Голда меир, маргарет тэтчер и хиллари клинтон тоже учились в женских школах
Десять лет назад Галина Лактионова, тогда кандидат философских наук, работавшая в системе социальных служб для молодежи, решила вернуть Украине женское образование. Это вызвало массу споров, однако Галина Михайловна упорно шла своим путем: женская вечерняя гимназия, гимназия-интернат для девочек Ее начинание подхватили энтузиасты, которых увлекла идея создания учебных заведений для девочек, но и сегодня таковых в стране -- единицы. Общество не считает целесообразным возвращаться к старому? С этим вопросом я и пришла теперь уже к доктору философских наук Галине Лактионовой.
-- В свое время общество, -- говорит Галина Михайловна, -- точно так же сомневалось, нужно ли переходить к предложенному США совместному обучению мальчиков и девочек. В конечном счете эта модель победила. И потому, что с самых ранних лет готовила мальчиков и девочек к сосуществованию в обществе, и потому, что позволила унифицировать содержание и облегчить организацию образования, а значит, удешевить его.
Некоторые педагоги и психологи предупреждали, что совместное воспитание девочек и мальчиков может иметь нежелательные последствия. Особенно для девочек: мол, они усвоят такие «мужские» черты, как агрессивность, грубость, и от этого пострадает их женская сущность. Сегодня невооруженным взглядом видно, что прогнозы оправдались. Но в развитых странах Европы и Америки негативные последствия перехода к совместной форме обучения были смягчены, поскольку, не пережив разрушительных социальных потрясений, эти страны обеспечили своим гражданам такую степень комфорта в труде и быту, при которой женщины не перестали чувствовать себя женщинами.
А что же у нас? Вдумайтесь: образование -- от слова «образ». Типичный женский образ XIX века -- это образ курсистки, которая представляется, как в популярном шлягере «гимназисткой румяной от мороза чуть пьяной, грациозно сбивающей рыхлый снег с каблучков». За прошедший XX век на смену грациозности и легкому опьянению (заметьте -- от мороза) пришла пошлость: «путана», «малолеточка», снятая «за монетку, за таблеточку» В одном из фантастических романов Рэя Брэдбери мир разительно меняется, потому что кто-то нечаянно наступил на бабочку. Быть может, типичный женский образ изменился и потому, что мы совершенно сознательно «наступили» на женское образование?
В основных образовательных концепциях пол до сих пор отсутствует -- доминируют «ученики», «старшеклассники», «учащиеся», «студенты» и «аспиранты». Бесполой остается и официальная статистика Министерства науки и образования Украины. А женская половина молодежи жаждет «своего» образования, потому-то и возникают в последнее время многочисленные и разнообразные женские гимназии, курсы, тренинговые программы, летние школы, и появлением, и развитием зачастую обязанные женским группам, неправительственным женским организациям, отдельным женщинам-лидерам и международным фондам, которые ратуют за раздельное обучение.
Идеализировать женское образование, конечно, не стоит. Но полезно было бы принять какие-то меры, чтобы учебные заведения для девушек воспринимались не как резервации, а только как место, которое часть молодежи сознательно выбирает, желая находиться в подходящих для себя условиях.
Опросив подростков из десяти стран, удовлетворены ли они своей внешностью, зарубежные психологи выяснили, что 38% девочек и 26% мальчиков независимо от национальной принадлежности боятся показаться некрасивыми и непривлекательными. Причем девочки воспринимают свое физическое «я» с повышенной критичностью, поскольку привлекательность воспринимается как средство для достижения успеха, непривлекательность же в их сознании сопряжена с потерей такой возможности. Отсюда -- множество комплексов. Почему бы не сделать так, чтобы они не возникали? Одни идут в государственную школу, другие -- в частную, третьи -- в ту, где больше внимания уделяется музыке, а кто-то -- в школу с углубленным изучением математики Учебное заведение для девочек просто должно занимать в этом ряду альтернатив свое место. Пошли же по такому пути Америка и ряд развитых стран Европы, сохранивших в своих системах образования женские учебные заведения.
В конце XX века тысячи английских девочек так же, как их мамы, бабушки и прабабушки, учатся именно в женских школах, которых в Великобритании насчитывается свыше 400, что составляет примерно 11% от общего числа учебных заведений. И в Америке, подарившей Европе модель совместного обучения, из 600 государственных колледжей и университетов с четырехгодичным сроком обучения приблизительно 13% -- женские, как и 15% из 1550 частных колледжей и университетов.
Пытаясь выяснить, что помогло стать знаменитыми Эсти Лаудер, Мэри Кей, Голде Меир, Маргарет Тэтчер, Хиллари Клинтон, Джейн Фонде, Марии Каллас, Глории Стайнем, Мадонне и многим другим, исследователь Дж. Ландрам сделал вывод: учеба в школе для девочек! Другие ученые добавляют, что и 90% американских женщин, ставших известными политиками, тоже учились в женских школах. Как и половина женщин -- членов Конгресса и 25% женщин, вошедших в списки членов правления известнейших компаний, определяемых ежегодно журналом «Fortune». И никому даже в голову не приходило подозревать этих представительниц прекрасной половины человечества в нетрадиционной сексуальной ориентации.
286Читайте нас в Facebook