Курортную жемчужину мира -- лазурный берег во франции -- поделили между собой родственники ельцина, друзья путина и «простые» миллионеры из стран снг?
Французский журнал «Экспресс» опубликовал секретный доклад тамошней Службы контроля и поиска налогов. В этом документе указаны явные и тайные средиземноморские владения «русских»: президентов, банкиров, полковников КГБ
Первой из «русских» путь к Лазурному берегу проложила вдова императора Николая I Александра Федоровна, поселившись на средиземноморском побережье Франции в 1857 году. За ней последовали трое царевичей, многочисленные княгини, графы и графини. Через полтора столетия по стопам российских императоров пошли российские же президенты, их родственники, друзья и прочие представители новой постсоветской элиты. По оценкам Службы контроля и поиска налогов французского департамента Альп-Маритим, на покупку вилл, лыжных станций, замков и иных приморских достопримечательностей «наши люди» потратили примерно полтора миллиарда франков, или 230 миллионов евро. «Откуда взялись эти средства, нигде четко не указано. Следовательно, допустимы всякого рода вопросы», -- говорится в секретном докладе, опубликованном журналом «Экспресс».
Нашествие новых царей
Первым делом французы оценили «скромность» 56-летнего Бориса Березовского: замок Гаруп, купленный им в декабре 1990 года, и приобретенная в июле 1997-го одноименная колокольня -- два самых престижных владения на курортном мысе Кап-д'Антиб. И замок, и колокольня обошлись г-ну Березовскому в 145 миллионов франков (свыше 22 миллионов евро). Впрочем, эта стоимость значительно приуменьшена. Как утверждают судебные следователи, оба приобретения сделаны благодаря уловкам общества с ограниченной ответственностью «Сифи», которое находится под контролем швейцарского адвоката Ханса Йенни. Тот, в свою очередь, председательствует в Административном совете акционерного общества «Форус Холдинг», находящегося в Люксембурге и принадлежащего, в частности, Борису Березовскому. Французы говорят, что Борис Абрамович регулярно принимает в замке Гаруп дочь Бориса Ельцина Татьяну Дьяченко
Звезда второй величины на «мысе миллиардеров» -- Аркадий Гайдамак, которого подозревают в торговле оружием в Анголе. В настоящее время он скрывается в Израиле, но приобрел при покровительстве люксембургского правового общества Пальметто за восемь миллионов евро известную виллу Пелльрен площадью более двух тысяч квадратных метров. Вилла «знаменита» тем, что построена по инициативе сотрудника Министерства обороны Франции по фамилии Пелльрен в нарушение местных законов.
По соседству поселился некий Борис Бирштейн. Он родился в 1947 году в Вильнюсе и имеет канадское гражданство -- так же, как и его супруга. Эта чета приобрела на девичью фамилию жены в апреле 1995 года виллу Клут «всего» за 1,3 миллиона евро.
Эти три бизнесмена приобретали недвижимость тайно, чего нельзя сказать о четвертом -- Гельмане Исмаилове, уроженце Баку. С июля 1999 года он счастливый обладатель виллы Истана на том же мысе Кап-д'Антиб, а купил ее у часового магната Тиссо за пять с половиной миллионов евро. Стены оград, аллеи, фасады построек, внутренняя отделка помещений, -- всюду мрамор. Очевидец рассказывает, что 11 сентября 1999 года владелец виллы проигнорировал запрет властей устраивать фейерверк в имении по случаю своего дня рождения. На следующий день один из его охранников принес плату за вечеринку: почти 69 тысяч евро, уложенных в пластиковый мешочек из супермаркета.
То, как любят шикануть «русские», французы сравнивают с сумасбродством российской знати дореволюционной эпохи. Например, юная представительница рода Суваровых сняла лишь на одну ночь виллу на Лазурном берегу, а наутро купила ее, чтобы продолжить «вечеринку».
