ПОИСК
Происшествия

«после удара правый борт «адмирала нахимова» раскрылся, как застежка «молния», и шестипалубный теплоход ушел под воду за 7--8 минут»

0:00 2 сентября 2003
Обстоятельства гибели «Адмирала Нахимова», его пассажиров и членов экипажа вспоминают член следственной бригады Генпрокуратуры СССР Арнольд Нырко и старпом судна Евгений Боровлев

Семнадцать лет назад, 31 августа 1986 года, за сорок минут до полуночи был протаранен и через десять минут затонул крупнейший пассажирский пароход -- «Адмирал Нахимов». В результате катастрофы погибли 423 человека, 65 значатся пропавшими без вести. Эта трагедия наряду с легендарным «Титаником» черной строкой вписана в историю мирового мореплавания. Тем не менее, в «Морском энциклопедическом справочнике» (Ленинград, 1987 год), размещена пространная статья о гибели «Титаника», а об «Адмирале Нахимове» -- ни строчки. Отсутствует какое-либо упоминание об этом пароходе и в «Морском энциклопедическом словаре» (1991 год). Вроде бы, его и вовсе не было…

Сегодня «ФАКТЫ» предоставляют слово тем, кто и по сей день пытается разобраться в причинах этой ужасной трагедии.

«Выводы следствия произвели эффект разорвавшейся бомбы»

Вечером 31 августа 1986 года только одно судно выходило из Новороссийского порта -- «Адмирал Нахимов». А океанский балкер «Петр Васев» единственный входил в порт. Море было тихим, видимость стопроцентная. Капитаны обоих суден дважды оговорили по радиотелефону условия расхождения на подходе к акватории порта, никаких проблем не возникало. Кто бы мог подумать, что через 42 минуты суда столкнутся, не сумев разойтись в районе Дообского маяка, а спустя еще семь-восемь минут девятипалубный гигант «Адмирал Нахимов» затонет, увлекая за собой многочисленных пассажиров и членов экипажа. (Для справки: протараненный «Титаник» после столкновения с айсбергом держался на плаву более четырех часов!).

-- Для подготовки судебно-технической экспертизы нам нужно было изучить и проанализировать техническую документацию, допросить свидетелей, -- вспоминает Арнольд Нырко, в то время следователь по особо важным делам Одесской транспортной прокуратуры, входивший в состав следственной бригады Генеральной прокуратуры СССР, которая расследовала причины гибели «Адмирала Нахимова». -- Экспертиза должна была дать ответ на вопрос: как техническое состояние судна повлияло на столкновение и на его последствия? Нам предоставили документы, начиная с 1946 года -- с момента поднятия судна со дна Балтийского моря.

РЕКЛАМА

Изучая ремонтную документацию (ремонт, как правило, выполняли болгарские корабелы), мы заметили, что в числе корпусных работ значилось восстановление наружной обшивки обоих бортов. Это судно строилось в начале двадцатых годов минувшего столетия, когда еще не применялась электросварка, и металлические листы для обшивки корпуса соединяли металлическими заклепками -- их загоняли раскаленными в специально высверленные отверстия.

После десятилетий эксплуатации заклепки расшатались, возникла водотечность корпуса. По инструкции надлежало вынуть заклепки и вставить новые тем же способом, «по-горячему». Для этого пришлось бы демонтировать внутренние помещения -- работа трудоемкая, длительная и дорогостоящая. К тому же к 50--60-м годам время клепки судов уже ушло, практически не осталось ни соответствующего оборудования, ни специалистов, знавших этот метод. Поэтому расшатавшиеся заклепки не вынимали, а просто сверху обваривали. Кстати, инженеры болгарского Регистра в том числе и из-за этого обстоятельства не давали разрешения «Адмиралу Нахимову» на выход в Мировой океан, и с 60-х годов он совершал рейсы только во внутренних водах, неподалеку от берегов.

РЕКЛАМА

В момент рокового столкновения с сухогрузом «Петр Васев» эти расшатавшиеся заклепки сыграли злую шутку со старым судном. В материалах уголовного дела отмечено, что произошло серьезное разрушение правого борта. Отчего? Мы нашли ответ на этот вопрос. После мощнейшего удара, нанесенного под углом, тысячи старых заклепок стремительно вылетели из пазов, и правый борт раскрылся, как застежка «молния». К тому же, на «Адмирале Нахимове» в момент столкновения не были задраены иллюминаторы и люки, которые положено задраивать при выходе в открытое море. Если бы не это, возможно, последствия столкновения были бы менее трагичными.

