«умереть на сцене для такой неблагодарной профессии, как актер, это настоящее счастье»
24 апреля на сцене Малого шел музыкальный спектакль «Свадьба Кречинского», одна из немногих постановок театра, собирающих аншлаги. Над ней Соломин-младший работал как режиссер около двух лет и исполнял главную роль. Его герой -- невостребованный опереточный артист -- в этот вечер танцевал, пел и даже делал шпагат. И вдруг Виталий присел на стул, хотя должен был на него всего лишь опереться
Занятые в мюзикле артисты уже тогда почувствовали тревогу, хотя до спектакля Виталий шутил и рассказывал анекдоты. Соломин едва смог довести до конца первый акт, после которого его на руках унесли за кулисы. Зрители не верили, что продолжения не будет, что спектакль оборвется на антракте и унесет жизнь великого артиста.
Умер лучший Доктор Ватсон. Среди десятков дуэтов «Холмсов» и «Ватсонов», родившихся за последний век в кино, скептики-англичане признают только своих и русских..
31 мая. Этот день показал, что народный артист России Виталий Соломин был поистине народным. С раннего утра очередь к дверям московского Академического Малого театра растянулась на сотни метров -- пришли близкие люди Виталия Мефодиевича и просто благодарные зрители. Слез не сдерживали ни те, ни другие.
А в это время на сцене, где в траурной панихиде застыли родственники артиста и любимые, но постаревшие актеры театра и кино, пела Людмила Зыкина. Ее голос без музыкального сопровождения был эмоциональней траурного марша. Вспоминали, каким он был, ведущий актер Малого театра Виталий Соломин.
Виталий Соломин родился 12 декабря 1941 года в Чите, в семье музыкантов. Родители мечтали сделать из сына пианиста, однако больше мальчика увлекал спорт. Когда старший брат Юрий уехал в Москву поступать в театральный, Виталию было одиннадцать лет. После окончания школы в 1959 году он подался туда же, в «Щепку», и был принят. В кино Виталий Соломин начал сниматься с 1963 года. Известность и успех ему принесли роли князя из «Летучей мыши», Бони из «Сильвы», героя-любовника в «Зимней вишне». Одна из последних работ -- многосерийный фильм «Все красное», который пока не вышел на экраны. Как режиссер в Малом театре Соломин поставил «Живой труп» (1984), «Мой любимый клоун» (1979), «Дядя Ваня» (1994). Мечтал поставить «Ромео и Джульетту». Жена Виталия Соломина Мария, по профессии художник-модельер, известна зрителю по фильмам «Городской романс» и «Сильва».
«Каменный цветок» -- так окрестил Соломина за мастерство и сложный характер Андрон Кончаловский, снимавший «Сибириаду». И даже в своем прощальном слове артист Василий Бочкарев назвал Виталия «жестоким». Организаторам выступлений и гастролей Соломин не прощал задержки с оплатой гонораров себе и коллективу, а своей категоричностью режиссера доводил порой до слез. Но коллеги прощали его тяжелый нрав из-за его быстрой отходчивости и справедливости, а еще Никто так, как Виталий Мефодьевич, не умел превратить театральные будни в праздники: то без особого на то повода устроить салют, то принести на капустник огромного осетра
Виталию Соломину в декабре прошлого года исполнилось 60 лет, сорок из них он отдал Малому театру. Успех актеру принесли роли в спектаклях «Ревизор», «Горе от ума», «Живой труп». Своему второму дому Соломин, устав от вечных разногласий с дирекцией театра, «изменил» лишь раз: в 1987 году он ушел на два года в Театр имени Моссовета, где был занят в спектакле по пьесе В. Астафьева «Печальный детектив». Когда же в 1990 году в Малом театре произошла смена «декораций» и художественным руководителем стал Юрий Мефодьевич Соломин, Виталий поддался на уговоры брата и вернулся на родную сцену. После возвращения в Малый он с успехом поставил спектакль по пьесе Островского «Дикарка», где блестяще сыграл Ашметьева.
«Старшему брату не стыдно за работу младшего в искусстве!» -- так поздравил с шестидесятилетием Виталия Юрий Соломин.
В театре поговаривают, что со старшим братом у Виталия были не слишком гладкие отношения. Причины неизвестны: то ли что-то личное, а может, новые режиссерские идеи Соломина-младшего с трудом пробивались сквозь двери руководства. К примеру, самый успешный мюзикл «Свадьба Кречинского», поставленный Виталием, так ни разу не вывезли на гастроли.
Юрий неутешен в своем горе. В гримерной, которую он в прямом смысле слова по-братски делил с Соломиным-младшим, все так, как и прежде: даже возле телефона, на тумбочке стоит баночка с любимым вареньем Виталия. Он как будто здесь, но вместо живого, с хитроватым прищуром Виташи, как ласково называли его в семье, портрет с черной лентой. Проходя мимо дверей, работники театра слышат, как Юрий разговаривает с фотографией.
В жизни ушедшего артиста были разные периоды: перерывы, успехи и неудачи. Играя на полутонах, он блестяще владел искусством перевоплощения. Театралы помнят созданный Виталием образ Астрова в спектакле «Дядя Ваня», -- героя со сложным характером, замыкающегося в себе. Зрители помнят также легкомысленного, казалось, родившегося только для забав и кутежа Бони из «Сильвы». А разочарованный в себе обольститель из «Зимней вишни»?.. Драма и комедия были в равной степени подвластны актеру.
«Умереть на сцене, а не немощным в постели Для такой неблагодарной профессии, как актер, это настоящее счастье», -- сказал, прощаясь с артистом, Борис Хмельницкий.
Театральная площадь прощальными овациями проводила своего кумира в церковь Кирилла и Мефодия. Оттуда -- в последний путь. На Ваганьковское
Читайте нас в Facebook