Поступающая в украину балтийская рыба содержит опасный яд диоксин
Европейский союз с 1 июля 2002 года запретил на своей территории продажу продуктов питания с повышенным содержанием самых опасных для человека ядов -- диоксинов. Под запрет попала и рыба, выловленная в Балтийском море. Поскольку скандинавские страны могут переориентироваться на экспорт своей рыбопродукции в страны СНГ, известный специалист по морским ядам Матс Олссон на страницах крупнейшей шведской газеты «Дагенс Нюхетер» выступил с призывом писать на этикетках «диоксиновых» рыбных консервов: «ЕС предупреждает: употребление этой рыбы опасно для вашего здоровья».
«Куда смотрят медики?»
Когда речь заходит о здоровье людей, обычно задают сакраментальный вопрос: «Куда смотрят медики?». В Главном санитарно-эпидемиологическом управлении Министерства здравоохранения Украины «ФАКТАМ» посоветовали обратиться в Институт экогигиены и токсикологии.
-- До распада Советского Союза наш институт был главным учреждением Минздрава СССР по проблемам гигиены и токсикологии пестицидов, полимеров и пластмасс, синтез которых является основным источником диоксинов, -- сообщил «ФАКТАМ» заместитель директора Института экогигиены и токсикологии Александр Кравчук. -- Именно поэтому в 1987 году на базе института был создан всесоюзный центр по диоксинам. В то время исследования их влияния на организм человека были секретными. Перед нами поставили задачу организовать «диоксиновый» контроль во всех регионах Советского Союза -- каждая областная санэпидстанция должна была регулярно получать необходимые сведения о состоянии загрязнения этими опасными ядами всех объектов окружающей среды и сельхозпродукции. Планировалось создание сети региональных центров, оснащенных современным оборудованием и высокочувствительными методиками определения.
Однако грянул 1991 год, и, лишившись государственной поддержки, диоксиновый центр приказал долго жить. По словам Кравчука, институт может хоть завтра заняться этой проблемой, нужны только деньги на современное оборудование. Аппаратура, закупленная в доперестроечные времена, устарела морально и физически, работать на ней сегодня все равно, что догонять на телеге «Мерседес».
В Министерстве экологии и природных ресурсов на вопрос, вредна ли балтийская килька, «ФАКТАМ» ответили, что занимаются только утверждением лимитов вылова рыбы на территории Украины, и посоветовали обратиться в Министерство аграрной политики Украины, «под крылом» которого находятся ветеринарная медицина и департамент рыбного хозяйства.
Заместитель главного государственного инспектора ветеринарной медицины Николай Пацюк сообщил «ФАКТАМ», что в настоящее время «не располагает фактами, подтверждающими высокое содержание диоксинов в балтийской рыбе». По его словам, Эстония поставляет свою рыбопродукцию во многие страны Европы и в США, однако никаких рекламаций на нее пока что не поступало. Начальник управления є защиты прав потребителей Ольга Соколова также подтвердила, что «по данным Госстандарта Украины, случаи поступления на территорию Украины и реализации в торговле мяса и рыбы с наличием диоксинов не установлены».
На территории Украины диагностикой болезней животных, оценкой качества продуктов питания, а также кормов для животных занимается один орган -- Центральная государственная лаборатория ветеринарной медицины (ЦГЛВМ) и ее филиалы в областях. Без разрешения этого ведомства никакие импортные или отечественные продукты питания продавать в Украине нельзя.
-- Мы проводим исследования всех видов продукции по 457 показателям, -- рассказал «ФАКТАМ» директор лаборатории ветеринарной медицины Николай Павленко. -- Речь идет о тяжелых металлах, пестицидах, радионуклидах, ДДТ и прочих опасных для человека веществах. А вот диоксинами не занимаемся, поскольку нет соответствующего диагностического оборудования. Надо отдать должное Минагрополитики, который, понимая важность этой проблемы, выделил необходимые средства. Надеюсь, что к концу нынешнего года мы сможем диагностировать и этот яд.
Николай Степанович направил «ФАКТЫ» в ООО «Украинская аналитическая система идентификации» (УАСИ), располагающееся рядом с Национальным спортивным комплексом «Олимпийский» и занимающееся проведением допинг-контроля по заказу Госкомспорта Украины.
-- У нас есть самое современное диагностическое оборудование японской корпорации «Шимадзу» и высококвалифицированные специалисты, -- проинформировал «ФАКТЫ» директор УАСИ Михаил Груша. -- Это позволяет нам сделать химический анализ многих соединений, включая и диоксины. Об этом знают во всех медицинских и экологических ведомствах Украины. Вся проблема заключается в финансировании. Исследования на диоксин очень дорогостоящие, в Германии один такой анализ в зависимости от исследуемой среды обходится в 600--1500 долларов. А ведь надо еще закупить так называемые стандарты -- эталонные препараты, которые тоже стоят очень дорого.
Обсудив со специалистами диоксиновую проблему, «ФАКТЫ» пришли к неутешительному выводу: в Украине в настоящее время выявлением этого яда не занимается никто! А может, и не стоит тратить на него бешеные деньги? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо сначала выяснить, сколько рыбопродуктов экспортирует Украина из балтийских стран.
Крымчане несут убытки из-за эстонцев?
-- В нынешнем году только наше предприятие вдвое уменьшило объемы производства, -- сообщил «ФАКТАМ» директор ОАО «Керченский рыбокомбинат» Николай Шаталов. -- Не лучше положение и у наших коллег, а ведь более шестидесяти процентов всех добываемых и перерабатываемых в Украине морепродуктов -- крымского производства.
Основная причина спада, по мнению Шаталова, интенсивная поставка рыбопродукции из стран Прибалтики. Причем больше всех балтийской рыбы поставляет Эстония, с которой Украина заключила договор. По мнению крымских рыбаков, резкое увеличение поставок балтийской рыбы связано, прежде всего, с запретом на ее ввоз в страны ЕС. Причем, через Эстонию могут экспортировать кильку, сельдь и салаку другие страны Балтики. По его словам, общее количество рыбы, которая может быть ежегодно выловлена в Крыму, составляет 150--160 тысяч тонн, однако в прошлом году было переработано всего лишь 97, из них шпрота -- чуть более 49 тысяч тонн.
-- Мы уже отправили в Госветмедицину запрос по поводу распоряжения Евросоюза по диоксинам, в частности, относительно соответствия требований, которые выдвигает ЕС, тем, что существуют в Украине, -- сообщил «ФАКТАМ» начальник отдела производственной политики Госдепартамента рыбного хозяйства Минагрополитики Украины Александр Мендусь. -- Говорить о резком увеличении импорта рыбы из стран Балтии не приходится. В 2001 году, по данным отечественного Госкомстата, мы завезли чуть больше 19 тысяч тонн, а за первое полугодие нынешнего года -- только 10. А в целом Украина импортировала в 2001 году чуть больше 300 тысяч тонн рыбы и морепродуктов, половину из которых поставила Норвегия. И это, в основном, океаническая продукция -- сельдь и скумбрия.
Соглашение о свободной торговле, заключенное с Эстонией в 1995 году, по словам начальника отдела международной рыболовной политики Госдепартамента рыбного хозяйства Владимира Герасимчука, касается не только рыбы, но и всех видов производимой в обеих странах продукции и предусматривает механизм защиты отечественных производителей.
-- Если крымчане приведут экономическое обоснование того, что они несут убытки из-за эстонцев, то мы поставим вопрос о снятии существующего режима в отношении рыбы, -- утверждает Владимир Владимирович. -- Возможность таких действий предусмотрена соглашением.
Итак, как будто можно успокоиться -- подавляющая часть продаваемой в Украине рыбы выловлена не в Балтийском море, а в Мировом океане. Однако так могут утверждать только люди, не представляющие себе, что такое диоксин и «с чем его едят».
Гормон деградации, детоубийца или «химический СПИД»
Диоксины -- это органические соединения без цвета и запаха. Они наносят человечеству колоссальный ущерб, поскольку по токсичности занимают третье место в мире после кураре и ядов, вызывающих ботулизм. В годы противостояния социалистического и капиталистического лагерей в СССР и в США велись работы по созданию на основе диоксинов боевых отравляющих веществ адресного назначения, способных поражать печень, селезенку и головной мозг.
Диоксины никто целенаправленно не производит, они образуются при синтезе или уничтожении хлорсодержащих соединений и, в первую очередь, пластмасс. Потенциальными «производителями» яда являются мусоросжигательные заводы, оборудованные печами с температурой от 270 до 800 градусов, а также установки для уничтожения жидких и твердых отходов. Исправно поставлять «на гора» диоксины могут использующие хлор химические производства -- целлюлозно-бумажные комбинаты, производители пестицидов, гербицидов и дефолиантов, а также химические и нефтеперерабатывающие предприятия. Опасность представляет и сжигаемый бытовой мусор, если в него попала содержащая хлор пластмасса (например, полихлорвинил).
