ПОИСК
Происшествия

В ближайшие десять лет под угрозой разрушения могут оказаться сооружения, построенные из бетона всего три-четыре десятилетия назад

0:00 21 мая 2002
Екатерина НОВОСВИТНЯЯ «ФАКТЫ»
Оказывается, однако, столичные ученые давно нашли способ, как сделать этот «стареющий» строительный материал вечным

Строительный бум 60--70-х годов, когда бетон и железобетон использовали во всех сооружениях, теперь обернулся множеством проблем, связанных со «старением» этого популярного строительного материала. Некоторые ученые в России, например, предрекают приближающуюся катастрофу, когда один за другим начнут разрушаться опоры мостов и ЛЭП, эстакады, бассейны и даже фундаменты жилых домов. Проблема эта получила даже громкое название «Катастрофа-2020» (именно такой срок россияне считают критическим для построек 70-80-х годов).

В Киеве же начали применять разработанные столичными химиками технологии и «лечат» самые уязвимые в этом отношении объекты.

«Многие объекты в столице оказались в аварийном состоянии»

В нынешнем году небольшие течи образовались на станциях киевского метрополитена «Лыбедская» и «Крещатик». Устранить их решили при помощи хорошо испытанного средства -- композиционных полимерных материалов, еще в 80-е годы разработанных учеными Института химии высокомолекулярных соединений НАН Украины и его научно-технического центра «Монолит-полимер».

-- Многие станции в Киеве уже отремонтированы с использованием наших материалов, -- говорит сотрудник Института кандидат технических наук Валерий Коляда. -- Интересно то, что железобетонные конструкции, в том числе для метрополитена, сделанные в 50-60-х годах, гораздо более прочные, так как при их изготовлении не нарушалась технология. А вот качество бетона и арматуры, произведенных в 70-80-х годах, на поверку оказалось более низким. Именно из-за этого сейчас многие объекты нуждаются в серьезном ремонте -- бетон разрушается от влаги, температурных колебаний, ржавеет арматура.

РЕКЛАМА

Например, на станции метро «Петровка» пришлось заделывать течь, через которую поступало 100 кубометров воды в час! Мы изготовили полимер, и метрополитеновцы в трещины закачали сотни его литров. Это вещество, взаимодействуя с влагой, отвердевает и намертво «схватывает» части бетона. А попадая за обшивку станции, делает ее герметичной с внешней стороны. Ранее изолированы от влаги таким же способом и некоторые места на перегонах между станциями «Контрактовая площадь» и «Тараса Шевченко», «Берестейская» и «Шулявская».

В прошлом году на станции «Дворец «Украина» в пассажирском зале протекла балка, которую тоже пришлось «склеить».

РЕКЛАМА

«Можно решить проблему дренажа сточных вод на свалке в Пирогово»

-- Так что, старому -- растрескавшемуся и пористому -- железобетону можно вернуть прочность, монолитность, и он прослужит еще не одно десятилетие? А можно ли с помощью полимерных материалов «чинить» нуждающиеся в ремонте жилые здания и заделывать стыки панелей в «хрущевках»? Это ведь огромная проблема для всех городов…

-- Да, киевские власти решили проверить это экспериментально и выделили нам два полностью затопленных подвала 250 и 500 квадратных метров на улице Жилянской, -- продолжил Валерий Коляда. -- После того как откачали из них воду, четверо рабочих, не дожидаясь, когда подвалы высохнут, специальными полимер-цементными водостойкими составами обработали в них все поверхности, что перекрыло доступ воде, и помещения стали сухими.

РЕКЛАМА

Такая работа, выполненная традиционным способом, обошлась бы управлению жилищного хозяйства в три--пять раз дороже. Потому городское коммунальное предприятие «Киевжилспецэксплуатация» намерено обучить своих работников обращению с нашими полимерами и снабдить их запасом каждый жэк в городе.

Таким же способом можно «склеивать» и трещины в стенах жилых домов, потому что монолит получается настолько прочный, что во многих случаях не требуется ставить на стены стальные стяжки, как, к примеру, на жилом доме возле Воздухофлотского моста.

С помощью химических составов, разработанных в Институте, можно укреплять железобетонные перекрытия, восстанавливать ограждения и опоры высоковольтных линий и даже придавать им привлекательный вид. Для эксперимента восстановили недавно одну секцию ограждения наземной части Киевского метрополитена. Так теперь его дирекция ставит вопрос о восстановлении таким же способом заменить еще 2,5 километра железобетонных оград на Левом берегу. Если бы подобную работу пришлось выполнять традиционным способом, ограды надо было бы сначала демонтировать, а для этого понадобилось бы приостанавливать движение автотранспорта по полосе, прилегающей к метрополитену. Теперь же два человека спокойно могут за день отремонтировать четыре секции, не мешая движению транспорта, а за год починить все, что необходимо.

Есть у ученых Института и предложение решить проблему блокировки сточных вод со свалки в Пирогово: нужно закачать в грунт под свалкой изобретенный ими жидкий композиционный полимерный материал. Распространяясь под «телом» свалки, он образует водонепроницаемый щит, и стоки прекратят загрязнять подземные воды и прилегающую территорию. Чем не выход?

257

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров