Обломки немецкого «юнкерса», поднятые со дна черного моря, рассыпались в пыль уже после трех суток пребывания на воздухе
С августа по ноябрь специалисты Межотраслевой лаборатории исторических исследований Института археологии Национальной АН Украины изучали дно Тендеровского и Ягорлыцкого заливов Черного моря, озера Сиваш, Днепра (в районе знаменитого Лютежского плацдарма). Они искали сбитые самолеты и другую боевую технику военных времен.
-- Это заказ государственного предприятия «Укроборонсервис» -- поднять и восстановить для музеев образцы давних армейских машин, -- говорит директор Межотраслевой лаборатории исторических исследований Сергей Воронов. -- Спустя более полувека после окончания войны искать такую технику на суше малоперспективно, поэтому выбрали водоемы. По архивным данным и информации военных очевидцев мы наметили исследовать ряд подводных объектов -- прежде всего, в Тендеровском заливе под Очаковом, где ожидали найти легендарный в тех краях «Юнкерс». Люди рассказывают, что в 1941 году в этом самолете летел немецкий генерал, который вез план наступательной операции. Но наши зенитчики, находившиеся на Тендеровской косе, сбили фрица. Одного из членов экипажа якобы удалось взять в плен. Он и рассказал о секретных документах. А генерал, вероятно, погиб. Немецкое командование ничего не знало о его судьбе и портфеле с бумагами, поэтому было вынуждено перенести сроки наступления. Подтверждающих эти рассказы документов в архивах мы не обнаружили, однако короткое донесение о сбитом «Юнкерсе» нашли. Рыбаки смогли точно показать, где он затонул, ведь они регулярно цепляются за него сетями.
У нас было два судна, в том числе специальный водолазный бот, предоставленные властями Херсонской области. После нескольких погружений стало ясно, что поднять «Юнкерс» целиком, к сожалению, не удастся -- он серьезно испорчен коррозией, развалился на куски. Причем эти фрагменты находятся на глубине 14 метров под слоем песка и ила. К тому же оказалось, что кто-то до нас похозяйничал в кабине и снял авиаприборы. Поэтому так и не удалось проверить правдивость рассказов о генерале и другую версию, что это один из «Юнкерсов», на котором летал суперас люфтваффе Ганс-Ульрих Рудель. За его голову Сталин назначил премию в 100 тысяч рублей, ведь к концу войны на счету Руделя было 519 уничтоженных бомбами советских танков. По крайней мере, такую цифру называют немецкие историки. Руделя сбивали 32(!) раза, в том числе в боях на юге Украины в 1941 году. Но он ни разу не попал в плен, более того -- лично спас шесть экипажей подбитых немецких самолетов: садился и забирал их в свою машину.
Мы подняли со дна несколько фрагментов «Юнкерса», но уже через трое суток пребывания на воздухе они рассыпались в пыль. Для металла, пробывшего в морской воде 60 лет, воздух оказался еще более агрессивной средой. Мы этого ожидали и запаслись специальным консервантом -- обработали им поднятое на поверхность крыло «Юнкерса».
Перебравшись на берег соленого озера Сиваш, мы смогли использовать для поиска затонувшей техники летательный аппарат -- мотодельтаплан. Глубины в Сиваше небольшие, и с высоты зачастую можно увидеть, несмотря на мутную воду, что находится на дне. В Сиваше мы нашли несколько самолетов и надеемся, что хотя бы один из них удастся поднять целиком, ведь знаменитые лечебные грязи соленого озера действуют на металл как природный консервант. Самолеты времен войны удалось обнаружить также в Ягорлыцком заливе и на Днепре. Будущей весной мы попытаемся провести операцию по подъему какой-либо из этих машин.
298Читайте нас в Facebook