ПОИСК
Культура и искусство

Народный артист украины вадим писарев: «собираюсь поставить «князя игоря» под открытым небом на берегу северского донца, где разыгралась битва с половцами»

0:00 4 февраля 2003
В грандиозной постановке примут участие 800 отечественных и зарубежных актеров

Первого февраля народному артисту Украины, лучшему танцовщику мира 1995 года, художественному руководителю Донецкого академического театра оперы и балета им. А. Соловьяненко Вадиму Писареву исполнилось 38 лет. Для артиста балета этот возраст считается пенсионным, но уходить со сцены Вадим пока не собирается. Артист любит конкуренцию -- она помогает постоянно «держать форму».

«Проект будет стоить не меньше миллиона гривен»

-- Это правда, что для участия в опере «Князь Игорь», которую собираетесь поставить под открытым небом на берегу Северского Донца возле Святогорского монастыря в городе-курорте Славянске, планируется пригласить на Донбасс около 800 отечественных и зарубежных актеров?

-- Правда. Например, на роль половцев думаю пригласить актеров из Японии. Кто споет князя Игоря, пока не знаю -- это решится после конкурса. Кроме того, речные просторы будут рассекать шесть кораблей, стилизованных под ладьи, конники будут сражаться на живых лошадях. А вообще, думаю, первый акт -- половецкие пляски -- начнутся на фоне… града стрел (выпущенных лучниками позади помоста), зарева костров и колокольного звона, доносящегося из Никольского храма, усиленного акустикой меловых гор и соснового бора. Как утверждают, в 20 километрах от Святогорского монастыря в начале второго тысячелетия и было разбито войско князя Игоря, а сам он попал в плен. Здесь зритель сможет прочувствовать исторический дух эпохи и ощутить себя непосредственным участником событий.

-- Сколько же будет все это стоить?

РЕКЛАМА

-- Проект обойдется не меньше, чем в миллион гривен, финансировать его намерен Индустриальный Союз Донбасса. Под летний театр вместимостью до трех тысяч зрителей будут переоборудованы местная лодочная станция и внушительная часть пляжа. Кроме того, люди смогут наблюдать действо, расположившись на склонах меловых гор. Мы постараемся, чтобы оперу увидели как можно больше людей: цена на билеты будет от 10 гривен. Постановка приурочена к Году России в Украине, потому в числе зрителей я надеюсь увидеть президентов Украины и России -- Леонида Кучму и Владимира Путина.

«За границей меценаты очень щедро благодарят за полученное удовольствие»

-- В отличие от многих известных артистов, работающих за границей, вы предпочитаете работать дома. А у вас не было мысли остаться за границей?

РЕКЛАМА

-- Может, в молодости такие мысли и были. Это самый легкий путь -- преподавать, разъезжая по миру, жить, ни в чем не нуждаясь. Ведь в Европе, например, где театралов много и они по-настоящему преклоняются перед классическим искусством, меценаты очень щедро благодарят творческих людей за полученное удовольствие. Например, после премьеры лучший исполнитель или режиссер может получить в подарок автомобиль или солидную денежную премию.

-- А вам меценаты дарили автомобили? Какую марку предпочитаете?

РЕКЛАМА

-- Да, дарили. Но сам я предпочитаю за руль не садиться. Несколько лет назад машину, на заднем сиденье которой я ехал, «подбил» другой автомобиль. К счастью, никто не пострадал. Но лязг железа прямо за моей спиной запомнился надолго. Мне нравятся любые машины -- главное, чтобы она была безопасная, комфортная и… с опытным водителем за рулем. Не люблю ни водить автомобиль, ни ездить верхом на лошади.

-- Почему?

-- В 1987 году я снимался у Юрия Ткаченко, режиссера киностудии им. Довженко, в фильме «Майская ночь». Эта лента была снята на видеопленку и предназначалась для украинской диаспоры в Канаде. Я играл и партнера по танцам, и друга девушки-украинки, родившейся в Канаде. Предвкушая встречу с Родиной, которую она никогда не видела, воображение рисовало ей картины из прошлого и настоящего. В одном эпизоде в роли атамана -- со шрамом и усами(!) -- я должен был скакать на лошади. Меня предупреждали, что лошадь может укусить наездника и «зажевать» ему колено. Потому я сразу попросил, чтобы мне дали самую старую лошадку. Она меня ни разу не укусила, но, когда выстрелила пушка, моя старенькая лошадка так рванула, что я чудом удержался в седле.

«Я внушил себе, что выздоравливаю, и операция не понадобилась»

-- У вас были травмы -- ведь это же неизбежно для танцора?

-- Серьезных травм не было. Спасался от них ежедневными упражнениями в балетном классе. Травмы -- основная причина раннего ухода артиста со сцены. Народный артист России Андрис Лиепа из-за травм покинул сцену в 30 лет. Но поначалу я не слишком берег колени, часто на них приземлялся -- для пущего эффекта. И заработал себе бурсит -- в колене образовалась полость, в ней собиралась жидкость, потом колено «окаменело». Я чуть не попал под нож хирурга. Но случилось чудо! Я неделю носил на коленке повязку с мазью Вишневского. И, боясь операции, постоянно внушал себе, что бурсит рассасывается. Когда меня привезли на операцию и сняли повязку, то, действительно, не обнаружили опухоли. Оперировать не пришлось. Врач очень удивился… А вообще должен сказать, что у артистов больше всего друзей среди медиков. Не могу объяснить этот феномен, но почему-то самые большие театралы -- врачи. Даже на гастролях балетной труппы Донецкого театра в США нашлись врачи-поклонники балета -- они бесплатно оказывали необходимую нашим танцовщикам помощь.

-- Известность вам помогает или мешает?

-- Однажды в Америке, в 1990 году, в супермаркете в Филадельфии меня окликнул мужчина: «Я вас знаю. Вы у нас в театре выступали!» Человек по имени Джим Роб, давший мне свою визитку, оказался мужем преподавательницы местной балетной школы и адвокатом по профессии. Как это знакомство выручило нашу балетную труппу! Тогда Донецкий театр оперы и балета был закрыт на долгосрочный ремонт. Вся наша балетная труппа в поисках средств на жизнь выехала на гастроли в Америку. Однако американская продюсерская фирма «Маска», с которой мы, не зная хорошо языка и полагаясь на порядочность партнеров, заключили контракт, не выполнила условий соглашения. Не организовали обещанные гастроли, не создали условий для репетиций. Я как руководитель гастрольной труппы контракт разорвал, получив «в ответ» судебный иск. Возвращаться было некуда, перспективы на будущее туманные. Но мы выиграли все четыре суда -- вверх по инстанции! Этот процесс как прецедент вошел в историю американской юриспруденции: нас, иностранцев, полностью оправдал суд страны, живущей под девизом: «Америка -- для американцев!» Мы часами просиживали на скамейках перед судебными залами, ездили в Федеральный суд -- в другой город и… между слушаниями еще и выступали! И все это время нашим защитником был Джим Роб, который не взял с нас не копейки!

«Обожаю подсвечники. За лучший экземпляр в своей коллекции я заплатил 2 600 советских рублей»

-- Балет -- ваша единственная страсть?

-- Если есть время, посещаю картинные галереи, выставки. Наверное, потому, что сам никогда не умел хорошо рисовать. Сейчас мне очень близок стиль киевского художника Сергея Панича, который, как мне рассказали, ушел в монастырь. Я купил на выставке в Норвегии несколько его работ из цикла «Остров Святой Елены» -- никогда не видел, чтобы человек мог так красочно изобразить бесконечность. Еще обожаю подсвечники. Начало моей коллекции было положено на съемках «Майской ночи». На весь свой гонорар я купил… один подсвечник. Режиссер Киностудии им. Довженко Шварц, уезжая навсегда в Америку, предложил мне купить у него подсвечник из моего любимого камня, оникса, на бронзовой подставке. Этот подсвечник обошелся мне в 2 600 советских рублей. Немного добавить, и «Запорожец» можно было купить -- тогда эта машины стоила 3 с половиной тысячи рублей. Но я не жалею. Этот семиламповый подсвечник действительно уникален. Его изготовили в Черновицком монастыре в 17 веке, именно этот подсвечник в одном из кадров фильма «Овод» держит в руке сыгравший роль Артура молодой российский актер Андрей Харитонов. Подсвечник пришлось немного отреставрировать, но это лучший экземпляр в моей коллекции. Вообще люблю раритеты. В прошлом году на день рождения мне подарили лечебную лампу из… соли, которой 300 миллионов лет -- ее добыли с глубины 300 метров в Артемовске. Нагреваясь, плафон ионизирует воздух. Еще коллекционирую одеколоны -- ни одной новой серии не пропускаю. Мне нравятся свежие запахи, например, «Армани», «Этернити». Запах выбираю в зависимости от настроения, погоды, исполняемой в этот день партии.

-- Каким-нибудь видом спорта занимаетесь?

-- Шахматами. Это одновременно азартная и спокойная игра. На гастролях мой неизменный партнер -- народный артист России Михаил Григорьевич Банк, дирижер Государственного Академического Большого театра России. Он прекрасный пианист и шахматист. Однажды я сыграл с ним за одну ночь 120 партий! Мы пережидали непогоду в лондонском аэропорту «Хитроу». Не было ни одной «ничьей», но победила «дружба», конечно. Мы играем с ним даже в самолете. А вот с компьютером играть не люблю. Считаю, что компьютер выхолащивает человеческое нутро, подавляет воображение. Еще люблю рыбалку. Мне большая рыба даже сниться иногда -- перед ловлей.

-- Сами готовите рыбу?

-- На рыбалке -- да. В Норвегии рыбаки рассказали мне чудный рецепт. Форель заворачивают в фольгу вместе со специями и веточкой можжевельника. Одна минутка на углях костра -- и готово. Запах необычайный!

«По моим стопам идет мой сын Андрей -- он учится в Штутгарте и уже танцует на сцене»

-- Вы отнюдь не из артистической семьи. Откуда такая страсть к балету?

-- У меня еще в детстве обнаружился абсолютный музыкальный слух, я окончил музыкальную школу по классу фортепиано. А танцевал в кругу сверстников так, что все заглядывались, очень высоко прыгал. С детства было ясно, что свяжу свою жизнь с музыкой, со сценой. Но в том, что буду профессионально заниматься академическим балетом, до последнего курса Киевского хореографического училища сомневался. Все время хотел перейти на народное отделение -- мне нравились трюки, прыжки. Я учился с такими прославленными ныне мастерами, как Сиверцев, Кучерук, Невзоров. И, глядя на своих сокурсников, понял, что до вершин мастерства смогут дойти немногие. Например, чтобы сделать кабриоль, нужно освоить азбуку академического балета. Балет -- сложное искусство, но я полюбил его и остался на академической сцене.

-- 38 лет для танцовщика -- возраст пенсионный. Покинуть сцену не собираетесь?

-- Нет. Конкуренция молодых помогает мне держать форму. Хотя о достойных последователях я уже подумал. В этом году исполняется десять лет нашей Донецкой школе хореографического мастерства (она носит имя ее основателя В. Писарева. -- Авт. ), уже воспитавшая многих перспективных танцовщиков. По моим стопам идет мой сын Андрей (ему в апреле 17 лет). Выиграв на Международном конкурсе в Нью-Йорке бронзовую медаль, он получил грант на двухлетнее обучение в Штутгарте (Германия). Сейчас он там учиться и танцует уже как профессионал. В этом году даже получил повышенную стипендию -- по итогам прошедшего семестра.

-- А дочь не думаете пристрастить к сцене? Кстати, на каком языке говорит ваша Сашенька -- она ведь родилась в Америке?

-- Александре в марте исполнится только три года. Может, она и выберет балет: ее нянечка -- бывшая балерина нашего театра. А заговорила она сразу на «донецком» языке, хотя является гражданкой США.

 


376

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров