ПОИСК
Политика

После того как глава администрации жовтневого района киева николай подмогильный изгнал из района фирму, принадлежавшую группировке «топ-сервис», ее руководители за 20 тысяч долларов наняли киллеров, которые полгода изуча

0:00 14 марта 2002
Ирина ДЕСЯТНИКОВА «ФАКТЫ»
А «курирующий» деятельность фирмы народный депутат Украины передавал деньги на лечение Николая Васильевича после неудавшегося покушения

Даже после того как следствие утвердилось в мысли, что на совести группировки «ТОП-сервис» нет крови Вадима Гетьмана, на ее век обвинений осталось более чем достаточно. Членам группировки по-прежнему вменяют в вину несколько убийств (в том числе заместителя главы налоговой инспекции Жовтневого района Киева Тамары Калиушко) и покушение на главу райадминистрации того же района Николая Подмогильного. Почти три года прошло с того понедельника 13 апреля, когда ранним утром, торопясь на аппаратное совещание, Николай Васильевич вышел из своей квартиры…

Из-за деятельности преступных фирм район терял четверть своего бюджета

-- Тот день я четко распланировал. Голова была занята бюджетом на текущий год, который, как всегда, очень сложно формировался. Не все интересы района были учтены. И это не давало мне покоя, когда я собирался утром на работу, -- вспоминает Николай Подмогильный. -- К сожалению, принимали тот бюджет без меня, потому что на выходе из квартиры меня уже поджидал киллер…

-- Вы поняли, откуда был нанесен удар, кто мог желать вашей смерти?

-- Знаете, я ни на минуту не терял сознания. Разве что во время операций -- пуля попала мне в голову и застряла в шее, и меня несколько раз оперировали. Когда осознал, что меня хотели убить, конечно, пытался вычислить, кому мог перейти дорогу. Приходили на ум представители нескольких фирм, которым пришлось отказывать в их незаконных просьбах, но я никак не мог подумать на тех, кто, как мне потом рассказали следователи, действительно оказался причастен к этому преступлению. Ведь от их лица со мной имел дело народный депутат, который помогал району решать различные финансовые проблемы и даже выделял деньги на лекарства для моего лечения после покушения.

РЕКЛАМА

-- Что же все-таки общего могло быть у хозяина крупного промышленного района столицы Украины и членов преступной группировки?

-- Моя проблема была следствием того, что законодательно за определенные операции, связанные с доставкой товара на экспорт, предусмотрено возвращение налога на добавленную стоимость. Я как глава администрации, анализируя экономические показатели работы района и доходную часть сводного бюджета, обратил внимание на то, что 10--20 фирм возвращали НДС на миллионы гривен. В то время курс доллара был один к двум -- значит, речь шла о миллионах долларов. Конечно, я дал поручение проанализировать ситуацию… Оказалось, что около 25 процентов бюджета района возвращались в виде НДС фирмам, зарегистрированным на территории Жовтневого района.

РЕКЛАМА

-- Эти деньги могли бы пойти на нужды жителей района…

-- Конечно. Кроме того, «смазывалась» картина экономической деятельности самого района. Анализируя причины ухудшения работы, я убедился в том, что некая структура, за год платившая в районный бюджет около 200 тысяч гривен налога, делала возвраты на десятки миллионов гривен. Поэтому дал поручения налоговой инспекции, казначейству и другим структурам провести глубокие и основательные проверки -- вплоть до первого поставщика! -- чтобы убедиться в том, что внешние экономические операции происходили и товар действительно отгружался… Признаюсь, что, давая такие поручения, я несколько превышал свои полномочия, но делалось это в интересах государства и жителей района.

РЕКЛАМА

-- И пошли «ходоки»?..

-- Да, пошли. Были разные предложения. Мы даже согласились на первом этапе, чтобы фирмы эти компенсировали бюджету часть денег. Ими было уплачено около 700 тысяч гривен, которые пошли на решение самых насущных, не терпящих отлагательства проблем района: просвещение, культуру, медицину, коммунальное хозяйство…

Кроме того, одной фирме мы отказали в регистрации из-за существенных нарушений закона. Ее руководители восприняли отказ в штыки. И в итоге я дал поручение своим службам в судебном порядке снять эту фирму с регистрации в Жовтневом районе. Мы предложили ее руководителям перерегистрироваться по месту фактического нахождения -- в Зализнычном районе. У них и сейчас там прекрасный офис, хорошее здание. Правда, теперь оба района -- и Зализнычный, и Жовтневый -- вошли в состав Соломенского.

-- Сколько же времени прошло после того решения до покушения на вас?

-- Полгода, может, больше. Следствием уже доказано, что сразу после предложения о снятии фирмы с регистрации в нашем районе была создана группа, начавшая изучать мои образ жизни, привычки, распорядок дня. Полгода велись наработки, которые преступники пытались реализовать в апреле 99-го. Установлено, что за мое устранение киллерам заплатили 20 тысяч долларов. Ранение было тяжелым, выкарабкивался я с трудом, и родственники просили меня оставить работу -- думали, что состояние здоровья не позволит мне активно продолжать трудиться. Но уже в июне я вернулся в район. Сейчас (как и все последние годы) работаю по 14--15 часов в сутки. Слава Богу, меня на это хватает!

«По понедельникам я часто прихожу на работу с исцарапанными руками»

-- Занимая такие высокие посты (в последнее время Николай Васильевич работает заместителем главы столичной госадминистрации по вопросам промышленности, науки, труда и занятости населения, вы, видимо, приобрели достаточно врагов. Ведь не раз приходилось отказывать людям, наверное?

-- Да нет, врагов у меня нет. Если человек просит о чем-то, что не выходит за рамки закона, я всегда стараюсь помочь. Всем, увы, не получается. Мои -- да и города! -- возможности не безграничны. Один получил квартиру, а другой, очередь которого не подоспела, конечно, разочарован. Знаете поговорку: не делай добра -- не будешь иметь зла? Но в одном я уверен: люди могут выйти от меня неудовлетворенными, но обиженными -- никогда!

-- А друзья настоящие есть?

-- Есть. Еще со студенческих лет. Нечасто с ними теперь вижусь, но настоящей дружбе частые встречи ни к чему. Мы просто знаем, что есть друг у друга. Я ведь сельский парень, из Кагарлыкского района. Там и сейчас живут мои родители. Мы с братьями стараемся в выходные к ним вырваться, помочь по хозяйству. Для меня, кстати, лучший отдых -- с лопатой в руках, на огороде или в саду. По понедельникам частенько выхожу на работу с исцарапанными руками, но зато заряженный энергией от земли! Несколько лет подряд мы с братом строим его дом. Своими руками -- сами себе и архитекторы, и строители, и критики. Получилось неплохо. У меня, на соседнем участке, теплица. Там вместе и отдыхаем, и работаем.

-- Это потому, что вы чувствуете за спиной надежный тыл -- своих родных и семью, вы не считаете нужным скрывать свои убеждения? Многие до сих пор помнят, что активнее всех против недавней админреформы в Киеве выступили вы и поддержавшие вас депутаты райсовета, хотя против сокращения районов возражали многие. В глубине души, как говорится.

-- Я могу согласиться, что в душе эту реформу многие не поддерживали, в том числе и мои коллеги. Но говорить об этом открыто или промолчать -- каждый выбирает сам. Я не могу молчать, потому что то, что планировали сделать с Жовтневым районом, не входило ни в какие рамки. Сначала планировалось разорвать его на три куска. А ведь это один из старейших исторических районов, которому в прошлому году исполнилось 80 лет. Это даже по-человечески несправедливо.

По росту производства Украина уже два года лидирует среди государств -- бывших советских республик

-- Жители района следили за вашей борьбой, затаив дыхание. Но сейчас некоторые говорят, что «Подмогильный пошел в замы к Омельченко и сдал район… »

-- О чем вы говорите? Никто район не сдавал. Мне пришлось смириться с реалиями. Вышли все распоряжения Киевского совета об админустройстве, решение по этому вопросу принял Конституционный суд. Я понял, что борьба закончена, хотя и сегодня не согласен с тем, что произошло. После объединения двух районов надо было выходить из сложившейся ситуации. И я думаю, что решение было вынесено правильное: одного председателя оставили главой района, а второму предложили перейти в горгосадминистрацию. Я понимал, что это временное предложение. Ну не должно быть в городской администрации более семи заместителей (сейчас их намного больше). Да и душой я остался с Жовтневым. И сейчас собираюсь работать ради них. Хочется, чтобы в районе, нужды которого я знаю, наверное, как никто, люди ощутили преимущества не опального, а богатого промышленного района.

-- В том, что бывший Жовтневый район не разорван, как предполагалось ранее, на три части, а сохранен, есть, видимо, ваша заслуга…

-- Не только моя, а и всего депутатского корпуса, тех людей, которые выходили к Киевраде и протестовали -- ведь их мнение и было учтено. Нашими общими усилиями удалось сохранить всю инфраструктуру района, ориентированную на удобство для людей. И сейчас они пользуются привычными для себя поликлиниками, больницами, другими учреждениями… Хотя проблемы и неудобства возникали, конечно. Например, квартотдел, управление просвещения и т. д. перекочевали в бывший Зализнычный район.

-- И каковы же преимущества жителей промышленных районов? Заводы-то наши только-только поднимаются с колен. Курируя городскую промышленность, вы, наверное, знаете это лучше других. Такой гигант, как завод «Большевик», только пару лет как «дышит», освоив выполнение сложных и даже уникальных заказов.

-- Все, что случилось с городской промышленностью, происходило на моих глазах. В 1991 году были разорваны связи с партнерами, находившимися на территории бывшего Союза. Проведенная неграмотно и непрофессионально конверсия ВПК сильно ударила по нам. Объемы производства были значительно сокращены, много людей было уволено. В своем районе мы открыли Фонд поддержки отечественного производителя -- чтобы предприятия удержались на плаву, предоставляли им финансовую помощь, организовывали постоянно действующие выставки для популяризации наших товаров, работали над тем, чтобы обеспечить предприятиям городские или государственные заказы. С 93-го по 95-й год был период стабилизации, а потом в Киеве началось наращивание объемов производства, наметилась неплохая динамика -- на уровне восьми процентов. Два последних года такая тенденция наблюдается по всей Украине. И это, между прочим, лучший показатель среди бывших советских республик.

Конечно, жители промышленного района, имеющего больше, чем в спальном районе, поступлений в бюджет, должны это ощущать. Сейчас же, к сожалению, львиную часть своего бюджета районы отдают городу, откуда затем выделяются суммы на то же строительство школ или больниц. К сожалению, чаще не выделяются. Думаю, такую систему нужно менять.

1019

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров