Еще сто лет назад украинские модницы вынуждены были носить рубашки с вышивкой, которые весили Шесть килограммов
Алена Мозговая, демонстрируя современность старинных вещей, пришла в вышиванке и джинсах
Одежда, которую мы носим сегодня, неразрывно связана с прошлым -- с народным костюмом. Убедиться в этом смогли все гости выставки «Коло. Україна в модi», проходившей в Национальной художественном музее. Куратор выставки Зоя Звиняцковская решила совместить старинную аутентичную одежду с вещами из коллекций украинских модельеров -- Лилии Пустовит, Оксаны Караванской, Виктории Гресь, Роксоланы Богуцкой и патриарха украинской моды, ныне покойного Герца Мепена. С вещами, которые содержат в себе этнические, национальные мотивы. Таким образом можно продемонстрировать преемственность и традиции в украинской моде, шекспировскую связь времен. Выяснилось, что современные топы и юбки выглядят как всамделишные продукты народного творчества. А рубашки, вышитые буковинскими мастерицами, можно запросто носить и сегодня.
Что некоторые и делали. В национальных сорочках появилась Алена Мозговая: ее сорочка, купленная в Косово, вышитая зеленым бисером, прекрасно дополняла джинсы. Появилась в вышиванке и Софийка, младшая дочь Виктора Ющенко, который, как известно, коллекционирует национальную одежду, предметы быта и искусства. Собственно, костюмы и рушники из его коллекции стали частью экспозиции. Свои сокровища для выставки передали коллекционер икон и наивного малярства Лидия Лихач, режиссер Василь Вовкун и Украинский центр народного творчества «Музей Ивана Гончара». По замыслу устроителей, выставка должна стать предтечей Музея моды в Украине, подобного тем, которые есть в Париже, Лондоне, Антверпене и Москве.
На выставке тусовалось немало светской публики: Виктор Ющенко с семьей, народный депутат Лилия Григорович, генеральный директор ICTV Александр Богуцкий, актеры Анатолий Хостикоев и Наталья Сумская, певица Марийка Бурмака, телеведущий Даниил Яневский, Чрезвычайный и полномочный посол Грузии Григол Катамадзе, певица Евгения Мирошниченко, политик Микола Жулинский, соло-гитарист группы «Мертвий пiвень» Роман Чайка, художник Александр Ройтбурд, главный редактор «O'fficiel-Украина» Ирина Данилевская. Публика рассматривала единственный в Украине деревянный велосипед из коллекции Ющенко и охала над вышивками народных кутюрье. Некоторые рубашки, обильно вышитые бисером и нитью в технике навыворот, весили по шесть килограммов. Представляете, какое гражданское мужество нужно было иметь лет сто назад, чтобы носить эти роскошные вериги? Красота -- это страшная сила, и этим объясняется их подвижничество.
В зале заседаний ООН висит украинский ковер, вышитый черкасской мастерицей
-- Что отличает нашу народную одежду? -- рассказывает завсектором «Тканина» отдела фондов Украинского центра народной культуры «Музей Ивана Гончара» Юрий Мельничук. -- Украинцы славились богатым декором, пышным костюмом, ярким колоритом. И, в отличие от тюркских народов, носили белое нательное белье, белые сорочки, ткали белые рушники. Это было связано с оседлым образом жизни, постоянной близостью к воде. И тело, и белье держали в чистоте. К тому же на белом прекрасно смотрится цветная вышивка -- это традиция славянского мира. Украинки использовали более 200 вышивальных швов!
Украинский костюм в каждом регионе имел свои отличия и в колорите, и в вышивке. Белым по белому вышивали по всей Украине (это было связано с культом Бога-отца, являющегося в белом цвете). В Полесье, где много лесов и соответственно ощущается дефицит цвета, доминировал энергетически сильный красный. На Буковине применялся бисер, позаимствованный у соседних Молдавии и Румынии. Черкасскую вышивку можно узнать по цветкам лилий, похожих на геральдику французских королей. Подольский регион славился черной вышивкой, которая обозначала не траур, а цвет земли и богатства. Сочетание черного и белого -- самый архаичный символ, в нем заложена вся гамма цветов. Крайки, пояса, плахты носили функцию оберега, защищающего от зла. Так, крайки всегда плелись из красной или вишневой нити с добавлением черной. Они условно делили человека на верх и низ, плюс и минус, как в электроприборе, и выполняли энергетическую функцию, поэтому носились на солнечном сплетении.
Интересна символика плахты, женской юбки: поясная одежда у женщин должна была защищать детородное лоно от холода и зла. Поэтому плахта выткана из шерсти и вышита сакральными символами: вся она поделена на кусочки, звезды и ромбы и напоминает поле, поделенное между крестьянами (это отголоски земледельческого культа). А точки обозначают засеянные в землю зернышки. Не принято было носить плахту без фартука -- в селах старые женщины без него не выйдут на улицу, боясь злой силы.
На выставке были представлены и коралловые бусы, очень распространенные на Украине. Они были выполнены в форме подковы -- самого сильного оберега, и защищали от зла. Все украшения надевались на открытые зоны -- декольте, запястье, уши -- и были призваны отвлекать внимание от глаз. Вообще, первичной функцией был не декор и украшательство, а именно сакральная функция: блестящие металлические украшения у украинцев, как и у других народов, носили, что называется, для отвода глаз. Чтобы энергия чужого взгляда концентрировалась на бездушных предметах. Также на выставке можно увидеть так называемые баламуты (переделанные в народе на «перламутры») -- окаменелый жемчуг. И кораллы, и баламуты в Украине были импортным товаром, причем завозились к нам в огромных количествах.
А обилие рушников! Наши рушники ценятся во всем мире. Как, впрочем, и вышивка. Самый распространенный мотив вышивки -- дерево жизни, обозначающее и дерево рода, и жизненную силу. Неспроста в зале заседаний ООН висит украинский ковер с деревом жизни, вышитый черкасской мастерицей Надеждой Бабенко.
Выставка показала: мы можем не только гордиться нашими традициями. Но и смело использовать секреты бабушкиных сундуков в современной моде.
1008Читайте нас в Facebook