Благодаря способности растворяться в жирах, диоксины накапливаются, в основном, в мясе и молочных продуктах, особенно опасна рыба, в которой яда может собираться в 100 раз больше, чем в окружающей среде. Но самое неприятное то, что диоксины, попадая в организм человека, практически не выводятся. Чтобы стало ясно, насколько опасны эти невидимые убийцы, достаточно сказать, что, согласно принятым сегодня в России нормам (в Украине до сих пор действуют советские. -- Авт. ), человек за 70 лет жизни может без вреда для своего здоровья «съесть» не более 0,000018 грамма этого яда.
Многие специалисты называют диоксины гормоном деградации или «химическим СПИДом». Попадая в организм человека, они наносят мощный удар по иммунной системе, что, в свою очередь, провоцирует развитие онкологических заболеваний, болезней крови, эндокринной системы, возникновение врожденных уродств. Диоксины в полной мере заслуживают эпитета «детоубийцы». Они очень «любят» материнское молоко и накапливаются в нем с ошеломляющей скоростью.
Попадая в организм младенца, эти невидимые киллеры, играя роль чужеродного гормона, подавляют иммунную систему ребенка и открывают «ворота» для всевозможных инфекций, радиации и прочих «вражеских агентов». Мало этого. Возможность человеческого «воспроизводства» тает, как снег на солнце: у женщин нарушаются все репродуктивные функции, а у мужчин уменьшается количество спермы (за последние 50 лет, по данным американских ученых, оно снизилось наполовину. -- Авт. ). А кроме того, диоксины являются суперканцерогенами, действие которых на организм человека на клеточном уровне приравнивается к радиации.
Есть ли диоксины в рыбе, выловленной в Азовском и Черном морях?
Все украинские специалисты, с которыми удалось встретиться корреспонденту «ФАКТОВ», убеждены в том, что рано или поздно создавать диоксиновый центр придется (в России уже сегодня насчитывается шесть специальных лабораторий). Это необходимо сделать хотя бы для того, чтобы разобраться, какие яды и в каком регионе превышают предельно допустимые нормы. Ведь в Украине накопились десятки тысяч тонн уже не пригодных к применению неиспользованных хлорорганических пестицидов. Необходимо также задуматься и об организации подготовки специалистов по определению в различных средах сверхмалых количеств других токсичных веществ.
Можно и не заниматься диоксинами, а поступить так, как это было сделано несколько лет назад, когда разразился скандал с бельгийскими куриными окорочками. Тогда Украина потребовала от Бельгии, чтобы сертификат качества по диоксинам на окорочках был подтвержден европейской независимой лабораторией. Эстонцы, конечно, согласятся с аналогичным требованием украинских ветеринаров, но что делать с отечественными «производителями» диоксинов, которых, судя по всему, на территории Украины не так уж и мало? В одном только Киеве в середине 80-х годов таких объектов насчитывалось больше десяти. А, кроме того, еще неизвестно, насколько чиста рыба, выловленная в Азовском и Черном морях, -- в Украине исследования на содержание в ней диоксина никто не проводил.
Ситуация осложняется еще и тем, что распадаются эти яды довольно долго -- по разным оценкам от 10 до 25 лет, а уничтожать их можно только в специальных печах при температуре от 1200 до 1800 градусов. И пока отечественные специалисты будут разбираться с диоксинами, граждане Украины, памятуя о том, что «спасение утопающих -- дело рук самих утопающих», могут воспользоваться советами медиков.
Употреблять в пищу желательно только заведомо чистую продукцию и, покупая в магазине сомнительный (с точки зрения экологии) товар, следует заглянуть в санитарный паспорт.
Ни в коем случае не приобретайте на рынках картошку или помидоры, выращенные на участках, расположенных рядом с мусоросжигательным заводом или, скажем, с целлюлозно-бумажным комбинатом.
Старайтесь не пить напитки, расфасованные в несертифицированную тару из пластмассы, которая содержит в своем названии слово «хлор».
Обращайте внимание на срок хранения пищевых продуктов, расфасованных в пластиковую тару.
Не употребляйте для пищевых целей тару из не предназначенных для этого пластмасс.
Ни при каких условиях не жгите в кострах подобную посуду и не позволяйте этого делать детям.
Сжигая пластик, вы закладываете настоящую диоксиновую мину, которая рано или поздно сработает. Да и сами, вдыхая дым, можете получить серьезную токсическую дозу.
И напоследок о признаках отравления диоксинами. Наиболее характерным является угревая сыпь, которая появляется на верхних веках, под глазами, на щеках, носу и под ушами. Реже сыпь распространяется на паховую область, грудь или спину. Высыпание сопровождается зудом, гнойным воспалением кожи и нарывами. Длительность поражения -- от нескольких месяцев до нескольких лет, в зависимости от степени отравления.
1386Читайте нас в Facebook