Народным депутатам удалось восстановить нормальную работу верховной рады
Ценой неимоверных усилий украинский парламент сохранил лицо, хотя не при весьма талантливой игре. Из кризиса, разразившегося в Верховной Раде, депутатам удалось выйти как раз накануне Нового года. После многочисленных попыток 246 парламентариев таки поддержали постановление, разблокировавшее работу законодательного органа.
Объединенные социал-демократы выйдут из большинства?
Согласно этому документу отменяются все решения, принятые Верховной Радой Украины 17 декабря, за исключением одного -- касающегося кадровой ротации в НБУ. Признавая утверждение на посту главы Нацбанка Украины Сергея Тигипко, оппозиционные фракции добились от «большевиков» введения временного запрета на перераспределение портфелей в парламентских комитетах, а также отмены результатов голосования об избрании глав комитетов и их первых заместителей, принятого ранее большинством в режиме поименного голосования бюллетенями.
Однако далеко не все народные избранники рады такому развитию событий. Так, например, лидер фракции СДПУ(о) Леонид Кравчук считает, что уступки оппозиционерам несут угрозу целостности парламентского большинства. «Мы считаем, что это начало развала большинства. Во фракции идут разговоры, что мы можем приостановить членство в большинстве», -- цитирует Кравчука «Интерфакс-Украина». По словам Леонида Макаровича, объединенные социал-демократы оставляют за собой право голосовать на свое усмотрение. «Дисциплины уже не будет», -- заявил он, пояснив свои слова тем, что члены его фракции считают, будто их «кинули», и он уже не может ими управлять.
Такую отрицательную реакцию объединенных социал-демократов на достигнутые 24 декабря договоренности Леонид Кравчук мотивирует нарушением руководителями «большевистских» фракций ранее существовавшего договора о том, что они ни в коем случае не станут поддерживать отмену результатов голосования о перераспределении комитетов, а значит, и назначении Сергея Тигипко главой НБУ. Но принятие «большевиками» требований оппозиционных фракций относительно глав парламентских комитетов поставило под сомнение законность голосования о смене руководства НБУ и принятии во втором чтении госбюджета на 2003 год. «Не исключено, что завтра начнутся разговоры, что они также являются нелегитимными», -- заявил лидер фракции СДПУ(о). При этом Леонид Кравчук добавил: теперь его фракция, в которую входит 39 народных депутатов, будет принимать участие в голосовании в сессионном зале в зависимости от сложившейся ситуации, и без согласования с позицией большинства.
Как только требования оппозиционных фракций были выполнены, они тут же приступили к исполнению обязанностей депутатов
Тем не менее достижение компромисса между «большевиками» и «меньшевиками» в Верховной Раде позволило восстановить нормальную работу парламента. Как только требования оппозиционных фракций были выполнены, они тут же приступили к исполнению своих прямых обязанностей -- законотворческой деятельности. Несмотря на то, что в пылу борьбы за главенство в парламентских комитетах лидер «Нашей Украины» Виктор Ющенко объяснял отказ его фракции голосовать за закон об отмывании денег тем, что в нем, мол, заложены рычаги давления на оппозиционных депутатов-бизнесменов, во вторник «меньшевики», которым вернули их статус-кво, в полном составе поддержали «неправильные», когда был благополучно провален этот законопроект) поправки. Тем не менее, как говорится в детской считалочке, первое слово дороже второго. А первое гласит: в минувшую пятницу международная организация по борьбе с отмыванием денег FATF рекомендовала странам-членам ввести санкции против Украины, поскольку в нашей стране отсутствуют утвержденные правила борьбы с финансовыми нарушениями, а принятый ранее Закон «О противодействии легализации (отмыванию) средств, полученных преступным путем» не удовлетворяет всех требований этой организации. Теперь же в правительстве Украины надеются, что принятие поправок к закону о борьбе с отмыванием «грязных» денег позволит говорить о снятии санкций в отношении Украины уже на следующем заседании FATF в феврале будущего года.
Чему же сопротивлялись украинские оппозиционеры?
В России, согласно закону о борьбе с отмыванием денег, под контроль ставятся все существующие в природе финансовые операции и даже еще не придуманные, хотя перечень операций, подлежащих обязательному контролю, и без того велик -- вплоть до покупки-продажи валюты.
В Германии закон называется «О выявлении доходов, полученных от тяжких преступлений». Там нет такого изощренного списка подконтрольных операций, как в российском законопроекте, утверждает журнал «Власть». Все финансовые организации обязаны установить личность клиента, совершающего одну или несколько операций на сумму свыше 20 тысяч марок. Это касается и игорных заведений, принимающих наличную валюту.
В Испании по закону «О некоторых мерах по предотвращению отмывания капиталов» финансовые организации обязаны установить личность клиента по операциям на сумму более тысячи евро и даже при меньших суммах в случае возникновения подозрений в отмывании денег.
В Дании банки не проводят никаких операций на сумму более 15 тысяч евро без идентификации личности. Если есть подозрения в отмывании, финансовая организация может потребовать документы при любой сумме сделки.
В Нидерландах порядок примерно такой же: идентифицируются все клиенты, проводящие сделки на сумму свыше 11 тысяч евро. Однако признаки «для определения необычности сделок» устанавливаются минюстом и минфином после согласования с учреждением по сбору информации и помогающим ему комитетом содействия.
Во Франции идентифицируются все личности, совершающие операции на сумму свыше 50 тысяч евро. Кроме того, операции, «проводимые в необычайно сложном порядке, который дает основания предполагать отсутствие экономической целесообразности или законной цели», «должны отслеживаться финансовой организацией с особым вниманием».
241Читайте нас в Facebook