38 пассажиров с затонувшей в азовском море яхты, многие из которых не умели плавать, рассчитывали дотянуть до единственного (! ) спасательного круга
На узкой полоске пляжа пансионата «Чайка» (вблизи поселка Мелекино Донецкой области) негде яблоку упасть, и ничто сегодня не напоминает о трагедии -- 29 июля здесь потерпела крушение прогулочная яхта. Пять человек при этом утонули. Вспоминая о произошедшем, отдыхающие говорят: «Вот если бы спасатели пришли вовремя »
На Азовском море есть две спасательные станции, но они находятся в Мариуполе. А здесь, где расположены десятки пансионатов и частный сектор, нет даже резервных лодок или шлюпок, которыми могли бы воспользоваться добровольцы. Поэтому, когда катера всевозможных служб -- рыбинспекции, пограничников и спасателей -- добираются на место, им чаще всего остается только искать погибших
«На единственном спасательном кругу повисли человек десять»
-- Как только с моря донеслись призывы о помощи, на берегу тоже началась паника, -- рассказывает очевидец событий, жительница Донецка Нина. -- Одна женщина потеряла сознание -- на яхте находились ее сын и муж, которые не умели плавать. Добираться вплавь до тонущих было далеко, да и людей там было слишком много. Мы чувствовали себя беспомощными.
Тела 37-летнего Владимира Зинкевича и его семилетнего сына Антона, приехавших из Минска в пансионат «Металлист», удалось найти и вытащить на берег только в среду, 31 июля.
Когда Александр Балобошко, начальник оперативного штаба, созданного на месте ЧП, главный специалист Главного Управления по вопросам чрезвычайных ситуаций, сообщил мне, что погибшие пассажиры яхты не умели плавать, оставалось в который раз подивиться людской беспечности и неистребимой надежде на «авось». Ведь участники этой роковой прогулки знали, что яхта перегружена!
-- То, что яхта переполнена, было понятно сразу -- она от берега «оторвалась» с трудом, -- говорит молодая участница событий Елена из Луганской области (спасенные пассажиры яхты «Мариуполь», пережили сильный шок, и просили не называть их фамилий. -- Авт. ). Но мы не беспокоились. Некоторые даже устроились на бортах и болтали ногами в воде. Мы надеялись, что команда свое дело знает, и ничего не случится Когда яхта затонула, меня волной отбросило очень далеко от всех остальных, и я боялась, что спасатели меня просто не заметят.
По рассказам очевидцев можно выстроить следующую картину. На судно типа вельбота, рассчитанное максимум на 14 человек, капитан не только взял 38 пассажиров (по подсчетам членов комиссии, расследующей ЧП), но еще и разрешил людям купаться, держась, за единственный спасательный круг, привязанный к корпусу яхты. После этого «аттракциона», когда все рискнувшие купаться, вернулись, команда стала разворачивать судно. Перегруженная яхта легла на бок. Капитан попытался поставить ее на киль, и ему это удалось. Но в открытые внутренние помещения уже попала вода, и яхта пошла ко дну за считанные минуты. Из спасательных же средств на судне оказались только один круг и четыре жилета (два из них, по словам добровольцев-спасателей, были непригодны). Спасательная шлюпка, которую раньше видели на этой яхте, во время прогулки почему-то отсутствовала. Единственные, кто мог реально помочь людям, потерпевшим бедствие, были сотрудники развлекательно-спортивного клуба «Сирена». Они помчались к месту трагедии на двух скутерах.
-- Когда мы добрались до тонущих, нам стоило больших трудов объяснить им, что наша машина не в состоянии поместить всех и доставить к берегу, -- рассказывает сотрудник клуба «Сирена» Александр Дицман, первым добравшийся на место события. -- Но люди были в панике, некоторых волной отбросило далеко от судна. На единственном спасательном кругу повисло человек десять.
Ребята из клубов «Сирена» и «Волна» держали пассажиров яхты на скутерах до прибытия катеров, а потом доставляли на берег. Чтобы потерпевшим было комфортнее, парни в ожидании подмоги полностью уступили им свои скутеры, а сами опустились в воду и держались за мачту затонувшей яхты, выступавшую из воды. Вскоре к месту бедствия подоспел катер с прицепленным к нему «бананом» (надувная резиновая лодка, похожая на экзотический фрукт) местного жителя, 53-летнего Михаила Лобова, который и доставил большую часть тонущих на берег.
Капитан покинул судно первым
-- Только я откатал на «банане» партию отдыхающих и загнал свой катер в гараж, как ко мне с перекошенным лицом прибежал Саша, оставшийся на берегу член экипажа яхты «Мариуполь», -- рассказывает Михаил Лобов. -- Он был в такой панике, что даже не сообразил добраться к моему гаражу на машине в объезд -- любой бы подвез. А он бежал километра полтора прямо по пляжу. Еле живой, кричит мне: «Дядя Миша, нужно помочь, там люди тонут! Их много »
Михаил Федорович немедленно спустил на воду свой шестиместный катер и прицепил к нему «банан» (еще на шесть мест). В спешке он даже забыл прихватить шесть спасательных жилетов, которые предназначались для пассажиров «банана». По дороге к месту происшествия думал: «Хорошо, что у меня еще и «прицеп» есть. Ведь неизвестно, сколько их » «Прицеп» у Лобова появился только в этом году -- знакомый предложил ему вместе с ним заняться бизнесом -- катать отдыхающих на «банане», который Михаил привез из Донецка. Этот бизнес сильно выручил семью Лобовых, которая зарабатывает, сдавая комнаты отдыхающим три месяца в году. А остальное время на катере, купленном еще в перестроечные времена, приходится выходить на лов судака и перебиваться случайными заработками. Правда, катание отдыхающих только для непосвященных «плевое дело» -- от постоянного нахождения в воде и на ветру потом ноет все тело.
-- Подойдя 29 июля к терпящим бедствие, я спросил, где капитан, -- вспоминает Михаил Лобов. -- Мне ответили, что он удрал первым! Людей в воде оказалось много. Волна была сильной, и они даже не могли двигаться к берегу, а просто барахтались в воде. Те, кто ослабел и не мог держаться на воде, хватались за более сильных. В результате все дружно тонули. И если бы не ребята на скутерах, жертв было бы больше. Ведь из-за шторма в тот день и рыбаков поблизости не было.
Михаил очень быстро усадил на «банан» человек десять, еще примерно столько же взял в катер. Остальных забрали ребята на скутерах.
Доставив всех на берег, Лобов снова направил катер к торчащей из воды мачте, хотя людей на поверхности уже не было. Остановив катер, он нырнул в воду и по мачте спустился до палубы, в надежде найти еще кого-нибудь. Но, увы, в мутной воде разглядеть что-либо было невозможно. Окончательно вернувшись на берег, Михаил Федорович, увидел, как возле какой-то девушки, которая пребывала в шоке, собралась целая толпа. По слухам, пока не подтвержденным официальными источниками, это была та самая 20-летняя студентка, которая умерла уже на берегу, -- сердце девушки не выдержало пережитого.
Тут, на берегу, на Михаила едва ли не с кулаками набросился кулаками один из спасенных:
-- Где вы были, когда люди тонули?! Куда вы смотрите?!
-- Люди добрые, я не спасатель. Просто надпись с купленного катера стереть не успел. Я же вас спас! -- пришлось оправдываться Лобову, на катере которого действительно есть надпись «Спасатель» (она осталась со времен, когда Михаил работал спасателем). Но, похоже, ему так никто и не поверил. Потому что ни один из спасенных не поблагодарил Лобова ни в тот день, ни на следующий
Чтобы выяснить количество потерпевших, пришлось «прочесать» все пансионаты и частный сектор
Сейчас на круглосуточный телефон оперативного спасательного штаба в пансионате «Чайка» -- 8 (267) 94887 -- звонят почти со всей Украины и даже из России.
-- Родственники отдыхающих, которые не давали о себе знать с 29-го июля, беспокоятся, -- пояснил начальник оперативного штаба Александр Балабошко. -- Интересуются, не было ли их родных на яхте. Между тем, местной милиции пришлось напрячь директоров близлежащих пансионатов и прочесать весь частный сектор, чтобы установить, кто же все-таки был на той яхте.
Пятерых погибших -- мальчика с отцом, бабушку с внуком и девушку-студентку -- уже опознали. Как сообщает Интерфакс-Украина, Прокуратура Донецкой области задержала капитана яхты «Мариуполь» Виктора Бескоровайного.
Наша газета в свое время писала о том, что 27 июля 1989 года у одного из островов Должанской косы девять подростков от 14 до 16 лет во главе с капитаном Дмитрием Харьковым, осуществлявшие тренировочный переход на противоположный берег Азовского моря на яхте «Мариуполь» и шлюпке ЯЛ-6 в сторону Ейска, пропали при загадочных обстоятельствах. Этот переход был организован местным Клубом юных моряков имени Красной Азовской военной флотилии, которому тогда принадлежало судно. Ночью, когда яхта и шлюпка, в которой ночевали несколько мальчиков, сели на мель по разные стороны островка на косе, пропали и дети, и капитан. Спасательное снаряжение и вещи остались на месте, а люди «испарились». Уцелели лишь 15-летняя девочка и 13-летний мальчик. Они спали в каюте и не видели, что произошло. Официальные лица пока не дают ответа на вопрос: тот ли это самый «Мариуполь», или просто «тезка» затонувшей яхты.
1427Читайте нас в Facebook