Выводы следствия произвели эффект разорвавшейся бомбы -- получалось, что советский пассажирский флот небезопасен! А вскоре нас поблагодарили за работу и… попросили сдать дела. Вопрос о техническом состоянии «Адмирала Нахимова» больше нигде и никогда не поднимался. Не звучал он и в ходе судебного процесса по факту аварии… Впрочем, так же не была дана правовая оценка действиям диспетчерских служб Новороссийского морского порта.

РЕКЛАМА

«Дальнейшая судьба капитана зависела от начальника регионального управления КГБ»

Полным откровением даже для тех, кто в свое время имел возможность досконально ознакомиться с материалами уголовного дела по факту гибели «Адмирала Нахимова», являются выводы капитана дальнего плавания Евгения Боровлева.

-- За год до этой трагедии я с «подачи» всемогущего тогда парткома был понижен в должности и «сослан» на «Адмирал Нахимов» в качестве старпома (старшего помощника капитана). Возглавлял тогда экипаж опытный капитан дальнего плавания Вадим Марков, которого по инициативе того же всемогущего парткома тоже «сослали» на это судно, сняв его с заграничных рейсов. Капитану приписали какие-то нарушения в ранее возглавляемом им экипаже, хотя сам он, насколько я знаю, ничего не нарушал. (До «Нахимова» Марков был капитаном на «Леониде Брежневе» -- одном из крупнейших, тогда относительно новом, пассажирском лайнере Черноморского пароходства. -- Авт. ).

Выходя из Новороссийского порта, «Адмирал Нахимов» взял курс на Сочи, зная, что входивший в порт «Петр Васев» должен уступить ему дорогу, согласно распоряжению диспетчера поста регулировки движения (ПРД). На мостике пассажирского теплохода находился опытный штурман, второй помощник капитана Чудновский, который в должности второго помощника ходил по знаменитой Крымско-Кавказской линии уже двенадцать лет. Почему так долго без повышения? Все предельно просто. Чудновский с отличием окончил штурманский факультет Ленинградского военно-морского училища имени Фрунзе и был направлен на корабли ВМФ. Вдруг в КГБ обнаружили «изъян» в его биографии -- родственники за границей. Офицер-еврей, да еще с родней «за бугром» -- немедленно демобилизовать! Чудновского приняли на работу в Черноморское пароходство, но продвижение по службе и дальнее зарубежье для него были закрыты навсегда…

Когда Чудновский остался на мостике «Нахимова», действия его были грамотными. Ни в одном из документов, отражавших ход расследования аварии, не указано, что вахтенный помощник капитана парохода «Адмирал Нахимов» действовал неправильно. Погиб он той ночью смертью, достойной истинного морехода…

Почему же покинул мостик капитан Марков? Дело в том, что пароход отчалил от причала Новороссийского морского вокзала не по расписанию, а со значительной задержкой. Причиной было опоздание одного из пассажиров -- генерала А. Крикунова, руководившего управлением КГБ в Одесской области, который вместе с женой, дочерью и внуком сел на судно в Новороссийске. (Все они той ночью погибли). Для высокопоставленного пассажира была забронирована каюта-суперлюкс. Именно туда торопился капитан -- не футбол смотреть по телевизору (как писали некоторые СМИ), а на званный ужин к генералу. Ведь от этого гэбистского чина во многом зависела дальнейшая судьба «ссыльного» Маркова.

«Спасательные шлюпки на «Нахимове» оказались… неспускаемыми!»

-- Выбежав из люкса сразу же после столкновения, Марков три минуты карабкался на капитанский мостик при стремительно растущем крене судна, -- продолжает свой рассказ Евгений Боровлев. -- Когда добрался туда, шлюпки левого борта спускать было уже невозможно: конструкция шлюпбалок рассчитана на крен не более двадцати градусов. Спускать шлюпки правого борта было бесполезно: при столь значительном крене их попросту невозможно подтянуть, чтобы усадить пассажиров. Более того, спасательные шлюпки на «Адмирале Нахимове» оказались… неспускаемыми! Фундаменты шлюпбалок и палуба под ними были разрушены коррозией и при спуске могли отломиться и упасть… Такое уже случалось при учебной тревоге, после чего шлюпки уже не спускали -- по приказу из ЧМП (Черноморского морского пароходства). Офицеры об этом знали.

Маркова, как и многих других, просто «стряхнуло» с палубы, крен которой достиг 40 градусов. Его, как и остальных, кому повезло остаться в живых в ту страшную ночь, выловили спасатели.

