ПОИСК
Культура и искусство

В фильме «здравствуйте, я ваша тетя! « армен джигарханян сыграл не судью криггса, а… Кота, возомнившего себя тигром

0:00 8 августа 2002
Инф. «ФАКТОВ»
В недавно вышедшей книге, посвященной этому блестящему актеру, впервые рассказывается о том, что осталось за кадром

Армен Борисович Джигарханян -- самый снимаемый российский актер. Дебютировав в кино в 1960 году, он сыграл за четыре десятилетия более 300 ролей. Джигарханян по праву считается лучшим актером в России. С равным успехом он исполняет роли как в сложных драматических лентах, так и в музыкальных комедиях и детективно-приключенческих фильмах. Комедия «Здравствуйте, я ваша тетя!», в которой снялся актер, уже почти три десятилетия пользуется у зрителей неизменным успехом. По количеству появлений на экране «Здравствуйте, я ваша тетя!» приближается к комедиям Леонида Гайдая, абсолютным рекордсменам показа. Такую популярность фильму обеспечила не только тетя -- Александр Калягин, но и судья Криггс -- Джигарханян. Об Армене Борисовиче много пишут, снимают передачи с его участием. Но сам он не собирается садиться за мемуары. Известный российский критик Нина Цыркун решила сделать это за Джигарханяна, написав о его жизни и творчестве книгу под названием «Армен Джигарханян», которая вышла в издательстве «ЭКСМО». С его любезного разрешения «ФАКТЫ» предлагают своим читателям выдержки из этого произведения.

«Комедия задумывалась без всякой «фиги в кармане»

Джигарханян секрет бешеного успеха телефильма объяснил очень просто: «Это очень радостная картина. На все времена. Она такая безответственная, бесшабашная!» Безответственность, как вы помните, это черта, которую он приписывает и себе. И безответственность эта специфическая: беззлобность, доброта, радостное принятие мира, оптимизм и полное отсутствие зависти.

Фильм поставил один из самых замечательных режиссеров нашего телекино Виктор Титов. (Титов, как и многие другие режиссеры, кто, раз поработав с Джигарханяном, старается еще и еще заполучить его в свои постановки, поручил ему потом роль Варавки в многосерийной экранизации романа Максима Горького «Жизнь Клима Самгина», по справедливому мнению Джигарханяна, недооцененной и незаслуженно забытой). Комедия «Здравствуйте, я ваша тетя!» задумывалась без всякой «фиги в кармане», без всякого использования «эзопова языка», то есть, без тех инструментов, которые в годы вынужденного молчания вызывали ажиотажный интерес публики. Ее делали только для того, чтобы повеселить зрителей.

Рассмешить гораздо труднее, чем заставить плакать.

«Я не знаю, что в нашем деле значит легко, -- говорит Джигарханян. -- Что такое легко, я не знаю. Мне не бывает легко. Радость, восторг -- это я знаю. Разве может быть легко, когда на десять сантиметров надо сделать десять финтов, как говорят футболисты. Хорошо получается тогда, когда очень сильно сконцентрируешься, когда внутри тебя возникает очень большое напряжение. И вообще, я думаю, что самое неблагодарное -- это, во-первых, программировать успех, а во-вторых, потом разбираться в его причинах. Так сошлись звезды. В моей жизни случалось так, что вот не должно было получиться, права не имело получиться, а получалось».

РЕКЛАМА

Может быть, на этот раз получилось именно потому, что сами актеры веселились от души. Причем задача перед ними стояла труднейшая: надо было исполнять трюки, гэги -- самые смешные, дурацкие, бросаться, например, тортами с кремом -- и при этом сохранять полную серьезность. Этот эпизод с тортами, которые претенденты на руку бывшей английской экономки, а ныне бразильской вдовы-миллионерши донны Розы Д'Альвадорец (Тамара Носова) швыряли друг в друга, снимали в павильоне студии в четыре часа утра. В такой час и обыкновенную рабочую бодрость сохранять непросто. И вдруг кто-то прыснул со смеху, а смех -- ужасно заразительная вещь. Началась цепная реакция смеха. Режиссер рассердился. Съемка была сорвана. Возобновили ее на следующий день, Виктор Титов решил сам показать, что нужно делать, и, не успев швырнуть торт, зашелся смехом.

Какая-то невероятная энергия веселья окружала работу, и даже вещи начинали вести себя непредсказуемым образом. Все тот же эпизод с тортами (они, кстати, были сделаны из зубной пасты) снимался на фоне старинных часов, которые давно и безнадежно стояли. Михаил Козаков (полковник Фрэнсис Чесней) нечаянно угодил тортом прямо в них -- и часы завелись!

РЕКЛАМА

А Джигарханян -- судья Криггс -- должен был кидать торт в полковника Чеснея со словами: «Неужели вы думаете, я испугаюсь вашего мундира?» И шлеп тортом. А получив ответный удар, весь заляпанный кремом, гордо заявлял: «Я не уступлю».

В непритязательную комедию было вложено множество очень личных наблюдений, о которых зрители, конечно, и не догадывались. Александр Калягин слегка косил под великого Чарльза Лаутона, который играл Бабса в кино, а когда пел прекрасный романс-балладу на слова Роберта Бернса «Любовь и бедность навсегда меня поймали в сети… », подражал… Адриано Челентано! И, конечно, чаплиновская тросточка, котелок и усики очень напоминали великого Чарли Чаплина, особенно в начальном эпизоде, когда этот мелкий воришка удирал от полиции и попадал в усадьбу, где жил племянник донны Розы. Михаил Козаков в роли полковника пародировал сэра Алека Гиннеса, игравшего одержимого военной честью англичанина-полковника в фильме Дэвида Линна «Мост через реку Квай», а хромоту «для краски» позаимствовал у своего друга, тонкого и умного артиста Зиновия Гердта.

РЕКЛАМА

Название «Здравствуйте, я ваша тетя!» -- ходовую фразу из повседневного нашего обихода -- придумал для фильма поэт Владимир Олев.

Джигарханян, одетый в полосатый костюм в обтяжку, со скользяще- вкрадчивой походкой и усами, играл кота, возомнившего себя тигром. Выходя «из засады», он щурится, топорщит усы и скалится, как настоящий котяра. И все это без тени улыбки, абсолютно серьезно. Эффект потрясающий.

«В отношениях донны Розы с жаждущими ее руки мужчинами не было никакого намека на гомосексуализм»

Телефильм Виктора Титова, пожалуй, был первым опытом в стиле ретро на нашем телевидении. Фильм был аранжирован по подобию немого кино -- с заставками, виньетками и, главное, с трюками и гэгами в духе эксцентрической комедии. Между прочим, в ту пору практически изгнанной из кинематографа как жанр. В эксцентризме власти инстинктивно чуяли какой-то подвох, пресловутую «фигу в кармане». И, разумеется, не напрасно. Эксцентрическая комедия -- это самое демократичное искусство, понятное абсолютно всем, и изначально направленное против тех, кто не любит слышать в свой адрес обличающих или насмешливых слов.

Как и следовало ожидать, по выходе на экраны критика этот телефильм, мягко говоря, не очень приветствовала. Хвалили только оператора, гениального Георгия Рерберга (»снял картину смешно»). 1975 год был не обычным, а юбилейным, праздновали тридцатилетие победы в Великой Отечественной войне. Как всегда, праздновали серьезно, юмор казался кощунственно неуместным. Зеленая улица предназначалась фильмам военной тематики. Хотя кто сказал, что надо бросить песни на войне? Песни и шутки? Ну да это дело прошлое. Жизнь и зрители все расставили по своим местам.

Да, и вот что, наверно, надо заметить. В отличие от сегодняшнего времени никто тогда не думал о «голубой» культуре. И в отношениях «донны Розы», которую изображал Калягин, с жаждущими ее руки мужчинами не было никакого намека на гомоэротизм, гомосексуализм и прочие сексуальные пряности. Была обыкновенная комедия «ки про кво». Только очень веселая и бесшабашная. Другое дело, что сегодня в этот фильм при желании можно «вчитать» что угодно. Только его создатели тут ни при чем.

«Одна американка, -- рассказывает Джигарханян, -- сказала: «Я очень люблю быть счастливой». У нас это считается чуть ли не неприличным, добавляет он с сожалением; а мне хочется вызывать улыбку». Нечто подобное рассказывал и драматург Александр Володин. Когда он впервые приехал к дочери в Америку и шел как-то по улице Нью-Йорка, к нему неожиданно обратилась незнакомая женщина: «Что с вами? У вас такое грустное лицо… » А у меня было обычное лицо, сказал Володин. Советское.

Улыбаться просто так, без особого повода в нашей стране действительно было не принято. И как бы даже подозрительно. Это у них там, в Америке, лыбятся почем зря. Наши люди улыбались и смеялись в специально отведенное время и в специально отведенных местах. Дома, в концертном зале, в театре. И все очень радовались каждой такой возможности. Телевидение тоже было чрезвычайно серьезным, официозным. Юмор отвешивался аптечными дозами. Актеры радовались каждой возможности повеселить публику, поэтому в комедиях играли самозабвенно».

«Играют артисты душой, и если душа скудная, то очень скоро играть станет нечем»

Джигарханян обожает метаморфозы, любит менять маски, перевоплощаться. Но сколько можно черпать из одного и того же источника? Сколько должно быть заложено природой, чтобы не чувствовалось, что уже виднеется дно? Я слышала, как одна актриса говорила, что на самом деле играют артисты душой, и если душа скудная, то очень скоро играть станет нечем.

А другая актриса, не менее замечательная -- Алиса Фрейндлих, тоже, кстати, всю жизнь не знавшая ни минуты праздности, накануне своего 65-летнего юбилея сказала в одном интервью так: «Жизнь диктует свои ритмы, и им приходится соответствовать, а сил все меньше. Театр учит их экономить, резервуар, из которого человек черпает силы, один на все про все. Если ты чрезмерно щедро расходуешь себя на приватную жизнь, излишне пылко ее проживаешь, то потом на сцене остается только ложечкой выскребать остатки, и выходит все очень бедненько. И наоборот».

Может быть, секрет в том, что Джигарханян экономно относится к своим силам, не тратя их на пустую светскую суету, на бессмысленные тусовки, где надо стоять с рюмкой и улыбаться совершенно неинтересным тебе людям. Там ему попросту скучно бывать. Он предпочитает, если выдается лишний час, посидеть дома, почитать, послушать музыку.

Ну хорошо, с экономией сил понятно. Но ведь их изначально должно быть очень много -- душевных, интеллектуальных, физических. Актеру на подмостках все это требуется каждый день и в огромном напряжении. Нечасто встречаешься с такой щедростью судьбы, полной мерой отмеряющей душевную чуткость, ум, физическую силу и еще нечто неопределимое, что составляет актерский талант. Чаще видишь, что «силы есть -- ума не надо» или наоборот. И когда все эти слагаемые сходятся в одном человеке, когда их столько -- возникает феномен Джигарханяна.

 


1063

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров