Купленный китайцами украинский крейсер «варяг» преодолел, наконец, пролив босфор
1 ноября берега пролива Босфор -- единственного водного прохода, соединяющего Черное и Мраморное моря -- заполнили тысячи зевак. Люди с огромным интересом смотрели, как конвой из 12 турецких буксиров и сторожевых катеров проводит по опасным течениям недостроенный авианосец «Варяг».
Строительство этого боевого корабля началось в Николаеве еще в 70-х годах, но было приостановлено в 1991 году после развала СССР. Авианосец, на котором могли разместиться 35 самолетов, 2500 моряков и летчиков, ракеты, пушки, был построен только на 80%. Россия не захотела дальше финансировать этот проект, и николаевские судостроители продали «Варяг» китайской фирме, вознамерившейся превратить боевой корабль в увеселительный центр на воде. Заплатив 20 миллионов долларов, новые владельцы в прошлом году попытались забрать покупку. Авианосец добрался до Босфора, где турецкие власти прервали его поход. Анкара запретила китайцам проводить «Варяг» через пролив, мотивируя свое решение тем, что 300-метровый корабль слишком широк и представляет реальную угрозу для роскошных вилл, исторических памятников и мечетей, расположившихся на берегах Босфора.
Начались долгие переговоры между китайской и турецкой сторонами. Пока чиновники целыми группами курсировали между Пекином и Анкарой, голландская компания «ITC», подрядившаяся отбуксировать «Варяг» к берегам Китая, несла убытки в размере 8000 долларов за каждый день простоя. Наконец Турция дала разрешение, и авианосец снялся с якоря. «Варяг» буксировали через пролив в течение шести часов (любой танкер преодолевает это расстояние за полтора часа). Многострадальный корабль ничего не задел и не сломал. Все вздохнули с облегчением, особенно голландцы. Глава «ITC» Джуп Тиммерманнс заявил, что проход через Босфор стал завершением его ночного кошмара.
Но проблемы «Варяга» на этом не закончились. Теперь китайцам и голландцам предстоит решить, каким маршрутом авианосцу следовать дальше: коротким через Суэцкий канал или обходным -- огибая Африку.
295Читайте нас в Facebook