«когда на моей спине разбивали 50-килограммовую гранитную плиту, а в горло и живот упирались наконечники копий, я не чувствовал ударов и боли, но осознавал, что происходит вокруг»
Кто из мальчишек, насмотревшись популярных нынче фильмов с участием Джеки Чана и Джета Ли, не представлял себя в роли всемогущего бойца, лихо расправляющегося с десятками врагов? Многочисленные школы восточных боевых искусств, появившиеся у нас, давали возможность сделать первый шаг на пути к этому. Но лишь у немногих из ребят хватило силенок переступить через себя, а тем более достичь такого уровня совершенства, какого добился наш собеседник, Владимир Скубаев. Шутка ли, выгнувшись мостиком над острым мечом, он даже не шелохнулся, когда у него на животе разбили пудовой кувалдой гранитную плиту
«Лет в десять я начал ходить по доскам с гвоздями, вбитыми острием вверх»
Даже старшие братья расположенной в Киеве школы -- мужчины лет сорока-сорока пяти -- обращаются к юному Владимиру на вы. Сложив руки в особом боевом приветствии, члены школы, входя в зал, где он тренируется, слегка кланяются. Но это не поклонение, а знак уважения к брату, достигшему высот в боевых искусствах. То, что делает Владимир, никто из учеников школы повторить не может. Когда наблюдаешь, как занимается этот парень, возникает ощущение, будто смотришь фильм о древних воинах.
Кроме боевых приемов, Владимир владеет особой техникой йоги -- умеет выгибать и выворачивать суставы. Это позволило ему год назад занять первое место на проходившем в Индии чемпионате Азии по высшей йоге, оставив позади даже местных мастеров.
-- Когда ты проделываешь эти невероятные номера, то, наверное, пребываешь в особом состоянии?
-- Конечно. Если не настроиться как следует, можно получить серьезную травму. В этом состоянии я слышу и чувствую все, происходящее вокруг меня, и одновременно словно нахожусь под куполом большого колокола. Кстати, когда я делал свой первый номер -- у меня на животе разбивали плиту, -- то явно ощущал, что вместо одного-двух ударов получил четыре. В тот момент мое тело было, как каменный столб: меня подняли на руки два человека. Один держал под голову, второй -- под ноги. Только вот плиту взяли не гранитную, а бетонную. Из-за находящихся внутри нее металлических прутьев разбить плиту не удалось, смогли только пробить дыру. Но я выдержал эти четыре удара.
Многие скептики, посмотревшие трюк, который демонстрировался по телевидению, списывали все на силу мышц пресса. Поэтому следующий номер с копьями я делал так, чтобы ни у кого уже не возникало сомнений. Одно копье лезвием я приставил к горлу, два других -- под ребра. Затем, наклонившись вперед, согнул их древка, и только после этого на моей спине разбили 50-килограммовую плиту. Как вы понимаете, дело не в мышцах. Просто в этот момент я концентрируюсь, и даже самое мягкое и не защищенное мышцами место на теле -- ямочка на шее -- становится тверже камня. Поэтому я не чувствую боли и не получаю травм.
-- Говорят, древние воины достигали такого совершенства после 10--15 лет напряженных тренировок. А сколько времени понадобилось тебе?
-- Заниматься я начал с трех лет. Учил меня отец -- преподобный учитель-проповедник Владимир Скубаев, который и является главой нашей школы кунг-фу Ша-Фут-Фань. В этом возрасте я начал тренироваться с помощью нунчак -- это такой вид оружия, представляющий собой две деревянные палочки, соединенные цепочкой. Тренировался, конечно, не боевыми нунчаками, тем не менее, как говорит отец, по лбу получал не раз. С помощью этого снаряда почти два года развивал координацию движений, правильную осанку, ходьбу. Потом с пяти лет начал отрабатывать различные элементарные боевые техники -- удары руками и ногами, несложные приемы. С семи началась серьезная физическая подготовка, ну а в десятилетнем возрасте приступил к медитации. Кстати, в десять лет я впервые начал ходить и лежать на досках с гвоздями, вбитыми острием вверх.
«Первый раз ступить босиком на раскаленные угли было страшновато»
-- Слышал, ты собираешься удивить публику стойкой на одном пальце. Такое можно увидеть только в кино!
-- Да, это сложно, но для подготовленного человека ничего недостижимого нет. Главное -- настроиться на то, что у тебя в одном пальце сконцентрирована вся сила духа. Сейчас как раз к этому готовлюсь. Номер будет выполняться постепенно. Сначала сделаю стойку на двух руках, потом уберу одну руку, и вес тела переместится на пальцы. Постепенно буду убирать пальцы, пока не останусь стоять на одном. Планирую еще и второй номер: меня поднимут на четырех острых копьях. Такой трюк делают шаолиньские монахи. Я встречался с ними, разговаривал. Интересно, что они поднимают человека на копьях, у которых острие плоское и не тупое.
-- Почему ты называешь то, что делаешь, трюками и номерами? Это как-то не вяжется с боевыми искусствами Востока.
-- Это лишь для окружающих. Лично для меня все это -- ступени восхождения по лестнице совершенства, которой нет конца. Выполню стойку на одном пальце -- буду еще более усложнять упражнения. Это как процесс тренировки. Ведь я начинал с малого, на каждом этапе работая с определенной стихией. Начальная стихия -- «дерево». Учился ломать палочки разной толщины, упирая их в шею. В первое время это были тонкие прутики, потом -- все толще и толще, пока не перешел на металлические, которые учился сгибать.
Следующим этапом была водная стихия. Стоя по шею в воде, я оттачивал удары руками и ногами, отрабатывал связки движений. По такой системе тренировали скорость и силу ударов древние воины. Третьим этапом стала стихия «воздух» -- я начал тренировать дыхание. Последняя стихия «огонь» -- одна из самых сложных. Пару раз я даже небольшие ожоги получил, когда водил вдоль тела зажженные факелы, концентрируясь на том, чтобы не обжечься. Все это достигается путем правильного дыхания. Кстати, дыхание -- ключевой фактор, когда учишься ходить по углям босиком. Из горячих углей насыпается дорожка длиной десять метров -- ни меньше, ни больше. В начале дорожки ты должен один раз глубоко вдохнуть, но выдох разбить на десять циклов -- двигаясь по горячей дорожке, с каждым шагом делаешь небольшой выдох, так, чтобы в конце пути полностью освободить легкие от воздуха. Конечно, первый раз ступить на угли было страшновато. Но когда шагнул, то боли и ожогов не почувствовал. Все это напомнило мне ходьбу по доске с гвоздями.
-- Не приходится ли тебе применять свои способности на практике? Сколько человек ты можешь уложить?
-- Как говорит учитель, настоящий мастер не тот, кто может победить в бою, а тот, кто сумеет одолеть врага, избежав схватки. Хотя, конечно, всякое случается. За пределами школы кунгу-фу я обычный человек -- учусь, встречаюсь с друзьями. Иногда приходится вступаться за друзей. Ведь, согласно заповедям школы, я должен поддерживать закон. Причем закон не школы или страны, а общечеловеческие правила добра и справедливости. Если вижу, как пьяные подростки 9 мая срывают с ветеранов ордена, пройти мимо такой жестокости не могу. К слову, братьям и сестрам нашей школы нельзя сквернословить и даже думать плохо о посторонних.
А что касается количества противников, с которыми под силу справиться, мне трудно назвать их число. Настоящий боец должен уметь выйти победителем из любой ситуации. Но, как это ни парадоксально, драться с пятью или шестью противниками проще, чем с двумя. Потому что, чем больше противников, тем больше они мешают друг другу в бою. И умелый боец использует это, сводя численный перевес врага на нет. Кроме этого есть и другие навыки, которые можно использовать в бою. Я, к примеру, владею несколькими видами оружия -- нунчаками, копьем, мечом, тумфой (такая палка с рукояткой), боевой цепью. Однако оружие, согласно правилам школы, мы не носим, да и использование этих навыков не приветствуется.
«Однажды наш учитель не спал девять суток подряд»
-- И этому может научиться каждый, независимо от возраста?
-- Если человек действительно стремится овладеть боевыми искусствами, то возраст не имеет значения. Как-то к нам в школу пришел дедушка 93 лет. Говорит: я всю жизнь занимался и тем и другим спортом, всю жизнь искал себя в том или ином стиле, но так и не смог найти то, что по душе. Начал изучать в нашей школе дыхательную йогу и медитацию. И, надо сказать, добился больших успехов.
Меня часто спрашивают, сколько лет учителю -- моему отцу. Многих удивляет то, что точно назвать его возраст я не могу. Для нас это не принципиально. Поэтому, когда празднуются дни рождения, то о возрасте речь не идет. Сам же праздник символизирует еще одну ступень на пути к совершенству. К слову, немало людей удивляются и другому факту. В основе нашей школы боевых искусств лежит буддистское учение. Но это не значит, что мы буддисты по вероисповеданию. Большинство учеников нашей школы -- православные. А буддизм для нас -- не религия, а учение о совершенствовании человеческого духа.
-- Большие успехи достигаются, видимо, не только тренировками, но и особой системой питания, режимом?
-- Существуют определенные рекомендации, касающиеся питания, образа жизни, тем не менее каждый выбирает то, что подходит лично ему. Я, к примеру, сплю не больше шести часов в сутки, иногда и меньше. Встаю рано -- часов в шесть. Лечь могу и в два, и в три часа ночи. При этом у меня четыре тренировки в день -- на занятия уходит шесть-семь часов. Где я черпаю силы? В перерывах между тренировками, чтобы полностью восстановить свои силы, мне хватает 15 минут медитации. Вообще, настоящие мастера боевых искусств стараются спать как можно меньше. Наш учитель -- мой отец -- однажды не спал девять суток подряд. Восстанавливал силы, медитируя.
Что касается пищи, то первый раз я ем только после трех часов дня, после нескольких часов тренировок. Только к этому времени организм готов к приему еды. Поначалу привыкнуть к такому режиму было непросто -- какое-то время ощущалось чувство голода. Потом же привык. Сейчас ем четыре раза в день, причем очень важно, чтобы пища готовилась не ранее, чем за полчаса до приема -- только тогда она дает чувство сытости и необходимую энергию. А еда, которая разогревается после нескольких часов хранения, уже не дает организму необходимой энергии. Думаю, что у каждого человека были моменты, когда он вроде бы съел много, но не наелся, и, наоборот, съел немного, но чувствует сытость очень долго. Все дело во времени приготовления пищи. Главный принцип в еде: съесть меньше, но получить больше энергии.
-- Учитель вашей школы для тебя одновременно является наставником и отцом. Это как-то сказывается на ваших отношениях?
-- У нас есть четкое разделение. Дома называю отца папой. Но в зале, в школе и в монастыре он для меня учитель. Никогда в присутствии других братьев школы не назову его папой. А вообще в нашей школе существует четкая иерархия. Отец -- учитель и наставник школы. Следующая ступень -- наставники-проповедники, потом идут ученики школы и следом за ними -- рядовые братья. Мое положение, правда, немного отличается от других. Так как я сын учителя, то являюсь преемником школы, то есть тем, кто впоследствии должен будет возглавить школу. Хотя это не означает, что я автоматически стану им. Только в том случае, если буду достоин этого звания, если учитель передаст мне все знания, привезенные им с Востока.
-- Давно твой отец получил знания?
-- Еще в начале восьмидесятых годов он приехал из Лаоса, где учился у великого учителя Занга. Тогда же вместе с учениками в Черкассах, на берегу Днепра, начал строить первый в Украине буддистский храм. Рассказывали, что именно это место указал великий учитель. При закладке фундамента там нашли статуэтку будды (уж очень все это похоже на легенду, но братья школы свято в нее верят, и это их право. -- Авт. ). Многое уже построено, но работы ведутся до сих пор. В стенах храма, как некогда в древние времена, ученики школы тренируются. В храме живет и учитель. Там же кандидаты в ученики школы сдают экзамены, чтобы получить очередное звание в иерархии. Если экзамен сдан успешно, ученик проходит ритуал посвящения. На эти церемонии посторонние не допускаются. Это таинство.
384Читайте нас в Facebook