Владимир топонарь, летчик упавшего на зрителей во время скниловского авиашоу самолета су-27, попросил прощения у пострадавших и родственников погибших
Несмотря на то, что со времени Скниловской катастрофы прошел уже год, до сих пор нет ясного ответа на вопрос, что стало причиной гибели 76 человек: ошибка пилотов СУ-27 или просчеты в организации наземной части авиашоу? Сейчас, судя по всему, следствие склоняется именно к первому варианту.
«Смысл подаренной мне жизни вижу, прежде всего, в недопущении подобных трагедий»
Сам непосредственный участник этой трагедии, пилот самолета Владимир Топонарь, признает моральную ответственность за гибель людей. На этой неделе во Львове, на встрече с журналистами он обнародовал свое обращение, в котором попросил прощение у потерпевших и родственников жертв трагедии. При этом Топонарь утверждает, что «не нажимал кнопку катапульты, не спасал свою жизнь, а стремился в безнадежной ситуации спасти жизнь зрителей. И если второй пилот все-таки раскрыл парашюты над нашими креслами, то смысл подаренной мне жизни вижу, прежде всего, в недопущении того, чтобы трагедии, подобные Скниловской, повторились», -- цитирует его слова «Интерфакс-Украина».
Тем не менее не все родственники погибших и потерпевшие склонны принимать его покаяние. Сергей Синник, потерявший во время катастрофы в Скнилове жену и сына, уверен, что пилоты могли предотвратить катастрофу. Такой вывод он сделал из собственного расследования трагедии, сообщает телеканал ICTV. Сергей, в прошлом сам летчик гражданской авиации, пришел к выводу, что погибших могло быть меньше в случае умелых действий пилотов. «Вы катапультировались и лишили жизни еще человек 60», -- заявил он во время разговора с Топонарем. «Моих вы убили во время полета, мои погибли не вследствие катастрофы», -- сказал он, имея, по-видимому, в виду то, что к гибели людей привела неудачно выполненная фигура высшего пилотажа.
Владимир Топонарь хотя и осознает свою моральную ответственность за катастрофу, вину в гибели людей все же отвергает. Он считает, что «причинной связи между падением самолета и гибелью людей» нет. По словам Владимира Топонаря, самолет действительно мог упасть. Но если были бы соблюдены все нормы проведения подобных авиашоу (которые запрещают допуск зрителей в зону полета), машина упала бы на пустое поле и погибли бы только пилоты. «Самолет мог упасть -- тут и технические причины, и субъективные, -- а то, что он должен был упасть на людей, это совсем другое, и эту грань нужно четко разделять», -- привел он аргументы своей невиновности.
«Все, что хотели сделать добрые люди, чтобы авиашоу прошло надлежащим образом, сделано не было»
Более того, Владимир Топонарь сказал, что о нарушении им зоны полетов во время авиашоу он узнал только в следственном изоляторе. И если бы его уведомили, что зона пилотажа «не соответствует требованиям безопасности и меньше нормы вдесятеро, то он однозначно отказался бы лететь. Я был неприятно удивлен, что оказался за зоной пилотажа. А где же были все остальные, начиная от Стрельникова (тогдашний главком ВВС. -- Авт. ). Тогда (до начала полетов. -- Авт. ) никто ни одного слова не сказал, а теперь оказывается виновным исполнитель».
Топонарь отверг обвинения в неправильном выполнении фигур высшего пилотажа и летного задания. По словам летчика, методическая разработка выполнения фигуры «косая петля с переворотом», на которой и базируется обвинение в его адрес, была подтасована и подписана задним числом. Летчику, по его словам, удалось найти в Миргороде, где базируется его полк, настоящую методическую разработку выполнения этой фигуры, свидетельствующую о том, что пилоты выполнили все требования.
Что же касается субъективных причин аварии, то есть возможной ошибки пилотов, Владимир Топонарь считает: «Они не были раскрыты, поскольку летчик-практик не вошел в состав экспертов, расследовавших обстоятельства катастрофы». При этом Топонарь допускает ошибки субъективного плана, мотивированные им тем, что если «летчик натренирован определенным движениям, а ему дают лететь не тем самолетом, да еще не с тем остатком топлива, то субъективно летчик может ошибиться».
Следствие же, судя по всему, все-таки склоняется к виновности Владимира Топонаря. Это видно из того, что ему предъявлены новые обвинения в халатном отношении к военной службе и нарушении правил полетов и подготовки к ним. Об этом сообщает «Интерфакс-Украина» со ссылкой на адвоката летчика Игоря Мельничука, который заявил, что Скниловское авиашоу -- «наверное, единственное в истории мировой авиации, которое не было организовано и привело к таким последствиям. Все, что хотели сделать добрые люди, чтобы оно прошло надлежащим образом, сделано не было».
Читайте нас в Facebook