Новый порядок расчетов за потребленную воду в столице ударил по карману прежде всего пенсионеров и малоимущих
Получив счет на оплату коммунальных услуг за февраль, киевляне увидели, насколько возросла оплата за реально потребляемую воду по сравнению с тем, что они недавно платили по нормативу. Новый порядок расчетов -- в соответствии с показаниями общедомового водомерного прибора -- понравился далеко не всем, ведь показатели этого прибора делятся поровну только среди всех прописанных в доме, а не фактически проживающих или отсутствующих жильцов.
Нежелание платить за соседа и за потери воды в связи с плохим состоянием внутридомовых сетей и неисправных сантехприборов заставило-таки жителей столицы начать устанавливать в квартирах индивидуальные счетчики воды и во многих фирмах и жэках, оказывающих такие услуги, уже образовались очереди. Появилось много жалоб и вопросов к властям города по поводу новой системы оплаты
«Ссылки жэков на отсутствие средств для ремонта водопровода безосновательны?»
Еще в 1999 году Кабинет министров принял постановление N 1497 «Об утверждении Правил предоставления населению услуг по водо- и теплообеспечению», в которых однозначно указывалось: при наличии общедомового или внутриквартирных счетчиков воды жильцы рассчитываются только по их показаниям, а взимание платы по нормативам не допускается.
-- Чтобы хоть как-то приступить к выполнению этого распоряжения, в столице пришлось поэтапно реформировать отношения в коммунальном хозяйстве, преодолевать сопротивление жэков, -- говорит глава Киевского территориального отделения Антимонопольного комитета Украины Николай Лисицкий. -- Отделение инициировало практически все принятые распоряжения, так как речь шла о взаимоотношениях монополистов -- поставщиков услуг и потребителей. В соответствии с распоряжением Киевской горгосадминистрации от 8 июня 2001 года N 1150 «Положение о внедрении квартирных приборов учета потребления горячей и холодной воды» теперь вам не имеют права отказать в установке и ведении расчетов за воду по показателям этих приборов. Покупают счетчик и устанавливают его жильцы за свой счет, к тому же жэк берет плату за пломбирование прибора.
Из-за того, что жилищно-эксплуатационные организации не самым лучшим образом обслуживают внутридомовые сети, реальные потери воды, особенно в старых домах, были очень большими -- до 85 процентов. И Киевская горгосадминистрация вынуждена была 6 марта 2001 года принять распоряжение N 396 «О немедленных мерах, направленных на уменьшение потребления воды». Этим документом всем жилищным организациям -- и коммунальным и кооперативным -- предписывалось привести в порядок водопроводные сети внутри домов, починить краны и сливные бачки в квартирах. И на эти работы распоряжением выделялись реальные средства -- проценты от платежей жильцов за холодную воду (7,6 процента), горячую воду (2,7 процента) и отопление (1 процент). «Живые» деньги стали сразу же поступать жилорганизациям.
Потому ссылка жэков на отсутствие средств на ремонт безосновательны. Жэки обязаны выполнять работы в домах и в квартирах бесплатно -- в соответствии с перечнем, указанным в действующем распоряжении Представителя Президента Украины в г. Киеве от 20 июля 1994 года N 648 «О порядке содержания и эксплуатации жилого фонда, инженерных систем и оборудования в городе Киеве». Я специально полностью называю и распоряжения, и их номера, чтобы наше малоосведомленное и малоактивное население могло на них ссылаться во время «дебатов» в жэках и с водопроводчиками.
Наверное, никто не вспомнит, чтобы жэковский сантехник хоть раз пришел без вызова в квартиру и спросил: что починить? не текут ли краны? Хотя это строго предписывается делать выходившими за последние годы распоряжениями. Здесь проверка и ремонт запорно-регулирующей арматуры внутридомовых систем холодного и горячего водоснабжения; проверка и устранения утечек воды из неисправного санитарно-технического оборудования квартир (водозаборные краны, смесители, сливные бачки); систематическое проведение профилактических обходов квартир и проведение ремонтно-наладочных работ санитарно-технического оборудования и запорной водопроводной арматуры в квартирах; совместно с теплоснабжающими организациями проверка систем горячего водоснабжения, работы системы циркуляции и соблюдения нормативных параметров горячей воды.
«Вопрос об оплате воды, потерянной в результате аварий, пока не отрегулирован»
По предложению Киевского территориального отделения Антимонопольного комитета Украины Контрольно-ревизионное управление (КРУ) в городе Киеве проверило целевое использование средств, полученных предприятиями жилищного хозяйства для обслуживания внутридомовых сетей. И выяснилось: ни в одной из проверенных жилищно-эксплуатационных организаций не ведется учет фактических затрат на обслуживание внутридомовых сетей, что не дает возможности проверить целевое использование средств, полученных на их обслуживание. Предприятия -- поставщики коммунальных услуг не осуществляют контроль за состоянием внутридомовых сетей и качеством их обслуживания, как это предусмотрено условиями договоров.
-- Но перед введением новой системы оплаты по показаниям общедомовых счетчиков воды за фактически потребленную воду жэки опять-таки не проверили и не отремонтировали домовые и квартирные сантехприборы, и у жильцов «набежали и накапали» значительные суммы к оплате. Кроме того, как регулируется вопрос с оплатой, если в подвале лопнула труба -- убытки от потерь воды тоже «лягут» на плечи плательщиков?
-- Действительно, такие проверки и ремонты вряд ли проводились, -- говорит Николай Лисицкий. -- Замечу, что в течение нынешнего года по распоряжению Президента Украины Антимонопольный комитет проверит в Киеве работу всех районных управлений жилищного хозяйства. К сожалению, вопрос об оплате воды, потерянной в результате аварий, пока не отрегулирован. Научным организациям Киева поручено разработать методику расчетов и снятия с платежей населения за потребленные услуги стоимости воды, которая теряется в связи с порывами в распределительных системах, ведущих к жилым домам и внутри домов. В ближайшее время ее проект должны представить в горгосадминистрацию.
Я считаю: чтобы добиться порядка, киевляне должны сами занять более активную позицию. Понимаю, что для многих начальник жэка -- очень большой начальник. Но над ним есть закон! Антимонопольное законодательство, соблюдение которого в Киеве мы контролируем, заставляет нас постоянно участвовать в процессах реформирования в коммунальной сфере, в принятии властями решений. Обращения граждан -- тоже предмет нашей работы. Ведь в соответствии с положением законодательства злоупотребление монопольным положением есть деятельность или бездеятельность субъекта хозяйствования (в нашем случае это жэки, управления жилищного хозяйства, «Киевводоканал» и другие организации), который занимает монопольное, доминирующее положение на рынке, что привело или может привести к ущемлению интересов потребителей. За «бездеятельность» и «деятельность» предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 10 процентов дохода, выручки субъекта хозяйствования.
Сейчас мы добиваемся, чтобы население было информировано о перечне услуг, которые жэки обязаны предоставить бесплатно, тем более, что им созданы для этого все условия.
Реформа в жилищно-коммунальной сфере давно уже «перезрела», но каждый шаг ее дается местным органам власти очень трудно. Пока еще остаются не отрегулированным вопрос и о субсидиях на воду, которые ранее рассчитывались в процентах от нормы потребления воды на одного человека. Кроме того, всем очевидна выгода от установки квартирных счетчиков воды, но кто же из малоимущих и пенсионеров может выложить от 150 (за установку одного) до 300 гривен (за установку двух) приборов учета? Таких вопросов, которые не решены властями, киевляне задают много.
Услуги, которые жэки должны предоставлять бесплатно
«О порядке содержания и эксплуатации жилищного фонда, инженерных систем и оборудования в городе Киеве» (выдержка из распоряжения представителя Президента Украины в городе Киеве от 20 июля 1994 года N 648)
Перечень основных работ по техническому обслуживанию жилых строений и их оснащению, выполняемых при профилактическом обслуживании за счет жилищно-эксплуатационной организации
1. Ликвидация незначительных неисправностей в системах водопровода и канализации: замена прокладок в водопроводных кранах, отдельных кранов, смесителей; уплотнение сгонов; замена поврежденных участков трубопроводов; ликвидация засорений; регулировка смывных бачков; прочистка сифонов; притирание пробковых кранов и смесителей; набивка сальников; замена поплавка; замена резиновых прокладок возле колокола и шарового клапана; установка ограничителей -- дроссельных шайб; очистка бачков от известковых отходов и другого; закрепление приборов, расшатавшихся в местах их присоединения к трубопроводу; закрепление трубопроводов.
2. Ликвидация незначительных неисправностей в системах центрального отопления и горячего водоснабжения: регулировка триходовых кранов; замена отдельных душей; набивка сальников; мелкий ремонт теплоизоляции; замена стальных радиаторов и потекших трубопроводов; разборка, осмотр и очистка грязевиков, воздухосборников, вантузов, компенсаторов регулирующих кранов, вентилей, задвижек; очистка от накипи запорной арматуры, водонагревателей, змеевиков и другого; закрепление приборов, расшатавшихся в местах их присоединения к трубопроводу; закрепление трубопроводов.
3. Ликвидация незначительных неисправностей электрических устройств (в местах общего пользования): замена перегоревших лампочек в подсобных помещениях; замена и ремонт штепсельных розеток и выключателей; мелкий ремонт электропроводки.
4. Другие работы: проветривание колодцев; проверка неисправностей канализационных вытяжек; проверка наличия тяги в дымовентиляционных каналах; проверка и восстановление заземления ванн; регулировка и наладка лифтов, замочно-переговорных устройств; мелкий ремонт мусоропроводов (закрепление затворов, стволов и другое).
838Читайте нас в Facebook