Контрабандисты пытались провезти под видом поленьев Бивни мамонта, а бутылки со спиртом спрятали в колеса джипа
Таможенный переход на границе Украины с Польшей. На досмотр подъезжает очередная машина. Ее пассажир -- средних лет поляк -- объясняет инспектору, что ездил в гости к товарищу и теперь возвращается домой. Ничего запрещенного он, естественно, с собой не везет. Таможенник бегло просматривает декларацию и удивленно смотрит на водителя: в документе черным по белому написано, что поляк хочет вывезти из Украины два полена.
-- А дерево-то зачем везете?
-- Камин буду топить.
-- Что, в Польше дрова кончились?
Поляк отвечает что-то невразумительное в том смысле, что, мол, хочу -- и везу, не запрещено ведь. Озадаченный инспектор заглядывает в багажник. Действительно, два полена. Рассеянно переворачивает одно из них. И вдруг обнаруживается, что сделать это не так уж просто: дровишки непривычно тяжелы. При внимательном осмотре оказывается, что поленья вовсе не из дерева. Это мастерски раскрашенные куски бивней мамонта, каждый из которых весит почти десять килограммов. Естественно, «дрова» у поляка конфисковали.
Женщины прячут сигареты в подошвах туфель или приклеивают к телу липкой лентой
Конечно, подобный «улов» бывает у таможенников не каждый день, но без работы им сидеть не приходится. Люди во все времена стремились перемещать через границы именно те товары, которые провозить нельзя, так как на этом можно заработать. Такой нехитрый промысел является одним из наиболее популярных на приграничных территориях Украины и Польши, поскольку дает возможность выживать десяткам тысяч семей. Поэтому к пограничным переходам всегда выстраиваются длинные очереди, в основном в них стоят желающие подзаработать на разнице между ценами по две стороны границы.
Пеших людей, снующих туда-сюда через границу, таможенники называют «муравьями». Они так же, как и трудолюбивые насекомые, перемещают на себе значительные грузы. «Муравьями» в основном работают женщины. Они энергичнее мужчин, да и обыскивают их не так тщательно.
Каждый таможенный инспектор, работающий на переходе, знает всех окрестных «муравьев» в лицо. Со многими по-приятельски здоровается.
-- Что в основном везут через границу? -- спросил я у инспектора.
-- Главный товар -- сигареты и спиртное. Цены на них на той стороне намного выше, чем в Украине.
-- А сколько можно провозить за один раз?
-- С вывозом из Украины проблем нет. Однако существуют ограничения с польской стороны. Тамошние власти не позволяют ввозить больше двух блоков сигарет и двух бутылок водки. Поэтому все остальное людям приходится припрятывать.
-- Сколько зарабатывают «муравьи»?
-- «Легальная» партия товара -- две бутылки водки и два блока сигарет -- дает человеку 18--20 гривен прибыли. А уж сколько он заработает сверх этого, зависит от того, какое количество товара сможет пронести.
-- Для этого используются какие-нибудь хитрости?
-- Сколько угодно! Вот, например, с недавних пор у женщин вошли в моду польские туфли на толстенной платформе. Молодые девчонки почти поголовно в них через границу шастают. Я одну знакомую спрашиваю: «В чем секрет?» Ведь неспроста же они себя так мучают. «Ну только для вас», -- говорит. Снимает туфлю и показывает: в подошве вся внутренность выдолблена и напихано целых восемь пачек сигарет! И во второй -- то же самое. Вот и дополнительный заработок. Но вообще-то, в основном носят, конечно, на себе.
-- Как?
-- А вон за тем домом они пакуются, -- махнул рукой инспектор в сторону небольшой гостиницы. -- Пойдите у них спросите.
С большим трудом мне удалось разговориться с одной из женщин, выходивших из-за гостиницы. Никакой особой поклажи с ней не было. Лишь обычная сумка, в которой лежала разрешенная к вывозу порция сигарет и спиртного.
-- Как вам удается проносить с собой товар?
-- А что, вы думаете, я и правда такая толстая, какой кажусь?
Отвечать на этот вопрос непросто -- дама действительно полновата.
-- Чтоб вы знали, на мне сейчас 20 блоков сигарет.
-- Как же вы их упаковываете?
-- Очень просто. Берется скотч и на на него одна за другой наклеиваются пачки сигарет. А потом эту ленту я равномерно наматываю на себя по всему телу. Сверху надеваю что-нибудь плотное, чтоб углы не выступали. Для полного комплекта -- пару плоских фляжек спирта в колготки. Сверху плащ-балахон -- и вперед на переход.
-- И летом так одеваетесь?
-- А кому какое дело? Имею право опасаться дождя в любую погоду.
-- Здесь все так много носят или только вы?
-- Кто как умеет. Одна десять блоков намотает и больше не может. А вот моя соседка -- она у нас чемпионка -- за раз переносит через границу 48 блоков сигарет. Работа эта, конечно, нелегкая. Попробуй такое количество товара просто поднять, а тут надо тащить на теле, да еще и не потерять по дороге. Все тело у нее в синяках от этих коробок. Мягкие ведь пачки на вывоз не идут.
