Министр транспорта украины георгий кирпа: «народ будет оставаться глухим к лозунгам «сверху» до тех пор, пока законы не начнут принимать в интересах большинства людей, а не отдельных прослоек власти»
Основные принципы системной инициативы, если их примут, коренным образом изменят контуры нашего государственного строя. Не согласовав с народом, подобные решения принимать нельзя. Поэтому глава государства и обратился к народу Украины -- своевременно и обоснованно. Ведь когда политические силы начинают выяснять свои отношения на площадях, дело обязательно страдает. Тем более, что президентский проект не появился внезапно.
Скажем, идея двухпалатного парламента рассматривалась еще на заре Независимости -- во время первой подготовки Основного Закона. К этой идее обращался Леонид Кучма и в годы своего премьерства. Поэтому сегодня его позиция выглядит доказательной и последовательной, и не воспользоваться возможностью заметного структурного улучшения конституционной модели было бы для общества ошибочным.
«Ветви власти должны себя реализовать, а не соревноваться друг с другом»
Изучение проекта идет широко и бурно, демократизм его обсуждения -- бесспорный. Неослабевающая борьба ведется за «низы» -- крупные трудовые коллективы, чьим именем и проводится все время большая политика. При данных обстоятельствах многочисленный отряд украинских транспортников -- существенный фактор результативности предварительного опроса трудящихся по поводу изменений отечественной политической системы. Ведь, кроме традиционной сплоченности, железнодорожникам не отказать в массовости -- в своих рядах они насчитывают полмиллиона человек. А если добавить еще четверть миллиона ветеранов отрасли, станет понятной их возможная социальная роль. Ход обсуждения законопроекта анализирует министр транспорта Украины, генеральный директор «Укрзалiзницi» Георгий Кирпа.
-- Георгий Николаевич, каким образом транспортники страны примут участие в развернувшихся ныне баталиях вокруг перспектив реформирования власти?
-- Мне кажется, наша задача довольно понятна. Надо, как советовал сам Президент, сделать минимум две вещи. Первое: проинформировать людей о том, какие же собственно изменения политической системы предусматриваются. И второе -- выслушать аргументированное мнение каждого и конкретные предложения по сути обсуждения. Над этим и работаем.
-- Однако ведь не у всех людей есть политический опыт
-- Разъяснительная работа, конечно же, необходима, и мы ее ведем. Но не следует забывать и о том, что у нас больше половины работающих -- специалисты с высшим образованием, зрелые и умные граждане. К тому же люди понимают, что основное звено нововведений -- возможность перераспределения власти: или в сторону парламента, или в сторону закрепления властных преимуществ президента. А понятие о том, какая у нас Верховная Рада и какой у нас глава государства, есть у каждого. Как, кстати, и о тех, кто уже видит себя будущим президентом. В конце концов, речь идет об ответственности высших менеджеров общества за свои действия. Ведь с точки зрения здравого смысла и государственной целесообразности ветви власти должны себя реализовать, а не соревноваться друг с другом. И главная цель президентских реформ -- работоспособность системы власти в стране, ее обязательная направленность на достижение значимого для народа результата.
-- По заключениям экспертов, подход к государственному строительству, заложенный в инициативах Президента, полностью созвучен определяющим тенденциям политического структурирования в современной Европе. Если так, то что тут обсуждать?
-- Видите ли, если даже на железнодорожном транспорте действуют две колеи -- широкая и узкая, то что же тогда говорить о политике? А если серьезно, то представление о том, что наше общество апатично -- неверно. Только появившись, проект конституционных изменений сразу приобрел широкую огласку. Наверное потому, что попал «в десятку». И спикер Верховной Рады Владимир Литвин недавно сообщил, что уже есть как минимум пять законопроектов, составляющих парламентскую конкуренцию президентскому варианту.
-- Но это ведь не «творчество масс», а работа профессиональных законодателей
-- Не волнуйтесь, за массами тоже не задержится. В трудовых коллективах уже второй месяц продолжаются бурные дискуссии по этому вопросу. Для их обобщения в транспортных подразделениях созданы соответствующие общественные приемные. И пусть кому-то это покажется преувеличением, но они работают круглосуточно -- с учетом специфики нашей работы. Точки зрения, как правило, люди излагают письменно, но фиксируются и устные заявления. Только в «Укразалiзницi» в обсуждении приняло участие около 600 тысяч сотрудников
-- И о чем уже можно говорить наверняка?
-- Президентские инициативы поддерживают более 90 процентов наших работников. Люди считают, что предложения Леонида Даниловича Кучмы направлены прежде всего на улучшение их жизни, и это встречает живой отклик. Обсуждение недвузначно выявило, что наш Президент сейчас имеет стабильно высокое доверие транспортников.
«За 12 лет независимости у нас сменилось 11 правительств!»
-- Георгий Николаевич, а как вы лично относитесь к возможным нововведениям?
-- Тут никакой тайны нет. Я исхожу из того, что нам крайне необходимо поднять уровень жизни людей. То есть надо энергично, не теряя времени, поднимать экономику страны. А без активности граждан этого сделать еще никому и нигде не удавалось. В свою очередь, народ будет оставаться глухим к лозунгам «сверху» до тех пор, пока законы, которые творятся его избранниками, не начнут принимать в интересах большинства людей, а не отдельных прослоек власти. Тут должно быть хоть какое-то разумное равновесие. Ведь голосование по типу «ты -- мне, я -- тебе» не имеет ничего общего с заботой о человеке труда. Мы же хорошо знаем, Кто идет в парламент, Как и Зачем.
Отсюда и моя позиция. Я считаю: то, что конституционная реформа назрела, -- несомненный факт. Ее направления понятны и мотивированы. Президент сказал откровенно: система сегодняшней власти недееспособна. Мы это и сами видим по многим признакам. Чего стоит уже тот факт, что за 12 лет независимости у нас сменилось 11 правительств! Что можно успеть сделать при таких условиях? Партии сейчас не могут взять на себя реальную ответственность за действия правительства на исторически приемлемый срок -- они слишком мелкие, часто откровенно номинальные. Поэтому прежде всего нужно изменить структуру парламента. Каким образом?
Посмотрим на Западную Европу -- Великобританию, Италию, Германию, Францию, Испанию, Бельгию, Нидерланды, Ирландию, а также на соседнюю с нами Турцию. Все эти страны имеют двухпалатный парламент. Одна палата только в Дании, Греции, Португалии и Люксембурге -- но эти страны, на мой взгляд, никогда большую политику на континенте не определяли. Так что это скорее отклонение от евротрадиции.
Возьмем страны поближе к Украине: Польша, Чехия, Румыния, Хорватия, Словакия -- две палаты. В мире: Канада, США, Австралия, Индия, Япония -- тоже две. Или уже совсем наглядный пример. Не так давно в составе государственной делегации я побывал в странах Средней Азии. Знаете, где наиболее зрелые и заметные реформы? В Киргизии. Она уже давно состоит членом Всемирной организации торговли. И парламент -- двухпалатный. То же и в Таджикистане. То есть и статистика и тенденция этого вопроса однозначны.
Украине же двухпалатный парламент нужен еще и потому, чтобы баланс власти имел региональную основу. Этот принцип обеспечит нам не только всеукраинское представительство, но и более взвешенную законодательную практику. Теперь детали. Я считаю, что в случае неэффективной работы глава государства должен иметь четкую возможность распускать парламент как это и делается в странах развитой демократии. Прекрасно понимаю, что идеального государственного устройства не существует, но 12-летняя история нашей страны дает достаточно оснований для уточнений Основного Закона. И приятно, что транспортники разделяют мои убеждения.
«Надо работать -- тогда придут и успех и достаток»
-- По вашему мнению, чем вызвано подобное направление мыслей и настроений работников отрасли?
-- Практически единодушную поддержку президентских инициатив люди мотивируют прежде всего вниманием главы государства к транспортной отрасли. Ведь в свое время именно президентский Указ 2000 года стал основой динамичных реформ, произошедших в «Укрзалiзницi» и проводимых на транспорте в целом. Тогда нам пророчили: при существующей законодательной базе, в условиях действующего хозяйственного механизма добиться решительных изменений невозможно. И где теперь те пророки? Оказалось, что когда собственную бездеятельность не списывать на обстоятельства, а энергично и последовательно работать на результат, то и законов хватает, и резервов имеем достаточно. Да и с парламентом можно продуктивно сотрудничать -- в направлении совершенствования правовых и нормативных рамок хозяйствования.
Гордиться нам действительно есть чем, особенно железнодорожникам. Отрасль из недавно убыточной превратилась в исключительно рентабельную -- с чистой прибылью около трехсот миллионов гривен. Железная дорога развивает международные транспортные коридоры, втрое увеличила капитальные вложения в модернизацию колеи. Среднемесячная зарплата специалистов основных профилей тоже значительно возросла, к нам охотно пошла молодежь. Объем платежей предприятий Министерства транспорта Украины в государственный бюджет постоянно растет. И основную их часть -- до 62 процентов вносит «Укрзалiзниця». Красноречивая цифра, не так ли? Она достигается прежде всего простыми и справедливыми «правилами игры» на рынке транспортных услуг благодаря четкой защите государственных интересов, умению зарабатывать деньги.
В то же время мы прикладываем значительные усилия для построения в стране социально ориентированной экономики европейского типа. Скажем, «Укрзалiзниця» постоянно выполняет нерентабельные, но социально важные перевозки почти за свой счет, удовлетворяет спрос на внутренние транспортные услуги по очень доступным тарифам, создает новые рабочие места, дает толчок развитию других отраслей. Авиаторы снижают цены на билеты, активно развивают маршрутную сеть, пассажирский автотранспорт приступил к реализации народной программы «Сельский автобус». Нашим лозунгом остается соединение европейского уровня качества обслуживания с традиционной безопасностью, удобством и доступностью для людей всех видов транспорта.
Скоростные поезда, современные железнодорожные и аэровокзалы, обновленные пути, отечественные пассажирские вагоны, европейский уровень сервиса, успешные предприятия, возрождение престижа звания транспортника -- все это достигнуто неутомимым трудом удивительно способных коллективов отрасли. И что характерно -- во всех тормозящих условиях переходного общества. Проще говоря, надо работать -- тогда придут и успехи и достатки. Это хорошо ощутили транспортники, чья жизнь улучшается со дня на день.
И все эти изменения к лучшему стали возможными благодаря развернутому реформированию отечественного транспорта, его решительной модернизации, созданию гибкой и эффективной системы управления, возрождению трудовой мотивации работников. А когда наше трудовое движение будет поддержано еще и парламентским обновлением, результаты окажутся еще более масштабными и всеохватывающими. Я верю в необходимость и необратимость реформ, и убежден в их пользе для общества. Последнее слово скажет народ.
363Читайте нас в Facebook