ПОИСК
Происшествия

Знаменитый английский музыкант стинг, отец шестерых детей, был потрясен, узнав что ирпенская семья, кроме троих своих ребят, воспитывает пятерых чужих

0:00 10 июля 2003
Детям, в которых заботятся супруги Батурские, повезло -- им в этом доме не только уютно и светло, но и скучать не приходится

Около полутысячи воспитанников из 52 детских домов семейного типа отдыхали в поселке Коблево Николаевской области. Эту радость им подарила международная организация «Надежда и жилье для детей», которая действует в Украине уже пять лет. Море, пляж, новые друзья -- что еще нужно ребятне? Но по-настоящему счастливыми девчонки и мальчишки почувствовали себя, когда в лагерь приехали родители. «Мамуля! Папуля!» -- щебетали все вокруг. Только Батурских дети называли «тетя Таня» и «дядя Вова». Меня это, признаться, удивило, ведь родители-воспитатели детских домов семейного типа обычно стремятся стать детям именно папами и мамами.

«Семилетний бомжонок Дениска никак не мог привыкнуть есть без ножа и вилки»»

… Была обычная ноябрьская суббота. Лил дождь, ветер срывал с деревьев последнюю листву. Володя и Татьяна Батурские с двумя дочерями -- Ирой и Леной -- собирались ужинать. Запах курочки и картофельного пюре разносился по всей квартире. Только сели за стол -- звонок в дверь. Отец семейства пошел открывать. На пороге стояли… бомжата и просили поесть.

-- Мне показалось, что у них западноукраинский акцент, -- вспоминает Владимир. -- А именно тогда в Закарпатье, помните, случилось стихийное бедствие. «Наверное, беженцы», -- мелькнула мысль. И мы пригласили детей за стол.

Их было пятеро. Самой младшей девочке исполнилось 5 лет, самой старшей -- 14. Все они оказались из одной семьи -- из Тетерева. Рассказали, что мама и бабушка пьют, а они уже который день без еды.

РЕКЛАМА

-- Когда дети у порога сняли обувь, это было жуткое зрелище, -- вспоминает Татьяна. -- На улице два градуса тепла, а дырявые ботинки были надеты у четверых на босу ногу. Гниды в волосах видны невооруженным взглядом!

Батурские дали каждому носки, нашли у себя целую обувь, из которой выросли собственные дети… А спустя неделю в дверь снова позвонили. «Тетя Таня, дядя Вова, это мы», -- услышали Батурские знакомые голоса. Снова накормили их. Татьяна в этот раз решила вымыть детям головы.

РЕКЛАМА

-- Когда одна из девчушек наклонилась над белоснежной ванной, вши буквально посыпались из ее волос под струей душа, -- вспоминает женщина. -- А у другой и вовсе вся голова была в гнойных ранах…

-- Вы не брезговали?

РЕКЛАМА

-- Честно говоря, брезговала, -- признается Татьяна. -- Боялась не за себя -- за своих детей. Когда тетеревская ребятня ушла, вымыла с хлоркой кухню, ванную, полотенца выварила. Но не помочь не могла -- это же дети! И они не виноваты, что родились в неблагополучной семье.

Жизнь маленьких попрошаек -- целая трагедия. Они рассказали тете Тане и дяде Вове, что не раз просили маму, чтобы не пила. Она обещала, но слова не сдержала. А однажды, когда самая младшенькая попросила кушать, налила ей целый стакан водки -- больше из продуктов в доме ничего не было.

-- Вскоре мы с Таней задумались: вот так помогая детям, мы не только не решаем их проблемы, но можем невольно причинить им вред, -- говорит Володя. -- Ведь если они пойдут и по другим квартирам, им могут не отказать, но попросить «отработать»… Особенно опасались за старших девочек.

Володя и Татьяна попытались поговорить с матерью детей. Уже было собрались ехать в Тетерев, но дети привели свою мать к ним домой… Ее накормили, она поплакалась на свою жизнь -- тем все и закончилось.

… Дальше события развивались по нарастающей. Тетеревские дети рассказали о хлебосольных хозяевах еще нескольким беспризорным землякам. Тех Батурские тоже накормили, одели. Еще одного беспризорника Володя достал… с чердака собственного дома. И его отогрели, предоставили ночлег. Правда, своего спасителя пацаненок в первую же ночь… обворовал.

А однажды в компании маленьких бомжат появился удивительный ребенок. Семилетний Дениска ел исключительно с помощью ножа и вилки и очень скучал по урокам английского, которому репетитор обучал его едва не с пеленок. История мальчика трагична. Родился он в очень обеспеченной благополучной семье, но в 5 лет потерял маму -- она умерла от рака. Отец ребенка, успешный бизнесмен, впал в депрессию, запил. Мальчик оказался никому не нужным. И это несмотря на то, что у покойной матери осталась родная сестра -- женщина тоже весьма обеспеченная. Она не захотела брать ребенка из-за того, что у него… скверный характер. Денис вспоминал, как раньше обедал в ресторанах, и ему была доступна любая игрушка… К счастью, через некоторое время папа мальчика разыскал его и забрал домой.

В канализационном люке ютилось… 15 детей

Спустя несколько месяцев Володя решил заниматься беспризорными детьми профессионально -- ведь в прошлом они с Таней работали учителями. Узнав места их «локализации», он с дочерью Леной мчался туда, чтобы помочь.

-- Никогда не забуду, как мы доставали детей из… канализации, -- вспоминает Владимир. -- Сначала я пошел на разведку, принес ребятам одежду, которую собрали наши друзья. А на следующий день напросился к ним в гости.

В канализационном люке теплотрассы в районе столичного железнодорожного вокзала ютились… 15 детей. Самой младшей -- 12 лет, старшему -- 20.

-- То, что я увидел, меня потрясло, -- рассказывает Володя. -- На глубине два с половиной метра находилась… комната. Пол был устлан покрывалами, выступы в стене заменяли полочки. На одной из них лежали катушка ниток с иголками, помада и пилочка для ногтей. На другой -- «бычки» от сигарет. На хозяйстве была одна девочка. Все остальные разошлись -- кто просить милостыню в переходе, кто, по всей вероятности, на панель, кто воровать. Я пришел раньше положенного, так эта девчонка меня сразу не впустила. Говорит с таким чувством собственного достоинства: «Извините, я еще не доубирала».

Когда гостя впустили, он включил видеокамеру. Детишки не были против. Им это было очень даже интересно. Приехав в гости к Батурским, я первым делом попросила поставить кассету.

В «жилище» детей не было ни чашки, ни ложки. Хотя, по словам Володи, домашний интерьер у детишек тоже не отличался богатством -- он побывал практически во всех семьях. Вода в канализационных трубах шумела так, что не услышишь собеседника. В углу на тряпке ютился облезший серо-белый котенок -- пожалуй, единственная роскошь, которую могли себе позволить «дети подземелья» -- ведь нередко и в благополучных семьях родители не позволяют завести котенка или щенка.

Дети не скрывали, что курят и нюхают клей. Практически все ушли из дому, потому что родители пили и обижали их. Одна из девчушек поведала, что отца за кражу посадили, а мать продала дом и куда-то уехала. Девочка любит отца, но не имеет представления, когда тот выйдет на свободу. У многих детей за решеткой братья, и они сообщают об этом так спокойно, будто брат не в тюрьму сел, а работает или учится. Один из парней ушел из дому из-за отчима -- не сошлись характерами. Но мама выбрала не сына, а мужчину. Все дети из разных мест -- из Житомирской области, Черниговской, из Севастополя. У некоторых прекрасная литературная речь. Один из подростков пишет стихи и сочиняет песни.

Практически все дети утверждали, что жить в люке им намного лучше, чем дома. Кстати, я посмотрела также несколько кассет, где запечатлено, как Володя приезжал с детьми в их семьи. Увиденное поражает до глубины души. Пьяная в стельку мать, увидев на пороге почти полгода отсутствующую дочь с незнакомыми людьми, спросила: «Ну що, ти знову покрасилась?» -- будто вчера расстались. Когда Володя спросил, знает ли она, где живет ее 12-летняя дочь, женщина ответила: «В Киеве, у Славика». «Нет, в канализационном люке», -- сообщил ей Володя. «ВИ ШО?!» -- изобразила горе женщина. «Не бреши, ти ж знала це», -- ответила ей дочь. Чтобы замять тему, мать сказала: «Добре, що приїхала. Якщо є грошi, купимо бутилку». Что к этому можно добавить?

Что касается волос, то действительно, девчушки лет десяти уже их красят. Несмотря на условия жизни, у каждой маникюр и колечки на пальцах. Кстати, ребята обычно очень переживают, чтобы их сестры не пошли по рукам, но так или иначе жизнь в канализации хорошей перспективы не сулит.

«Знаете, сколько у моей мамы было в школе похвальных грамот? А потом она полюбила дискотеки и водку»

-- И вот наступил Новый год, -- рассказывает Татьяна. -- Наша семья решила пригласить ребят домой. Мы нарядили елку, накрыли стол, каждому из детей приготовили подарок. Дети смотрели новогодние передачи. Потом их уложили спать. У нас в то время уже была пятимесячная Яночка. Поверьте, это празднование нам далось нелегко. Ведь полной уверенности, что у детей нет инфекции, у меня не было. Но именно тогда пришло понимание, что взрослые нужны детям не на час и не по будням. Нужна семья…

… Сегодня в семье Батурских пятеро приемных детей. Глядя на них, трудно поверить, что еще недавно эти ребята чувствовали себя самыми несчастными на Земле. Мать Юры (имена детей изменены по этическим соображениям -- Авт. ) убили в пьяной разборке. Дениса оставили в роддоме, у остальных родители пьют… Тем не менее дети признались мне, что матерей своих любят и вспоминают о них только хорошее.

-- Знаете, сколько у моей мамы было в школе похвальных грамот! -- с гордостью сообщает Сережа. -- Мне когда-то дедушка их показывал. А потом она почему-то полюбила дискотеки и водку…

В оздоровительном лагере Сереже больше всего нравилось плескаться в море и есть черешню, которую подают на обед.

-- Но почему же все-таки «дядя Вова» и «тетя Таня»? -- не удержалась я.

-- Мы не запрещаем родителям и родственникам навещать детей, -- говорит Татьяна. -- И очень надеемся, что со временем непутевые мамы и папы поймут, как неосмотрительно променяли их на водку, сожителей и мнимую свободу. Это был бы лучший вариант!

Кстати, одна мать уже «прозрела» и забрала ребенка. Правда, Володя постоянно приезжает в эту семью, чтобы убедиться, хорошо ли живется мальчику.

… В ирпенском доме, где живет многочисленное семейство Батурских, шум и гам. Девочки помогают готовить Татьяне обед, мальчишки строят с дядей Вовой погреб. После обеда детвора садится за книжки -- в школе каждому дали та-кой(!) список литературы. В новой семье у ребят и компьютер, и видик, и много всего такого, о чем раньше они и мечтать не могли. Батурским помогает местная власть и, конечно, друзья.

Мы смотрим семейные фотографии, которых накопилось сотни. Тут и студенческие -- Володя и Таня учились на одном факультете столичного пединститута. И того периода, когда супруги работали в школе. Кстати, Володя учил биологии в столичной школе N 205 Наташу Порывай (Королеву). Однажды принес на урок гитару, и они пели в два голоса песню, «Громче, громче смейтесь, дети, и не плачьте никогда». Наташа тогда была восьмиклассницей.

-- Подпевал весь класс, -- вспоминает Володя. -- А гитара у меня в подсобке оказалась не случайно -- я брал уроки музыки у одного из своих учеников. Наташа потом частенько вспоминала этот урок, когда училась в эстрадно-цирковом училище. Мы с ней иногда встречались тогда в 1-ом трамвае.

В гостях у Батурских был даже Стинг -- на открытии детского дома. Он гостил у них целых два часа и, говорят, ради этого даже отменил другие свои дела. С Батурскими у него нашлось немало общих тем. Во-первых, он сам многодетный отец, во-вторых, в прошлом -- школьный учитель…

Так что можно сказать без преувеличения, что детям, о которых заботятся Батурские, повезло -- им в этой семье не только уютно и сытно, но и скучать не приходится.

407

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров