернатором Чукотки, получив 92 процента голосов избирателей. И они не жалеют. Сейчас он строит даже в самых отдаленных местах новые дома, школы, культурные центры. Здесь повсюду висят портреты губернатора. На них он изображен со своей знаменитой ухоженной трехдневной щетиной. Он говорит, что инвестировал в этот северный край 200, а может, 300 миллионов долларов. Эти деньги он сэкономил государству, и «совершенно случайно» Чукотка была объявлена внутрироссийской оффшорной зоной. «Сибнефть» платит 13 процентов налогов. Другие нефтяные компании -- в два раза больше.

Но Абрамович человек осторожный и регулярно переводит на Запад парочку миллиардов долларов. Он продал акции алюминиевого концерна «Русал», затем акции «Аэрофлота» и автопроизводителя «Руспромавто»…

Говорят, недавно Владимир Путин неофициально дал понять избранным кремлевским журналистам, что поведение Абрамовича ему не нравится. Президент сказал: «Будем откровенны. Абрамович легализовался, навредив всем нам. Они там на стадионе «Калинку» распевают, а мы тут в грязи сидим!»

В конце января председатель Счетной палаты России объявил, что в этом году будет проверен концерн «Сибнефть» и финансы Чукотки. В марте о крупной недоплате в бюджет заявило Министерство по налогам и сборам. Это означает конец олигарха Абрамовича, пророчествуют одни. Это лишь предвыборные разговоры, утверждают другие…

«Теоретически со мной может произойти то же самое, что и с «ЮКОСом», но я буду пытаться не допустить этого», -- заявил Роман Абрамович.

Пока ничего подобного не предвидится. Фанаты «Челси» по- прежнему ревут на трибунах: «У нас до хрена денег!» Так звучит гимн новой российской революции. Пока это и гимн Романа Абрамовича.

Перевод Наталии ТЕРЕХ, «ФАКТЫ»

 


660

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров