«иногда мне кажется, что в вашингтоне сидит шпион усамы бен ладена», -- говорит агент фбр, мать четверых детей, которая пыталась спасти америку от сентябрьских терактов, но не смогла достучаться до начальства
Уже месяц американскую общественность лихорадят все новые и новые доказательства того, что теракты в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября 2001 года можно было предотвратить. Средства массовой информации не хотят дожидаться результатов официального расследования, предпринятого постоянным сенатским комитетом по надзору за деятельностью спецслужб, и пытаются разобраться во всем сами. Журнал «Тайм», телекомпании Си-эн-эн и Эн-би-си правдами и неправдами получают доступ к секретным документам ФБР и ЦРУ. И с каждым днем картина событий, предшествовавших гибели почти трех тысяч человек, становится все более отчетливой.
Французы передали ФБР досье на члена «Аль-Каиды» Закариаса Моссау, и он сразу получил многоразовую американскую визу
Спасти Америку от сентябрьской трагедии могла и пыталась обычная женщина. Колин Роули, агент ФБР, жена, мать четверых детей всегда верила в американскую систему, любила свою работу и старалась честно ее выполнять. Это она бомбардировала начальство настойчивыми донесениями из Миннеаполиса, требуя разрешения на тщательное расследование деятельности некоего Закариаса Моссау, арестованного в августе прошлого года за нарушение иммиграционных законов США. История миссис Роули удивительно похожа на фильм «Эрин Брокович». Многодетная мать боролась с непониманием, бюрократией, чванством, унижениями, потому что была уверена в своей правоте и в том, что может помочь другим людям. В кино правда восторжествовала. В жизни Колин Роули проиграла борьбу. И это стало поражением хваленых американских спецслужб
Дело Закариаса Моссау стало главным делом в жизни Роули. На службу в ФБР она пошла совершенно сознательно и добровольно. Учась на пятом курсе юридического факультета университета в Айове, Колин послала письмо в ФБР, в котором рассказала о своей мечте стать федеральным агентом. В ответ ей прислали стандартную брошюру «100 фактов о ФБР». Другой бы обиделся, но студентка Роули изучила брошюрку вдоль и поперек. Она рискнула своим дипломом, но вступила в борьбу с деканом, когда узнала, что он не разрешил вербовщику из ФБР выступить в студенческом городке. В 1980 году Колин закончила университет и сразу устроилась на работу в «бюро», в качестве специального агента. Она стала одной из первых женщин, к кому сотрудники-мужчины относились серьезно и с уважением. Ей пришлось работать в разных городах, заниматься разными, в том числе громкими, делами. В 1995 году она получила должность начальника отдела по связям с общественностью в Миннеаполисе. Роули завоевала репутацию настоящего профессионала, честного и принципиального, полностью отдающего себя работе.
Знакомые лишь удивлялись, как Колин удается справляться еще и с домашними делами, воспитывать четверых детей. Она не хватала звезд с неба. Не стремилась стать знаменитостью. Одевалась всегда просто. Носила большие очки, которые постоянно съезжали на кончик носа. И эта женщина оказалась в центре скандала, который теперь будоражит всю Америку. Роули передала сенатской комиссии подробное письмо, в котором изложила дело Моссау.
14 августа 2001 года инструкторы летной школы компании «Пан Американ», расположенной близ Миннеаполиса, позвонили в местное отделение ФБР. Они сообщили, что у них появился подозрительный ученик. Плохо говорит по-английски, тщательно изучает, как управлять «Боингом-747» в воздухе, и совершенно не интересуется взлетом и посадкой лайнера. 15 августа федеральные агенты явились в номер отеля, занимаемый этим человеком, и потребовали у него документы. Выяснилось, что у Закариаса Моссау (так звали ученика летной школы) просрочена виза. Его арестовали.
Колин Роули и ее коллеги принялись искать любую информацию о прошлом подозрительного араба. И тут выяснилось, что оно у Моссау «богатое». В 90-х годах Закариас попал в поле пристального внимания французских спецслужб по подозрению в связях с международными террористическими организациями. Штаб-квартира этого выходца из Марокко находилась тогда в Лондоне. Но он не сидел на месте -- исколесил всю Западную Европу, бывал в Турции, Кувейте, Афганистане. Французы установили, что Закариас по чьему-то поручению налаживал тесные связи между различными радикальными происламскими группировками, занимался вербовкой молодых людей для борьбы в Чечне и Афганистане. Роули с удивлением узнала, что французские коллеги передали ФБР подробное досье на Моссау еще в феврале 2001 года! Закариас тогда как раз направлялся в США. Французы были поражены тем обстоятельством, что столь подозрительная личность получила американскую визу. И не простую, а многоразовую, которая позволяла Моссау покидать Штаты и возвращаться в них когда ему заблагорассудится! «По-моему, у вас есть все, чтобы проверить этого парня основательно » -- сказал французский агент в телефонном разговоре с Роули.
Колин была с ним абсолютно согласна. Она подала первую докладную с требованием разрешить ей проверить информацию, содержавшуюся в персональном компьютере Закариаса. Она была уверена, что найдет доказательства связи арестованного с организацией Усамы бен Ладена, которая уже была у всех на слуху. Но в Вашингтоне рассудили иначе. Ответ из центра гласил: «Ваш парень, конечно, разделяет экстремистские взгляды, но о его связи с «Аль-Каидой» или другой подобной организацией говорить глупо!» Начальники Роули не могли поверить, что какая-то женщина раскопала опасный заговор. Они высмеивали ее. «Вы из Миннеаполиса связались по телефону с французами и на основании этого разговора утверждаете, что ваш Моссау и тот, кого знают в Париже, -- один и тот же человек! Как вы можете делать такие выводы?»
«В «бюро» принята следующая практика: ты посылаешь донесение наверх, его регистрируют и садятся на него толстым задом»
Колин проглотила обиду и продолжала копать дальше. Агент ФБР выяснила, что в январе 2000(!) года ЦРУ предупредило ее руководство о том, что в столице Малайзии Куала-Лумпур состоялась тайная встреча членов организации «Аль-Каида». И несколько человек, принявших в ней участие, объявились в Америке. Тогда цель встречи террористов была неизвестна. Позже ЦРУ установило, что в Куала-Лумпуре обсуждался план атаки на американский военный корабль «Коул», которая была осуществлена в октябре 2000 года. Среди ее участников агенты ЦРУ засекли неких Халида Алмидхара и Навафа Алхазми. ФБР не проявило должного интереса к информации ЦРУ. И из Лэнгли больше не стали беспокоить новыми сообщениями. Лишь 23 августа 2001 года ЦРУ снова напомнило ФБР об Алмидхаре и Алхазми. Федералы предприняли поиски подозреваемых в терроризме арабов. А завершились эти поиски 11 сентября. Разыскиваемые оказались за штурвалами угнанных «Боингов»!
Три недели агент Роули из Миннеаполиса пыталась достучаться до своего начальства. Ее докладные и служебные записки аккуратно регистрировали и складывали под сукно. «Иногда мне казалось, что в Вашингтоне сидит «крот» типа Роберта Ханссена, который работает на бен Ладена!» -- говорит теперь Колин. Но она понимает, что это вряд ли соответствует действительности. По словам знакомого Колин, вышедшего в отставку агента ФБР, в «бюро» принята следующая практика: ты посылаешь донесение наверх, его регистрируют и садятся на него толстым задом и сидят недели за неделями, а потом тебе приходится начинать все сначала
Роули не может поверить, что у боготворимых ею ФБР и ЦРУ было столько времени и возможностей, чтобы арестовать террористов. Несогласованность действий американских спецслужб, бюрократический механизм внутри них помешали этому. Даже после ареста Закариаса Моссау у спецслужб был почти месяц! Роули уверена, что Закариас являлся 20-м угонщиком и знал имена нескольких других исполнителей теракта. К тому же эти данные имелись в его компьютере. Но отделение ФБР в Миннеаполисе получило разрешение на тщательную проверку деятельности Моссау только после 11 сентября. Лишь тогда Роули узнала, что она была не одинока. Агент из Финикса Кеннет Уильямс тоже посылал в Вашингтон донесения о подозрительных арабах, обучающихся в местной летной школе вождению «Боинга-747»!
Теперь Колин Роули рискует своей карьерой, а может, и жизнью. Многие в ФБР считают, что она предала коллег, начальство. Если бы она не подняла шум вокруг своих донесений, то все обошлось бы. Роули предстоит выступить перед сенатской комиссией в Вашингтоне в качестве главного свидетеля. Зная своих коллег, мать четверых детей попросила у Конгресса США защиты! Конгрессмен от штата Айова Чарльз Грэссли лично пообещал Колин, что она может не волноваться за свою безопасность и за безопасность членов своей семьи. Он предупредил директора ФБР Роберта Мюллера, что агент Роули не должна лишиться работы или подвергнуться преследованию за то, что она согласилась сотрудничать с комиссией. Сейчас Колин находится в Вашингтоне и очень скучает по своему домику в Яблочной долине под Миннеаполисом. Там ее с нетерпением ждут муж, дети и 14-летний ньюфаундленд, но агент Роули готова идти до конца.
Чувствуя, что запахло жареным, уже не столь категоричен в своих заявлениях директор ФБР. Ранее Роберт Мюллер утверждал, что предотвратить прошлогодние теракты было невозможно. После информации, предоставленной Колин Роули, он был вынужден признать, что у спецслужб все же были шансы раскрыть заговор террористов. «Нам следовало лучше выполнять свою работу » -- заявил директор ФБР.
289Читайте нас в Facebook