Полковник КГБ вложил в Лазурный берег 200 миллионов франков
В архитектурном ансамбле Марина-Бэ-дез-Анж, словно спускающемся в море и построенном для местных богачей, обосновались около десятка «русских», заплативших за свои имения от одного до десяти миллионов франков. Французские спецслужбы говорят об этих людях как о «группировке Вильнев-Любе». «Эти личности связаны между собой коммерческими делами, которые они осуществляют почти по всей Европе», -- сказано в докладе,
Еще одна примечательная личность -- Сергей Рубинштейн, родившийся в 1971 году в Одессе. Его выдворили из Монако в середине 1990-х, затем из департамента Альп-Маритим во Франции. Обосновавшийся в Берлине, г-н Рубинштейн владеет импортно-экспортным обществом, значительно подпитываемым российским капиталом. В докладе указана сумма в девять миллионов долларов. В августе 1995-го Рубинштейн нанял парусное судно, стоявшее на якоре в Каннах, чтобы принять на нем 400 приглашенных на свою свадьбу. Празднество обошлось в десять миллионов франков, из которых сто тысяч пошли только на украшение судна цветами.
Рядом с портом Сен-Лоран-дю-Вар расположен «райский уголок» под названием Атолл Бич. Его основатель -- Владимир Пономаренко, инженер и бывший полковник КГБ. С начала 90-х годов он вложил 200 миллионов франков в десять обществ по торговле и управлению недвижимостью в Монако и Ницце. Преследуемый сотрудниками местной таможни и налоговой администрации, он укрылся в Канаде.
Здесь же «засветился» Александрос Казарян, родившийся в 1951 году в Тбилиси. О нем в докладе пишут, что он «приобрел в январе 1996 года за три миллиона франков квартиру в 200 квадратных метров по соседству с неким Александросом Павлидисом. В действительности Казарян и Павлидис, вероятно, одно и то же лицо».
В Ницце -- жемчужине Лазурного берега -- правый берег реки Вар облюбовали преимущественно представители семьи Бориса Ельцина, а левый берег занимают в основном «друзья Путина», как сообщает журнал «Экспресс». Самый расточительный -- банкир Сергей Пугачев, 39 лет, имеющий дипломатический паспорт. Он приобрел две виллы в Сен-Жан-Кап-Ферра за десять и семь с половиной миллионов франков, «поместье» в Вальберге, лыжную станцию близ Ниццы (почти полтора миллиона франков) и замок Геро в самой Ницце (33,5 миллиона франков). Это настоящее золотое дно недвижимости на Французской Ривьере. Другой «друг Путина» Илья Трабер, родившийся в 1950 году в Омске, представлен французскими спецслужбами как член «Тамбовской группы», который, по их словам, контролирует порт Санкт-Петербурга. Он довольствуется двухэтажной квартирой стоимостью семь миллионов франков в роскошном доме в Ницце. Неподалеку на вилле, купленной за девять миллионов франков у заместителя мэра Ниццы, проживает еще один русский -- Александр Погорельский, женатый на чешке. Французам кажется очень странным, почему деньги за эти покупки из Москвы в Ниццу поступают через Лондон.
«Откуда такие деньги, если у них на родине многим не на что купить хлеб?»
Этим вопросом задаются журналисты «Экспресса», перечисляя имущество целой когорты богатеньких выходцев из стран СНГ. Так, Александр Сабадш, 37 лет, уроженец Санкт-Петербурга, год назад купил виллу Дезирад в Сен-Жан-Кап-Феррат за 65 миллионов франков, которые окольными путями оплатила международная общественная организация. Секрет в том, что 99 процентов ее акций находятся в собственности Александра, оставшийся один -- у его жены Ларисы.
Упомянуты также 51-летний Георгий Хаценков и 46-летняя Алла Ефимова, которые приобрели две виллы соответственно в Болье-сюр-Мер и в Рокбрюн-Кап-Мартен стоимостью в 25 и 40 миллионов франков. Совсем не плохо для бывшего руководителя «Правды» и дочери бывшего полковника КГБ.