Но ничего, зато и зарабатывает прилично: 60 долларов за каждую ходку. В день делает две ходки, а иногда -- даже четыре.
-- И что, каждый день так работает?
-- Если каждый день ходить, так свихнуться можно. Да и дел дома полно. Дети требуют внимания. Так что два-три дня в неделю трудимся, а остальное время проводим с семьей.
У моей соседки муж умер. Она шестерых детей сама подняла. Зарабатывает порядка 1500--1800 долларов в месяц. Дом построила прекрасный. Старшему сыну купила машину, он теперь ее к границе подвозит.
«Наспиртованную» шину таможенники определяют с помощью обыкновенного манометра
Естественно, движение товара через границу происходит не только пешим порядком. Любые грузы гораздо удобнее возить на машине. Поэтому на всех переходах стоят длиннющие очереди автомобилей, многие из которых везут тот же набор товаров, что и пешие ходоки.
Удобнее всего прятать спирт в покрышках. Для этого используются автомобили с бескамерными шинами. В автомастерской покрышку снимают, закладывают в нее пластиковые бутылки со спиртом и снова надевают на колесо. Затем колесо накачивают -- и можно отправляться на границу. Обнаружить такую контрабанду визуально невозможно. Однако таможенники приспособились: «наспиртованную» шину определяют при помощи обыкновенного манометра. Стандартное давление в шине легкового автомобиля -- около 2 атмосфер, а «спиртовую» накачивают гораздо туже -- до 3,5--4 атмосфер. Причиной тому -- наши дороги. Если трястись по родимым ухабам на шинах с обычным давлением, то бутылки просто будут раздавлены. Поэтому приходится накачивать их намного туже, чтобы сохранить драгоценный товар.
Такой бизнес, естественно, намного выгоднее «пешеходного», поскольку товара за ходку можно провозить больше. Например, таможенники однажды разоблачили контрабандиста, возившего спирт в колесах джипа «Чероки». В каждое колесо ему удавалось упаковывать по 50 литров жидкости.
Правда, джип есть не у каждого. И вообще для «приграничного бизнеса» стараются не использовать дорогих машин. Работа рискованная, а кому охота подвергать опасности приличный автомобиль. Поэтому очередь на пропускном пункте состоит в основном из латаных скрипучих «Жигулей», «Москвичей» и «Волг». Чтобы перевозить спирт в таких машинах, умельцы наловчились переоборудовать бензобаки. В бак вставляется еще один маленький бачок, куда вмещается бензина ровно столько, сколько нужно, чтобы пересечь границу и вернуться назад. Остальное пространство бака заполняется спиртом. Впрочем, таможенники нашли способ борьбы и с такой уловкой. Для этого на таможенном переходе заводят эндоскоп -- зонд, который используется для исследования желудка и кишечника. С его помощью можно заглянуть внутрь бака и посмотреть, насколько он велик.
Пакуют бутылки со спиртом еще и в дверцы, под крылья машины. При этом бутылки помещают в носки или колготки -- тогда они не блестят под лучами фонариков. «Упаковывают» машину уже перед самой границей, чтобы не растерять товар по дороге. На одном из пограничных переходов решили затруднить контрабандистам жизнь и прорыли вдоль подъездной дороги глубокие канавы, чтобы нельзя было съезжать на обочину. Однако и это не поставило людей в тупик. Они стали привозить с собой толстые доски и перебираться через канавы по ним.
Поляки везут из Украины колбасы, овощные консервы и даже бахчевые
С 29 сентября свободный переход через границу между Польшей и Украиной будет временно прекращен. Это связано с введением визового режима. Пока установится новая процедура, «муравьям» с обеих сторон придется отдохнуть. Предполагается, что затишье продлится месяц, после чего переход границы возобновится, но украинцам для этого уже понадобится виза.
-- Заметно ли оживление среди «муравьев» в связи со скорым прекращением бизнеса? -- спрашиваю таможенника.
-- Среди наших -- нет. Они всегда работали в полную силу. А вот поляки действительно стали активнее. Везут из Украины все больше товара. Причем не только сигареты и спиртное, но и продукты питания. В выходные дни магазины в приграничных городах выметаются практически начисто. Иду как-то на работу и подсчитываю -- на переходе стоят 98 польских машин. Спрашиваю одного водителя, куда он едет. Оказывается, во Львов. «Мы, -- говорит, -- польских продуктов сейчас не едим -- только украинские. Они дешевле наших и, главное, лучше». Поляки везут мясные изделия, но особенно налегают на овощные консервы. Покупают и наши дыни, арбузы. Недавно пацан тащил пешком четыре арбуза общим весом в 20 килограммов. Зачем, спрашиваю. «Прошу пана, они у вас такие дешевые».
И еще интересное явление: многие поляки в последнюю неделю возвращаются из Украины вдрызг пьяные. И мужчины, и женщины. Это стало массовым явлением. Я спрашиваю одного: «Что это с вами такое?» «Ой, пане, -- отвечает, -- Украина целый месяц будет закрыта. А ваша водка такая дешевая и такая хорошая». Словом, напиваются впрок.
Читайте нас в Facebook