ПОИСК
Происшествия

Перед началом судебного процесса оперативники перехватили записку главаря банды, в которой говорилось о необходимости… «разобраться» с судьей

0:00 8 апреля 2003
Людмила ЗАГЛАДА «ФАКТЫ»
На днях в Апелляционном суде Киевской области вынесен приговор по одному из самых громких «бандитских» дел

На прошлой неделе «ФАКТЫ» сообщали о том, что Апелляционный суд Киевской области вынес приговор членам банды Георгия Янева. Приносим извинения суду за то, что этот процесс был назван «самым долгим» и слушался якобы четыре года. На самом деле, это огромное и сложное дело, состоявшее из 75 томов, суду удалось рассмотреть за 104 судебных заседания. Одно лишь оглашение приговора, занявшего две с половиной сотни страниц, длилось три дня.

«Организация в группировке была как в армии: явка на сборы строго обязательна»

Ядром банды, сформированной еще в 1994 году, стали четверо. Главарю, Георгию Яневу, было тогда 45 лет. Его друг Вячеслав Чалюк, 41 года от роду, отбывал вместе с Яневым наказание в колонии в поселке Березань. Остальные двое -- некто Чернышев (фамилия изменена, поскольку этот человек находится в розыске и материалы в отношении него выделены в отдельное производство) и 33-летний Михаил Грищук.

Один из рядовых членов банды в своих показаниях на досудебном следствии говорил, что Георгий Янев отличался тем, что мог подобрать «ключик» к каждому члену группировки. Благодаря его умелой «работе с кадрами» «бригада» не распадалась на группы, а составляла единое (и боеспособное) целое. Чернышев же был хорошим стратегом, планировавшим преступления, но отличался тяжелым характером. Его в группе не любили и побаивались.

Возраст большинства членов банды (а их было более двадцати) колебался от 20 до 30 лет. В основном это были спортсмены -- бывшие боксеры и борцы. Янев строго следил за тем, чтобы его подчиненные поддерживали хорошую спортивную форму. Явка на тренировки (зимой они тренировались в разных спортзалах, а летом -- в Гидропарке, на Министерских озерах) была строго обязательной.

РЕКЛАМА

«Организация в этой группировке была как в армии, -- говорил во время следствия один из свидетелей, близко знавший нескольких бандитов. -- На сборы все приезжали к десяти часам утра, тренировались до обеда, и пропускать эти встречи можно было только по уважительной причине».

Собственно, там, на тренировках, и составлялись планы очередного налета. Похищенное между членами группы распределяли ее лидеры -- Янев, Чернышев и Грищук. Часть добытого поступала в «общак» -- общую собственность банды.

РЕКЛАМА

Георгий Янев попросил ювелира подпилить одно звено в массивной золотой цепи -- если милиционер при задержании схватит его за «украшение», оно разорвется.

Группировка делилась на несколько «мобильных экипажей»: «броварские» ездили на белой «восьмерке», «нивковские» -- на вишневой «девятке». Экипаж «медведей» (трое бывших борцов получили клички за свою солидную комплекцию) предпочитал «БМВ». Кстати, «автопарк» банды Янева был впечатляющим: автобус «Аэростар», микроавтобус «Мерседес», автомобили «Додж-Стелс», «Опель-Колибри», «Форд-Меркури», «Форд Скорпио», два «Ауди», два «БМВ», «Фольксваген-Пассат», две «девятки» и «восьмерка», два «Вольво» и «Тойота-Карина». Сам Янев ездил, в основном, на «Вольво», хотя видели его и на «Мерседесе», и на «Опеле», и на столь любимом бандитами спортивном «БМВ»-Z1. Чернышев вначале тоже предпочитал «Вольво» но позже завел себе пижонский белый «Кадиллак». Кстати, первыми «делами» банды были угоны двух КамАзов -- в Киеве и Вышгороде: машины нужны были для перевозки награбленного.

РЕКЛАМА

Впечатляет и список оружия, изъятого у осужденных: кроме пистолетов всевозможных систем и марок, у бандитов имелись карабины, гранаты, автоматы Калашникова и даже… гранатомет «Муха»! Между прочим, руководители банды часто собирали своих подчиненных на одном из днепровских островов и устраивали для них учебные стрельбы.

Была у Георгия Янева еще одна слабость -- этот суровый мужчина обожал… украшения. Мастера киевского завода «Ремточмеханика» сделали для него на заказ золотой перстень с бриллиантом, тяжеленный браслет и массивную золотую цепь. Материал для заказов -- золотой лом и технологические заготовки (золотые пластины и проволоку) он приносил мастерам сам, часто давал им и драгоценные камни для полировки.

На суде один из ювелиров вспоминал, как Янев (представлявшийся «просто Жорой») заказал ему нашейную цепь, на которую вначале ушло 86 граммов золота. Через полгода Жора снова пришел на завод: попросил увеличить вес «цепуры» и… сделать на одном из звеньев надпил -- на случай, если во время задержания милиционер попытается схватить его за «украшение». Подозрения, что его клиент -- криминальный тип, закрались у ювелира еще тогда, но окончательно он убедился в этом, когда однажды вовремя не справился с заказом Жоры, и тот… начал угрожать ему расправой. Между прочим, по словам мастеров, расплачивался с ними Янев за работу нерегулярно.

Бандиты в масках окружили футбольное поле, оттеснив болельщиков, и, дав в воздух очередь из автомата, приказали всем лечь на землю

О жестком и мстительном характере главаря банды лучше всего говорит один из первых эпизодов его преступной деятельности. Георгий Янев, очень заботившийся о поддержании хорошей спортивной формы, регулярно играл в футбол с такими же любителями на территории пионерлагеря «Дружный» в Обуховском районе Киевской области. Спорт -- дело азартное, и случалось, что разгоряченные игрой мужчины довольно резко выясняли между собой отношения. Как-то раз между Яневым и игроком команды-соперника Мишей (имя изменено) возникла стычка, переросшая в потасовку.

Увы, футболисты-любители, в основном, знали друг друга лишь по именам и не особо интересовались родом занятий каждого. Откуда было знать бедному Мише, что задиристый Жора, которого он нокаутировал удачным ударом, был лидером преступной группировки, или, выражаясь проще, бандитским главарем? Жору привели в чувство, мужиков кое-как помирили, и инцидент вроде был исчерпан. Но случившееся задело Янева за живое, и он решил отомстить.

На очередном «тренировочном сборе» членов яневской банды в Гидропарке перед ними была поставлена задача: в одно из апрельских воскресений выехать в район Обухова и устроить на стадионе… публичную расправу над Мишей. Около 11 часов в назначенный день «бригада» выехала на нескольких машинах к пионерлагерю. На поле уже шла игра, когда подробно проинструктированные своим главарем «мстители» начали акцию, больше похожую на сцену из кинобоевика.

Бандиты в масках с прорезями для глаз окружили футбольное поле, оттеснив болельщиков. Чернышев дал в воздух очередь из «Калашникова» и скомандовал: «Всем лечь на землю, голову не поднимать, руки за спину!» Игроки (в том числе и Миша) попадали лицом в траву.

Когда Миша увидел, что несколько человек идут к нему, он понял, что сопротивляться нет смысла. Его обступили со всех сторон, спросили: «Как фамилия?», а затем начали бить палками и металлическими прутами на глазах у остальных футболистов и болельщиков.

Оставив избитого, с переломанной рукой и ногой Мишу лежать в траве, бандиты ретировались. Отход прикрывал Чернышев, напоследок скомандовав всем присутствовавшим: «Лежать еще десять минут!»

Миша на несколько мгновений пришел в себя, когда другие футболисты пытались наложить ему самодельную шину на ногу. Потом провалился в забытье и очнулся уже на операционном столе. Потасовка на футбольном поле обошлась ему в полтора месяца, проведенных на больничной койке, и в полтора года восстановительного лечения.

По словам бандитов, узнав об этом, Георгий Янев был очень доволен.

Похищая товаров на сотни тысяч гривен, налетчики не брезговали забирать у сторожей кольца, одежду и даже… грошовые солнцезащитные очки

В июне 1995 года Янев, Чернышев и Грищук организовали налет на производственную базу СП «Энран» в селе Старые Петровцы Вышгородского района Киевской области. Детально разработанный план нападения главари довели до сведения рядовых членов во время очередного «сбора» на берегу Днепра. Двое бандитов, переодетые в милицейскую форму, должны были под любым предлогом попасть внутрь и разоружить охранников, затем отключить сигнализацию склада и погрузить товар (в основном, радиоаппаратуру) на КамАЗ и другие автомобили. Предварительно Чернышев вместе с водителями «мобильных экипажей» разведал на месте все подходы к базе.

Ограбление было запланировано на 25 июня 1995 года, но когда бандиты съехались на место сбора, главарь отменил операцию, потому что один из членов банды… напился и не пришел. Его заменили, и в следующую ночь все прошло без сучка и задоринки. Между прочим, кроме аппаратуры на 176 с лишним тысяч гривен злоумышленники не побрезговали забрать у троих связанных и избитых охранников куртку, обручальное кольцо и даже… грошовые солнцезащитные очки.

После успешного окончания операции рядовым бандитам было выдано по комплекту аппаратуры, куда входили телевизор, видеомагнитофон и магнитофон. Остальное досталось Яневу, который реализовал ворованное. Аппаратура, говорил он покупателям, привезена по дешевке из Объединенных Арабских Эмиратов.

После ограбления «Энрана» банда поехала в лес. Там Чернышев начал подробно анализировать ошибки, допущенные во время налета, и вдруг… приехала милиция. Часть бандитов убежала, некоторых (в том числе Янева, Чернышева и Чалюка) задержали. Но вскоре почему-то отпустили…

Нападение на базу Киевского облпотребсоюза было совершено в сентябре того же года и проходило по схожему сценарию. Кроме аппаратуры фирмы «Грюндиг» на сотни тысяч гривен, бандиты отобрали у сторожей и водителя личные вещи (в том числе, сорвали с шеи одного из охранников золотую цепочку с крестиком). Во время другого налета они не побрезговали дешевеньким черно-белым телевизором «Электрон», развлекавшим на посту женщину-сторожа.

Налет на спорткомплекс Министерства по делам молодежи и спорта Украины стало для членов банды «новогодним подарком» -- оно произошло ночью 31 декабря 1995 года. Схема, опять таки, та же: связанные охранники (у которых, между делом, отобрали норковую шапку и обручальное кольцо), перерезанная сигнализация. На этот раз добычей стали шоколад, спиртное и прочие вкусные вещи, находящиеся на территории спорткомплекса. Между прочим, после удачного «дела» Георгий Янев презентовал своей приятельнице к Новому году ящик шампанского.

С теми, кто помогал расследовать дело, Янев обещал разобраться

«Раскрутка» банды началась после того, как 31 мая 1997 года в Вышгородском районе Киевской области было совершено жестокое убийство. Тогда в поле зрения правоохранительных органов попали несколько рядовых бандитов, а от них ниточка потянулась к «верхушке».

Расследование преступлений банды было непростым делом. Уже находясь в СИЗО, главарь умудрялся рассылать своим подельникам записки с указаниями, какие нужно давать показания, чтобы «развалить» дело. Янев требовал каждых десять дней писать жалобы, чтобы затормозить ход расследования (подобные жалобы занимают 6 (!) из 75 томов материалов предварительного следствия).

Тем же, кто все-таки решался давать правдивые показания, Янев прямо угрожал. Часть его записок удалось перехватить оперативным путем. В них он писал, что знает, кто на него дает показания и спросит с предателя потом как с «мусора». Янев был уверен, что в судебном заседании почти все «гады и мусора» будут менять свои показания, и просил в своих посланиях, чтобы ему сообщали, кто в какой камере сидит, кто из следователей с кем работает. Уже, мол, сколочен блок обвиняемых, которые будут «ломать» дело. А на свободе Янев обещал разобраться с теми, кто помогал отправлять в тюрьму «правильных пацанов».

В итоге, дело банды Янева передали в Апелляционный суд Киевской области в январе 2001 года.

Чтобы подсудимым было комфортно и просторно сидеть, клетку в зале заседаний пришлось увеличить в полтора раза.

-- Дело очень объемное -- одно только обвинительное заключение занимало три тома, -- рассказал «ФАКТАМ» председательствовавший на процессе судья уголовной палаты Апелляционного суда Киевской области Александр Шевченко. -- Да и сам контингент подсудимых требовал самого серьезного внимания. Есть банды, что называется «колхозные», а здесь мы имели дело с суперпрофессиональным вооруженным сообществом, совершившим множество преступлений и при этом умудрявшимся почти не оставлять улик.

-- Вам удалось фактически всего за год рассмотреть по существу такое сложное дело?

-- Оно поступило в суд еще в январе 2001 года, -- продолжает Александр Васильевич. -- На его изучение ушло почти два месяца, и уже 18 апреля подсудимые были преданы суду. Им вручили копии обвинительных заключений, и еще месяц подсудимые изучали его. С 15 мая до 9 июля 2001 года суд начал рассмотрение дела по существу. А затем… одна из адвокатов заявила ходатайство, чтобы ход заседания фиксировался техническими средствами. На тот период ни один зал судебных заседаний не был оборудован средствами звукозаписи, поэтому суд был вынужден объявить перерыв на неопределенное время. Работа суда была фактически парализована. Нам пришлось рассылать письма в Министерство юстиции, Верховный суд Украины, даже в Верховную Раду с просьбой выделить деньги на установку технических средств -- а иначе ни один принятый судом документ не имел бы юридической силы. И наконец, в ноябре 2001 года проблема была решена, и мы начали активно работать. Конечно, объем работы предстоял огромный -- одних свидетелей по делу проходило более ста человек. Но уже в декабре 2002 года суд удалился в совещательную комнату для вынесения приговора.

-- Какой была атмосфера во время процесса?

-- Напряженной. Полный зал людей. Почти каждый подсудимый хотел назначить защитником своего родственника (пусть даже тот и не имел юридического образования), для того, разумеется, чтобы иметь возможность почаще с ним видеться. Многим пришлось отказать. Были моменты, когда некоторые подсудимые вели себя во время заседаний вызывающе. Того же Янева несколько раз приходилось удалять из зала суда. Многие говорили, что не причастны к преступлениям. Но в итоге суд пришел к выводу, что органы досудебного следствия добыли достаточно полные доказательства вины, и 15 человек признаны виновными в бандитизме.

-- Георгий Янев, даже находясь в СИЗО, угрожал расправой некоторым своим подельникам. Вероятно, существовала угроза и вашей безопасности…

-- В начале рассмотрения дела оперативники перехватили одну из записок Янева примерно следующего содержания: «Необходимо срочно установить, где живет Шевченко, чтобы потом с ним разобраться». От предложенной мне физической охраны я отказался, но согласился на охрану конфиденциальную: все мои данные были изъяты из справочников и баз данных. Конечно, я понимал (и сейчас понимаю) что угроза была вполне реальной…

18 марта 2003 года Апелляционный суд Киевской области приступил к оглашению приговора. Чтение этого документа объемом почти в две с половиной сотни страниц заняло три дня. Георгий Янев был приговорен к пятнадцати годам лишения свободы, Вячеслав Чалюк — к тринадцати, Михаил Грищук -- к двенадцати годам. Остальные члены банды получили разные сроки -- от 12 до 7 лет. Осужденные собираются обжаловать приговор в Верховном суде Украины.

 


2202

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров