ПОИСК
Спорт

Чемпион мира по йоге 25-летний анатолий зенченко: «ритм биения сердца я замедляю, но закапываться в землю не вижу смысла»

0:00 8 августа 2003
Станислав ТКАЧУК специально для «ФАКТОВ»
Победитель чемпионата мира украинец занялся йогой только потому, что чувствовал себя никому не нужным и хотел достичь просветления

Совсем недавно украинская сборная йогов вернулась с чемпионата мира. Первый раз команда наших мастеров отправилась на подобное соревнование, в котором принимали участие 70 стран мира, и сразу же добилась оглушительного успеха -- в общем зачете заняла второе место, уступив первенство лишь индийцам. Ну а киевлянин Анатолий Зенченко, завоевав золотую медаль в артистик-йоге, обошел даже величайших мастеров из Индии -- страны-прародительницы йоги, где будущих чемпионов готовят с пеленок… Впрочем, это не первая его медаль.

«Мои сверстники считали меня придурком»

-- Толя, с десяти лет ты занимался каратэ, научился бить мальчишек. А йогом-то зачем стал?

-- Чего-то не хватало, а чего, словами не передать. Какого-то внутреннего развития. Боевое искусство -- это наука выживать. А после того, как ты научился выживать, надо научиться жить. Цель же набить кому-то морду предо мной не стояла никогда. До каратэ я занимался вольной борьбой и вообще был хоть маленьким, но сильным.

-- А без йоги развиваться никак нельзя было? Скажем, книжки читать…

РЕКЛАМА

-- Все это было. И книжки читал. Но в книжках не было техник. Писатель рассказывает, как это классно, когда ты чего-то достиг. А в йоге были голые техники (то есть системы упражнений. -- Авт. ) И через год после того, как я стал заниматься йогой, всплыла куча моих глубоко запрятанных страхов…

-- Каких, например?

РЕКЛАМА

-- Например, что я не так выгляжу. Люди смотрят и считают меня идиотом.

-- Комплексовал из-за маленького роста?

РЕКЛАМА

-- Наверное. Но какая разница, как выглядишь, если это не мешает быть счастливым? Занимаясь йогой, я стал свободнее -- перестал тратить силы на то, чтобы выглядеть, как все. Я ведь из Чернигова. Мои сверстники считали меня придурком. В подворотне с ними не сижу, водку не трескаю. В свои пятнадцать общался с двадцатипятилетними.

-- Ты был умным мальчиком…

-- Да, но не таким, как все. И меня это напрягало. Сначала я хотел подстроиться под других. А потом настало время, когда смог себе позволить быть не таким… Избавился от страха…

-- У тебя был учитель?

-- В Доме пионеров он вел кружок рисования. Ему было под сорок, и зарабатывал он копейки. Но мог по полдня дома практиковать йогу. Это был уникальный человек: кого-то он учил рисованию, кого-то -- каратэ, меня -- йоге. А кому-то просто давал читать книги, того же «Маленького принца» Экзюпери.

-- За таким человеком просто обязано было следить КГБ…

-- Думаю, он состоял на учете. Как все йоги. Учитель рассказывал, что ему приходилось зарывать в огороде книги, чтобы гэбэшники не нашли их при обыске.

-- Родители за тебя не боялись?

-- Ну, они знали, что я не пиво в подворотне пью. Но какая-то неопределенность была. Всего пару лет назад мама мне сказала: «Толик, у меня были тяжелые роды. И врачи предупредили, что ребенок, возможно, будет с отклонениями. Так вот, я до сих пор не могу понять: ты очень умный или полный дурак?»

-- Все правильно. Гении всегда с отклонениями…

-- Ну, насчет гения ты загнул. Но, знаешь, я очень рано начал ходить, и взрослых это забавляло. Совсем маленьким в детском саду я развлекал воспитательниц тем, что пересказывал им фильмы. Если они пропускали сериал, то звали меня, и я в подробностях рассказывал содержание предыдущей серии. Но когда я отказался от мяса, у родственников был шок. Два года надо мной всячески подшучивали по этому поводу.

-- А йогам обязательно не есть мяса? (В китайском кафе, где мы сидели, Толя заказал себе зеленый чай и тортик. -- Авт. )

-- Для йогов ничего обязательного нет. Вся прелесть йоги в том, что есть громадное количество техник. Хатха-йога, в которой работают с телом, раджа-йога, в которой учат менять состояния твоего сознания, то есть работают с мозгом. Один из принципов йоги: «Не верь никому на слово, особенно своим учителям». То есть проверяй все на собственном опыте.

«Если на голову упал кирпич, значит, что-то в тебе не так»

-- Хорошо, Толя, избавился ты от страхов. Что было дальше?

-- Ну как можно описать состояние внутреннего счастья? Знаешь, всех всегда раздражало, что у меня постоянно хорошее настроение. Что я всегда улыбаюсь. Как-то встречает меня знакомая: «Толя, у тебя что-то случилось?» С чего, говорю, ты взяла? «Почему ты не улыбаешься? Ты ведь всегда улыбаешься!» А сейчас, отвечаю, не улыбаюсь, но мне хорошо…

-- Всегда-всегда?