Алексей Федоричев, владелец квартиры в Монако, купленной за 80 миллионов франков, на ее отделку потратил еще десять миллионов. Кроме того, он платит 15 миллионов франков в год, чтобы название его общества «Федкоминвест» красовалось на майках футболистов одного из клубов Монако. Поговаривают, будто Федоричев хочет пригласить в «свою» команду звезду «Милана» Андрея Шевченко. На жизнь Алексей Федоричев зарабатывает, являясь наиболее значительным производителем минеральных удобрений в России, Украине и Литве, а также весомым экспортером этих удобрений в мире.
Сыщики налоговой администрации Франции утверждают, что эти «русские» зачастую вкладывают свои капиталы, не особенно заботясь о рентабельности. «Обычно эти вложения делаются в сферу обслуживания, импорт-экспорт или же в косметическую промышленность», -- говорится в докладе. По сообщению налоговиков, некий «русско-греческий» любитель азартных игр заработал 76 миллионов долларов за пять первых месяцев 1998 года на продаже косметики на Востоке. «Невольно задаешься вопросом, как это удается в странах, где многие не могут себе позволить покупать каждый день продукты первой необходимости», -- удивляются французские налоговики.
Они полагают, что «русские» приезжают на Лазурный берег, дабы проворачивать здесь свои дела. Так, в 1997 году в аэропорту Ниццы высадились 30 пассажиров, похожих на подвыпивших бизнесменов, в сопровождении женщин явно «легкого поведения». Полиция проследила: по прибытии в Канны женщины остались в роскошной гостинице «Круазет», а мужчины на тридцатиметровой яхте «Инеке IV» отправились за пределы территориальных вод Франции. На этом корабле произошел передел крупных российских государственных компаний, купленных у государства по низким ценам. «Сделка» праздновалась с водкой и шампанским сначала в мужской компании на борту «Инеке», затем в номерах, где дамы ждали возвращения своих «капиталистов». Снимки, видеозапись, письменные свидетельства -- вот богатый урожай сведений об этом историческом событии.
Итальянцы дают деньги, а русские «уламывают» представителей французских властей
Трудно было бы представить «наш» бизнес на Лазурном берегу без брачных агентств и услуг проституток. В докладе упомянуто общество с ограниченной ответственностью «Франко-русский альянс», созданное некой Натальей. Здесь желающим предлагают каталог женщин, которые жаждут «вступить с французскими мужчинами в дружеские отношения или установить прочный союз». Следует уточнить, что сама Наталья вышла замуж за француза.
А вот в другом деловом дуэте -- украинца и москвича, делающих свой бизнес в Ницце, -- речь идет уже не о браке, а о проституции и торговле людьми. Говорят, в этом деле замешана бывший первый следователь Монако Патриция Рише. Благодаря связям с русской организованной преступностью в княжество Монако переправляли «девочек» для состоятельных мужчин.
Самым неприятным для французских сыщиков оказался тот факт, что к темным делишкам «русских» то и дело причастны местные депутаты, полицейские, адвокаты, нотариусы, частные детективы, бизнесмены Французы делятся своим опытом с «нашими»: например, 16 января 1997 года произошла встреча «Ницца-Женева-Москва-Кемерово», четыре месяца спустя -- «Ницца-Франкфурт-Новосибирск». На этих «саммитах» распределялись обязанности. В докладе упомянута «сходка» по организации казино: корсиканцы делятся своим ноу-хау, русские «уламывают» местные власти выдать разрешение, итальянцы дают деньги. Этот «брак по расчету» был заключен при посредничестве бывшего генерального советника департамента Альп-Маритим, а также сына покойного первосвященника православной церкви в Ницце. Все трое поддерживали личные отношения с двумя руководителями «кемеровских», обосновавшимися на Лазурном берегу.
«Стратегия этих «туристов» состоит из трех фаз, -- говорит один из комиссаров полиции Канн. -- Первая -- инвестиции в здешнюю недвижимость. Затем следует захват некоторых сфер деятельности с помощью подкупа и запугивания. Наконец, последняя фаза -- проникновение в различные учреждения и контроль над ними. Первая фаза завершена, вторая начата, третья не за горами. »
Подготовил Николай ПОПОВ, специально для «ФАКТОВ»
1488Читайте нас в Facebook