Что же происходило на капитанском мостике «Петра Васева»? Современный балкер находился в отличном техническом состоянии, был оснащен, в отличие от «Нахимова», новейшим навигационным оборудованием. В том числе САРПом -- электронной вычислительной машиной японского производства, на экране которой высвечивались варианты и схемы расхождения судов. После незапланированной задержки «Нахимова» в Новороссийске «Васеву» дали команду с поста регулировки движения задержаться и заходить в порт после выхода «Нахимова». Задержка негативно сказывалась на выполнении рейсового задания экипажем балкера: в порту простаивали причал, железнодорожные вагоны, грузчики… Диспетчер порта торопил, а молодой капитан «Васева» Виктор Ткаченко старался и полностью доверял САРПу, не учитывая, что лаг, показывавший скорость судна, был советского производства и не сопрягался по конструкции с японской техникой…

Когда «Нахимов» вышел из порта, «Васев» прибавил ход, чтобы судно поскорее вписалось в график. Ситуацию контролировали по САРПу, который показывал, что все нормально. И вдруг вахтенный доложил капитану: «Идем на «Нахимов». Капитан оторвался от прибора и дал команду: «Полный назад!» Машина остановилась и заработала назад. Тогда-то и произошло стокновение. Подводная часть носа «Петра Васева» представляла собой мощный многометровый таран и именно носовой бульб (выступ) сухогруза взрезал борт «Нахимова», образовав пробоину более 80 метров!

Юрисдикция поста регулировки движения распространяется только на территориальные воды порта, а за их пределами указания поста носят рекомендательный характер. На экране радара лоцманы-операторы ПРД ведут суда также, как авиадиспетчеры самолеты. (На эти должности назначаются капитаны, которые в силу каких-либо обстоятельств не ходят в рейсы). Следовательно, лоцман-оператор не мог не видеть, что курсы судов ведут к столкновению. И все же не выдал рекомендации на расхождение…

Теперь о том, как было организовано спасение. В Новороссийске базировался отряд аварийно-спасательных и подводно-технологических работ. Однако ни спасательными судами, ни соответствующим оборудованием для спасения людей он не располагал. Операция проходила стихийно. Раньше всех у места трагедии оказались маленькие катера пограничников, затем подошли портовые буксиры. Подъем людей из воды затянулся более чем на четыре часа. Находившиеся в воде переохлаждались и тонули…

Наконец, основное: почему «Нахимова» продолжали эксплуатировать, несмотря на ужасающее техническое состояние?!

Технический надзор за судами осуществляет Регистр. Однако в то время Регистр являлся подразделением Министерства морского флота СССР. Когда сотрудники Регистра в очередной раз запрещали эксплуатацию судна, чиновники докладывали министру, а тот «давил» на директора Регистра…

Когда происходила серьезная морская (и не только) катастрофа, чтобы прикрыть и свои грехи, и системы в целом, виновных назначали по указанию «сверху». В данном конкретном случае, конечно, в какой-то степени виноват капитан «Петра Васева» Виктор Ткаченко. Однако определенное ему наказание (15 лет лишения свободы, как и капитану «Нахимова» Маркову. Оба были амнистированы через шесть лет. -- Авт. ) значительно превышало степень его виновности.

Моряки-профессионалы понимали, что степень виновности капитана «Адмирала Нахимова» Маркова -- минимальна. Поэтому, когда он вышел из мест лишения свободы, его приняли на должность капитана-наставника в Черноморском пароходстве. Даже сейчас, когда ему уже под восемьдесят, Марков еще востребован, что подчеркивает высокий класс его как специалиста. (К слову, сам Евгений Михайлович Боровлев также остается востребованным: он преподает на курсах при Одесской государственной морской академии. -- Авт. ).

«О трагедии «Адмирала Нахимова» сейчас мало кто вспоминает»

-- Самое страшное -- это человеческое равнодушие, -- говорит руководитель благотворительного фонда «Нахимовец» Галина Андриевская. (Она, можно сказать, выросла на борту «Нахимова»: ее мама три десятилетия плавала в составе экипажа и тоже погибла в в августе 1986-го. -- Авт. ). -- Трагедию «Адмирала Нахимова» стремились замолчать еще тогда, в 1986-м. Тем более о ней мало вспоминают сейчас. А ведь остались люди, у которых страшная беда отняла родных и близких! Несмотря на то, что о нас всячески стремятся позабыть, не помогают, «не пущают», мы все же организовали традиционный рейс памяти. 29 августа родственники, близкие, друзья погибших пассажиров и членов экипажа -- из всех областей Украины -- отправляются в Новороссийск. Мы очень признательны начальнику Одесского морского порта Андрею Егорову, выделившему для этой поездки комфортабельный автобус. Искренне признательны за поддержку заместителю мэра Одессы Леониду Сушкину.

786

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров