В четырех областях украины следователи обрели независимость
Как сообщил министр внутренних дел Украины Юрий Смирнов, в четырех областях Украины (Киевской, Донецкой, Одесской и в Крыму) проходит эксперимент, цель которого -- сделать независимых де-юре следователей независимыми де-факто. Условием эксперимента является кадровое подчинение всех (районных, городских и областных) следователей напрямую Главному следственному управлению МВД. Это значит, что руководители органов внутренних дел лишаются права наказывать или поощрять следователей, тем самым вмешиваясь в их работу. В конце первого квартала будут подведены итоги эксперимента, после чего подобная практика, скорее всего, распространится на всю Украину.
Эта информация прозвучала во время работы «круглого стола», посвященного проблемам реформирования досудебного следствия.
15 января нынешнего года Верховной Радой Украины была создана рабочая группа по подготовке Уголовно-процессуального кодекса Украины, в ее состав вошли и представители МВД. Основной задачей, которую предстоит решить этой группе, станет создание системы органов досудебного следствия. О необходимости этого важного элемента судебной реформы было сказано еще в переходных положениях Основного Закона Украины.
На сегодняшний день существует несколько концепций организации следствия. Идея создания независимого следственного управления (или Национального бюро расследований, или следственного комитета и т. д. ), которую поддержал и профильный комитет Верховной Рады, и Генпрокуратура, вошла в Концепцию судебно-правовой реформы Украины.
Верховный суд Украины как самую приемлемую для нашего государства предложил идею замены оперативно-следственной формы предварительного расследования досудебным дознанием, которое проводит следователь-судья, или судебный следователь. Однако заместитель госсекретаря МВД, начальник Главного следственного управления Петр Коляда считает, что объединение в одной ветви власти функций предъявления обвинения, судебного рассмотрения и решения дела, по сути, более характерно для инквизиторской, чем для демократической формы уголовного процесса, в связи с чем от нее отказываются даже те европейские страны, для которых институт судебного следователя исторически традиционен. Что же касается идеи создания вневедомственного единого следственного аппарата, то, не отвергая возможности реализации этой идеи в будущем, на современном этапе, по мнению П. Коляды, выделение следственных аппаратов в отдельное ведомство может привести к разрушению следствия -- ведь разрыв его деловых контактов с оперативными службами приводит к резкому ухудшению результатов борьбы с преступностью, в чем неоднократно приходилось убеждаться во время экспериментов по созданию абсолютно самостоятельных следственных подразделений. К тому же Украине и материально не осилить такой дорогостоящий проект, считают в МВД.
Какой из вариантов создания системы следствия получит поддержку народных избранников, посмотрим -- каждый из них имеет свои плюсы и минусы. Главное, чтобы в результате следователь таки стал процессуально самостоятельным, а законность и объективность расследования соблюдались неукоснительно.
267Читайте нас в Facebook