-- Я чувствую, что все к лучшему. Если опоздал на автобус, значит, так и надо.

-- А если кирпич на голову упадет?

-- Если кирпич на голову упадет, это не строитель, дядя Вася, плохой. Дядя Вася -- это часть мира. Значит, то-то во мне не так. И, понимая это, перестаешь быть жертвой. А ведь это основная проблема людей -- они вечно считают, что их обсчитали, подсидели, обидели, и от этого страдают…

-- Но бывает, действительно обидели!

-- Расскажу тебе один случай. Шел я по ночному городу. И ко мне пристали трое ребят. Дошло до драки. Самое прикольное, что мне было даже лень с ними драться. Я просто отбивал удары, они уходили в воздух. Парень в конце концов устал махать руками и ногами, и мы… спокойно разошлись. Я даже заулыбался.

-- Ну ты же каратист!

-- Не в этом дело. Если пахнет жареным, я могу просто убежать или перейти на другую сторону. С миром не надо конфликтовать, не надо никому ничего доказывать…

-- Слушай, я живу точно так же…

-- А громадное число людей занимаются йогой, но не отдают себе в этом отчет. Они просто любят созерцать закат. Бабушка мне рассказывала, что почувствовала себя счастливой, когда получила квартиру с видом на море и могла каждый день наблюдать закат. В йоге есть техника тратак -- долго, не моргая, смотреть на свечу. Либо на какую-то точку на стене. Но ведь это одно и то же!

-- А как же тогда понимать завернутые за голову ноги?

-- Каждый выбирает то, что ему помогает. Я, если не тренируюсь два-три дня, чувствую себя усталым, раздражительным. Теряется смысл жизни. Знаешь, есть маленькое объяснение с точки зрения физиологии, почему йогам всегда хорошо и они довольны жизнью. При растягивании мышечных тканей вырабатываются эндорфины -- гормоны удовольствия. Они вырабатываются как защита от болевых ощущений. И при растяжке в течение двух часов концентрация этих гормонов счастья достигает высшего предела…

-- Ха! У мазохистов точно так же. Они себя плеткой бьют, испытывая похожие -- не очень сильные, но длительные болевые ощущения…

-- Не знал я этого…

-- Толя, а несчастная любовь на тебя тоже не действует?

-- Зачем несчастная? Я был женат, развелся…

-- Йог -- и развелся? Неужели женщина может вывести тебя из равновесия?

-- Никто никого не выводил. Мы развелись без единой ссоры. Написав в загсе заявление о разводе, мы поцеловались, выпили кофе и разошлись…

-- Наверное, твоя жена тоже была йогом?

-- Конечно, а как по-другому? И я ее по-прежнему люблю. Но у меня отсутствует чувство собственности: она со мной -- я счастлив, она на другом конце света -- я тоже счастлив. А расстались мы потому, что люди сходятся, чтобы помогать друг другу развиваться. Все в жизни должно быть на лезвии ножа. А если ты делаешь одно и то же десять лет, ты -- робот. Если я десять лет хожу по дорожке, которую знаю, как свои пять пальцев, значит, я сплю. Дзэн-буддисты так объясняют состояние просветленности: когда я ем -- я ем. Когда я сплю -- я сплю. А у нас так: мы делаем все, как во сне. Как-то я поймал себя на том, что выключатель при выходе из туалета нажимаю автоматически. Это же огромный труд -- включать его осознанно!

«Одна часть меня говорит: парень, ты просто сошел с ума… »

-- Ты, Толя, как я понял, предлагаешь выключать в туалете свет сосредоточенно, приковав к этому бесспорно важному делу свое внимание.

-- Когда ты присутствуешь в том, что делаешь, ты делаешь это творчески. Можно чистить картошку и думать о мухах, о потолке, о том, что сделал вчера, о том, как надоел сосед Вася. И в итоге тебя просто нет. Нет и в более важных делах. А я чищу картошку и не сплю при этом… Вот смотри, японцы все упрощают до невозможности. У них есть мастера доставания меча из ножен -- делая всего одно это движение, они просветляются. Или чайная церемония. Все до безобразия просто -- надо разлить по чашкам чай. А мастер чайной церемонии фактически причислен к лику святых… Почему? Потому что он умеет вложить в это дело всю душу. А мы стремимся все делать автоматически. Мозг запоминает привычные движения и повторяет их бесчисленное количество раз. Йога -- это способ пробудить наши мозги, заставить их действовать в необычной ситуации..

-- В чем же необычность ситуации? Закручиваешься каждое утро узлом…

-- Когда я пытаюсь заложить ногу за голову, возникает внутренняя война. Одна часть меня говорит: парень, ты просто сошел с ума! Сломаешь себе спину, вывернешь колено. Мозг дает телу команду защититься от его собственной глупости. Если научиться ловить эти сигналы, тело расслабляется, и ноги сами закладываются за голову…

-- А сердце остановить можешь?

-- Я могу менять ритм его биения. Но никогда не останавливал…

-- А в землю себя закопать?

-- Были какие-то детские шалости, к примеру, проткнуть иголкой щеку. Я это сделал и успокоился. А в землю… Зачем? Чтобы потом показывать это за деньги? В свое время один мой знакомый йог стал сотрудничать с бизнесменами. Он должен был просто сидеть на переговорах и сканировать настроение партнеров или клиентов. То есть определять, чего они боятся, чего хотят. Он был очень сильный йог, но… умер от рака. Обычно такие сильные люди не ходят к врачам, но настояли родственники. Врачи сказали, что он проживет две недели. Он прожил два года. Это не единственный пример того, как мир наказывает йогов за неправильное поведение. В КГБ работали люди, умевшие управлять волей человека на расстоянии. Четыре таких человека становились на сопках и «забибикивали» пилота истребителя так, что он сажал свой самолет там, где ему приказывали. После развала секретных институтов эти йоги стали работать за хорошие деньги на бизнесменов. И что? Кто-то из них повесился, кто-то -- попал в автокатастрофу…

-- А сам ты что-то делал неправильно?

-- Да, я работал в ночных клубах -- лихо заворачивался в разные узлы. В итоге у меня начал болеть позвоночник. Когда я оставил эту работу, проблемы испарились. Я очень редко позволяю себе бравировать своим умением. В Испании в ресторане ужинала группа девочек из сборной Франции по художественной гимнастике, приехавших на чемпионат Европы. Я подошел и попросил сфотографироваться на память. Они любезно согласились. Я не ухожу -- прошу, чтобы одна закинула красиво ножку. Девочка неохотно соглашается, а тренер говорит мне: «Вы думаете, это легко, попробуйте сами». Я пробую -- получается. В свою очередь предлагаю закинуть ножку, повторяя за мной. Девочки в растерянности -- ничего не выходит… Мои друзья за соседним столиком потешаются. Но это, наверное, только раз было -- очень уж девочки понравились…

«В военкомате я сказал: «Не знаю, что со мной происходит, разбирайтесь сами»

-- На последнем чемпионате мира кто тебя удивил?

-- Негр из Сенегала. Он преподает йогу во Франции. Ему 67 лет, но выглядит он на 35. Потрясающее тело и взгляд, способный прожигать стены… Неважно, о чем с ним говорить, просто чувствуешь, как становишься богаче…

-- А как оценивают выступление? Йог же должен все делать красиво не только с точки зрения гимнастики, но и показывать высокий уровень сознания…

-- Действительно, в течение двух минут делаешь головокружительные вещи, а у тебя при этом не должны меняется ни поток дыхания, ни выражение лица, ни внутреннее состояние. Члены жюри, наблюдая за этим, могут смотреть в глаза, могут вообще повернуться к тебе спиной. Кто-то твое внутреннее состояние слышит. Смотреть на тебя не обязательно, потому что маску спокойствия можно на лице держать, а внутри дрожать от напряжения…

-- И все-таки я не понимаю. В Индии йогов с младенчества готовят. А ты самоучка -- и победил?!

-- Попробую объяснить. Начиная, понимал, что я никому не нужен. У меня не было выбора. Я не хотел быть чемпионом. Хотел добиться состояния просветления. Тренировался несколько лет подряд по четыре часа в день, но не рассчитывал ни на какую награду. Поэтому результаты дались так быстро, хотя особыми природными данными я не обладал и никогда гибкостью не отличался.

-- То есть после школы ты не учился и не работал…

-- Я преподавал йогу. Несколько раз поступал в разные институты, но потом забирал документы. Мне все говорили: «Толик, иди учителем физкультуры». Но я понимал, что никогда не стану издеваться над детками, не буду учить их всяким глупостям. В Киеве я поступил в один из новообразованных вузов, на факультет психологии… Но когда пришел оформлять последние документы, посидел в приемной комиссии, послушал, о чем говорят преподаватели, почувствовал состояние их сознания, подумал: «Эти люди меня будут чему-то учить?» Извинился и забрал документы…

-- И что же ты сделал?

-- Я умею менять состояние своего сознания и на медкомиссии сказал, мол, со мной происходит что-то странное -- разбирайтесь сами.

-- Прикинулся шизофреником?

-- Нет, ничего подобного. Я тоже думал, что мне эпилепсию припишут, но написали «церебральный чего-то там», да еще с приступами. Я с таким диагнозом и права могу получить, но вот к строевой не годен.

-- Сейчас отдыхаешь после чемпионата?

-- Какое там! Ложусь в 12 ночи, встаю в 7 утра. Даю по семь классов в день и уже начинаю уставать от этого. При таком образе жизни мне и к чемпионату готовиться не надо. Просто отдохну несколько дней и буду в отличной форме…

 


3224

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров