Все российские телеканалы, вещающие и на украину, проверят на наличие 25-ую -- «зомбирующего» -- кадра
По заказу министерства печати России Всероссийский НИИ телерадиовещания разработал прибор, способный выявлять скрытые вставки в видеопродукции -- так называемый 25-й кадр. Как известно, для того, чтобы человеческий глаз при проекции кинофильма или телепередачи не замечал перехода от одного кадра к другому, за секунду должны меняться 24 кадра. 25-й кадр в секунду невозможно уловить глазом, но такие вставки представляют опасность для психического здоровья человека, и поэтому их использование запрещено.
По словам главного научного сотрудника Всероссийского НИИ телерадиовещания Светланы Немцовой, в ходе испытаний прибора специалисты зафиксировали в российской видеопродукции скрытые кадры. Вставки содержали в основном рекламу типа «Смотрите такой-то канал!». Однако несколько раз эксперты фиксировали и другие изображения, которые дают повод говорить об «электронном терроризме», сообщает интернет-сайт Newsru. com. Психологи утверждают, что информация, содержащаяся в скрытых кадрах, воспринимается человеком помимо воли. Это тем более опасно, что вставить 25-й кадр в видеоряд сегодня может практически любой монтажер. «Навязанная информация пагубно воздействует на подсознание людей. Если, например, в скрытом кадре написано «Убей соседа», человек может почувствовать необъяснимую агрессию, -- говорит Светлана Немцова. -- Это похоже на гипноз. Можно внушить любые поступки, идеологию».
Прибор, способный фиксировать скрытую вставку, сейчас устанавливают в Гостехинспекции министерства печати. С его помощью будет проверяться эфирная продукция всех российских телеканалов. Специалисты НИИ надеются, что прибор скоро поступит в свободную продажу. Это значит, что любой человек сможет, подсоединив аппарат к домашнему компьютеру, контролировать теле- и видеоизображение.
Из досье «ФАКТОВ»
25-ый кадр «родился» летом 1957 года в Нью-Джерси. Его «отец» -- некий Джеймс Вайкери, исследователь подсознательных факторов в семантике слов. Он провел следующий эксперимент. Установил в кинотеатре второй проекционный аппарат и вместе с фильмом проецировал на экран словосочетания «Ешьте поп-корн» и «Кока- кола». Слова проецировались в течение 0,0033 секунды и потому не могли быть замечены. Тем не менее продажа поп-корна на сеансах, когда работал второй проекционный аппарат, увеличивалась на 50%, а кока-колы -- на 16%. Зрители утверждали, что никаких надписей на экране не видели, а покупку кока-колы и поп-корна объясняли так: «Просто захотелось». Даже если зрителей предупреждали об эксперименте, результаты были теми же. Впрочем, Вайкери говорил, что такая реклама может только подкрепить решение покупателя о покупке, а не создавать спрос.
В Гостелерадио считают, что лечение от алкоголизма 25-м кадром -- чистой воды шарлатанство
Согласно Закону Украины о рекламе, использовать средства и технологии, которые непосредственно воздействуют на подсознание потребителя, в рекламе запрещается (аналогичный закон действует в России).
А применяется ли 25-й кадр в информационном пространстве Украины? С таким вопросом «ФАКТЫ» обратились к специалисту управления технического обеспечения Госкомитета телевидения и радиовещания Украины Юрию Воронкову.
-- По нашим данным, в Украине ни в рекламных целях, ни в каких-либо других 25-й кадр не применяется, -- говорит Ю. Воронков. -- Выскажу свое субъективное мнение. Вся эта проблема, по большому счету, надуманная, хотя полностью отрицать воздействие «лишнего кадра» нельзя. Может быть, какая-то часть людей и может поддаться его влиянию, но только те, чья психика очень восприимчива к постороннему воздействию. Число таких людей мизерно.
-- Тем не менее в свое время широко рекламировались видеокассеты, позволяющие в короткие сроки изучить иностранный язык с помощью того же 25-го кадра. Эта же методика предлагалась при лечении от алкоголизма и табакокурения
-- Все это, по моему мнению, чистой воды шарлатанство, и 25-й кадр здесь не при чем.
Менее категоричен в оценке был начальник этого же управления Сергей Абрамов:
-- Теоретически присутствие 25-го кадра в рекламных целях на телеканалах возможно, но практически мы ничего не можем сказать, так как такие исследования у нас не проводятся. Над проблемой 25-го кадра мы работали еще году в 1997. Были созданы пилотный проект, структурная схема по выявлению лишнего кадра, но затем прекратилось финансирование, и интерес к проблеме угас, хотя периодически наши депутаты его и подогревают. Если мы, как наши российские коллеги, получим под эту тематику деньги, подобная аппаратура будет создана и у нас.
Кстати, о лечении посредством 25-го кадра. Некоторые нецентральные украинские телеканалы размещают рекламу метода лечения с его помощью алкогольной зависимости. При этом приятный женский голос за кадром сообщает номер лицензии, якобы выданный Министерством здравоохранения. Насколько законны подобные методы лечения, «ФАКТЫ» попытались выяснить в Минздраве.
Секретарь лицензионной комиссии Минздрава Татьяна Донченко сообщила, что отдельная лицензия выдается не на методы лечения, а только на утвержденные номенклатурой врачебные специальности, например, на терапию, акушерство или кардиологию. Что же касается методов, используемых врачом, то использовать разрешается только те, которые разрешены законодательством. Поэтому лицензировать «метод 25-го кадра» Минздрав не мог вообще.
А чтобы не попадаться на подобного рода рекламное мошенничество, можно проверить подлинность лицензии интересующей клиники. Для этого следует направить письменный запрос в лицензионную комиссию Минздрава с указанием номера подозрительной лицензии или названия фирмы, физического либо юридического лица. Исходя из этих данных, специалисты комиссии проверят базу данных реестра и дадут ответ. Если же лицензия окажется «липовой», то фирмой займутся правоохранительные органы.
Кому это нужно?
Свое мнение о пресловутом 25-ом кадре попросили высказать людей, которые «делают» украинское телевидение.
Шеф-редактор ТСН канала «1+1» Вячеслав Пиховшек: «На самом деле это -- бред. 25-й кадр -- это технология погружения, придуманная при разработке одной из американских программ в 60-х годах. Другими словами, механический искусственный интеллект. С тех пор по миру кочует теория о 25-м кадре, которым можно зомбировать избирателя голосовать за кого-то или перестать ходить за зарплатой, или отказаться от еды. Полный бред! Представить себе перемонтаж фильма или программы с учетом 25-го кадра технически невозможно. Вклейка такого кадра удорожает стоимость каждой копии приблизительно на 300 процентов. Поэтому за комментариями лучше обращаться к Глобе, Кашпировскому, а я бы еще посоветовал: к Евгению Товстухе. Причем надо учитывать, что на всей территории Украины разное качество телевизионного сигнала, поэтому 25-й кадр таким образом будет постоянно сбиваться. В России подобное тоже невозможно. Просто там сейчас кто-то раскручивает сумасшедшую пиар-кампанию, связанную с приборами, которые будут определять наличие 25-го кадра. Вопрос надо ставить так: «Кто хочет заработать на этих приборах?»
Шеф-редактор службы новостей канала ICTV Дмитрий Киселев: «Какой 25-й кадр? Это полный бред! Из разряда поисков НЛО. Это аномалия в наших мозгах. Нет, технически, наверное, все возможно. Можно даже простое молоко использовать во вред людям. Но!.. Кому это нужно? Цивилизованные страны сейчас заняты совершенно другими вопросами, повестка дня другая. Если кому-то хочется развлекаться разговорами и рассуждениями о находке 25-го кадра, пожалуйста! Но я как человек, разбирающийся в телевидении, скажу, что его невозможно не обнаружить невооруженным взглядом. То есть, если бы такой и существовал, его бы непременно заметили »
Председатель правления ЗАО «Новый канал» Александр Ткаченко: «Теоретически существование 25-го кадра возможно. Практически нужно понять, кому это нужно. И вряд ли это возможно в 99,9 процента программного продукта, который идет на телеэкране. Потому что главная цель людей, которые занимаются телевидением, делать нормальную передачу или фильм, хорошо их продавая. Теоретически во время бардака 90-х годов, когда денег на каналах не было и мало кто заботился о перспективах и стратегии развития, вполне могло быть пару таких экспериментов использования 25-го кадра. Но я сомневаюсь, что они где-то были. Потом, надо принимать во внимание, что все телевизионщики заботятся о завтрашнем дне. На самом деле технически вставить такой кадр в программу не очень сложно. Что касается коммерческого использования 25-го кадра, то мне кажется, что на данном этапе это менее возможно, чем политического. По крайней мере, на нашей территории. В политическом плане, учитывая технологии, которые у нас периодически применялись на выборах, вполне возможно. На сегодня проблема 25-го кадра реально составляет 0,1 процента всех проблем телевидения».
Материал подготовлен корреспондентами «ФАКТОВ» Ириной ТЕМИРОВОЙ, Геннадием ПИОРО, Ириной РЫБИНСКОЙ, Таисией БАХАРЕВОЙ
909Читайте нас в Facebook