Сейчас средняя депутатская пенсия составляет 1104 гривни, а пенсия по возрасту -- 81 гривню
На днях Президент Украины Леонид Кучма обратился к исполнительной и законодательной властям с посланием «Об основных направлениях реформирования системы пенсионного обеспечения». На сей шаг главу государства подвигла та критическая ситуация, которая сегодня сложилась в украинской пенсионной системе
К 2050 году десять трудоспособных людей будут содержать семерых пенсионеров
Сухая статистика свидетельствует: средний размер пенсии по возрасту (то есть тех пенсий, которые выплачиваются большинству наших сограждан) после всех проведенных повышений составил 81 гривню. При этом средний размер пенсий госслужащих достигает 216 грн. , судей -- 243 грн. , прокуроров -- 402 грн. , а народных депутатов -- 1104 грн.
Кроме того, до сих пор пенсии ограничиваются максимальным размером (117 грн. ). А это значит, что если человеку, исходя из его средней зарплаты и трудового стажа, начислили пенсию в размере 400 грн. , то он все равно не получит на руки больше 117 грн. Таким образом, людям платят пенсии, которые обусловлены не их трудовым вкладом и заработком, а трудной экономической ситуацией в стране. Как видите, справедливости в действующем механизме начисления пенсий искать не приходится
Ко всему вышесказанному стоит добавить, что и демографическая ситуация в стране складывается не лучшим образом. В настоящее время десять трудоспособных людей содержат за счет своих пенсионных взносов четырех пенсионеров. Но специалисты прогнозируют, что уже к 2050 году они будут кормить шестерых-семерых пенсионеров. И чтобы сохранить к тому времени хотя бы нынешние размеры пенсий, нужно будет увеличивать размеры взносов в Пенсионный фонд. Что непременно повлечет за собой перевод заработных плат в «тень» и последующее снижение отчислений
Исходя из столь невеселого настоящего и еще более печальных прогнозов, Президент в своем послании отметил необходимость скорейшего реформирования пенсионной системы. Только так мы сможем избежать многих экономических и демографических проблем.
Трудовой стаж заменит страховой
В чем же состоит сама реформа? В конце сентября Кабинет министров передал в парламент обновленный вариант ее основополагающего документа -- законопроекта «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании». По словам министра труда и социальной политики Ивана Саханя, документ учитывает все основные замечания, внесенные парламентариями во время предыдущих обсуждений. К примеру, правительство пошло на уступки, отсрочив на неопределенное время введение накопительной системы пенсионного страхования, и умолчало об увеличении (на котором ранее настаивало) пенсионного возраста до 65 лет (для обоих полов).
Что же получилось в итоге? Расскажем только о самых главных положениях данного документа. Итак, законопроект предполагает трехуровневую систему пенсионного обеспечения. Первый уровень -- ныне действующая солидарная система: работающее население отчисляет часть своей зарплаты в Пенсионный фонд и из этих денег выплачивают пенсии тем, кто ушел на заслуженный отдых (она действует в настоящее время, но будет существенно видоизменена после принятия закона). Второй уровень -- обязательная накопительная система, третий -- добровольное страхование в негосударственных пенсионных фондах.
Первый уровень расписан в проекте достаточно подробно. В частности, предполагается, что система пенсионного обеспечения будет заменена системой пенсионного страхования. Таким образом, безличная система (при которой неизвестно кто и сколько денег перечислил на нужды пенсионеров) будет заменена системой, учитывающей каждую копейку, отданную человеком в виде взноса.
Более того, в Украине уже введен персонифицированный учет пенсионных взносов. Практически у каждого трудоспособного человека есть личное дело (номер которого основывается на его идентификационном коде), где ведется учет всех периодов уплаты застрахованным взносов в Пенсионный фонд и их размеров (о чем «ФАКТЫ» достаточно подробно написали в одном из своих номеров).
Благодаря реформе изменится и сам подход к определению стажа и среднего заработка. В настоящее время при назначении пенсии учитываются весь стаж работы человека и его заработок за последние два года (или за любые пять лет подряд). Новая система предусматривает, что в стаж засчитываются только те периоды, когда из зарплаты делались отчисления на пенсионное страхование. Соответственно учитывается и заработок -- только за эти периоды. Таким образом, на смену трудовому стажу придет стаж страховой.
По словам разработчиков проекта, такой подход поможет восстановить справедливость и назначать пенсии в зависимости от участия человека в финансировании нынешних пенсионных нужд. Не секрет, что сейчас многие предприятия выплачивают зарплату «в конвертах», не делая при этом отчислений ни в какие социальные фонды. Так вот, после введения новой системы будут приниматься во внимание только те месяцы и та зарплата, которая облагалась пенсионным сбором.
Таким образом разработчики проекта стараются заинтересовать и самих людей в том, чтобы все их зарплаты проводились через ведомость. Иначе, при большой теневой ставке и маленькой легальной зарплате, пенсия человека будет все равно маленькой.
Максимальная пенсия после введения закона в силу вообще исчезнет
Как же будет назначаться пенсия при новой солидарной системе? Путем умножения средней зарплаты человека на сумму коэффициентов его стажа. Что приятно -- понятие максимальной пенсии после введения закона в силу вообще исчезнет. А пенсии, начисленные до введения закона, будут пересчитаны с учетом индексации.
Средняя зарплата определяется путем умножения среднемесячной заработной платы по стране (эти данные каждый месяц публикует Госкомстат) за год, предшествующий году выхода человека на пенсию, на среднеарифметический коэффициент его заработка. Полученная сумма и будет считаться его средней зарплатой.
Как видите, закон вводит новое понятие -- коэффициент заработка, который будет определяться как отношение зарплаты человека за каждый конкретный месяц к средней зарплате по народному хозяйству за этот же месяц. Объясним на примере:
Зарплата человека в мае 2001 года составила 460 грн. , а средняя зарплата в стране (по официальным данным) -- 302,96 грн. Таким образом, коэффициент индивидуального заработка будет:
460 грн. : 302,96 грн. = 1,52.
Из индивидуальных коэффициентов за весь период страхового стажа (путем их суммирования и деления) выводится среднеарифметический индивидуальный коэффициент.
Эта схема была придумана для того, чтобы верно корректировать размеры зарплаты в связи с инфляцией. Судите сами: в 1998 году на зарплату в 100 гривен можно было купить куда больше, чем сейчас. Однако и средняя зарплата по стране тогда была намного ниже. Применяя этот коэффициент, можно установить «реальную» стоимость зарплаты человека за каждый год.
Что же касается определения суммы коэффициента стажа, то этот вопрос оказался наиболее острым при обсуждении. И пока достичь окончательного согласия в отношении того, как именно она будет считаться, властям не удалось (стоит лишь сказать, что до настоящего времени выдвигались четыре варианта подсчета). Однако в целом обычная пенсия по возрасту не может превышать 75% среднего заработка.
Предложение повысить пенсионный возраст до 65 лет депутаты пока не поддержали
Кстати, все проблемы в определении коэффициента стажа возникли из-за того, что предыдущий вариант законопроекта предлагал увеличить возраст выхода на пенсию до 65 лет для обоих полов (и вводил соответствующие коэффициенты, учитывающие период работы человека до и после введения закона в силу). Однако депутаты стеной встали на защиту нынешних возрастных параметров. Свой отказ они аргументировали тем, что в настоящее время молодым очень сложно найти работу, а если еще и старики будут продолжать работать, то вакантных мест в стране вообще не останется
Дискуссии длились около трех лет, и в конце концов правительство уступило. Пенсионный возраст в последнем варианте проекта остался прежним -- 60 лет для мужчин и 55 -- для женщин. В то же время закон предусматривает, что люди, которые выразят желание уйти на заслуженный отдых позже (и продолжат работать, уплачивая все положенные пенсионные взносы), будут получать повышенные пенсии (см. таблицу)
Кстати, в Грузии пенсионный возраст был повышен за одну ночь. Если бы Украина пошла таким путем, количество пенсионеров в нашей стране постепенно сократилось бы на 40%. Кроме того, это позволило бы повысить размеры пенсий на 60--70%.
Введение персональных пенсионных счетов пока отсрочено на неопределенное время
Кроме солидарной системы, предполагается ввести в стране два уровня накопительной пенсионной системы: общеобязательную (государственную) и добровольную. Предполагается, что часть своих взносов люди будут перечислять в солидарную систему (как и сейчас) а часть -- на персональный пенсионный счет. Деньги, накопленные на этом счету, передаются в управление компаниям, которые обязаны их приумножить. Как? Путем вложения в различные прибыльные мероприятия. В развитых странах таковыми могли бы стать: покупка акций, ценных бумаг, инвестирование в приносящие хорошую прибыль отрасли промышленности, строительство, выдача кредитов и так далее.
Также предполагалось, что за всеми операциями компаний-управителей будет строго следить наблюдательный совет. В целом государство должно обеспечить, во-первых, возврат пенсионных средств, во-вторых, их успешное приумножение (по прогнозам, на пенсионных счетах должно было ежегодно прибавляться 7--10% сверх инфляции). Таким образом, после выхода человека на пенсию ему, помимо выплат из солидарной системы, стали бы доплачивать из тех денег, которые накопились на его персональном счету. Средства, накопленные на персональном пенсионном счету, являются собственностью пенсионера и после его смерти переходят к наследникам.
К сожалению, украинской экономике еще очень далеко до Запада, где возможно успешное инвестирование пенсионных средств. Поэтому после бурных дискуссий введение накопительной системы было описано в законе без привязки ко времени Проще говоря, она будет введена, как только в стране сложатся благоприятные условия для надежного и эффективного вложения денег.
P. S. Так или иначе, но в марте следующего года нам опять ожидают выборы. Поэтому если сейчас данный законопроект снова не будет рассмотрен депутатами, то следующей попытки можно ожидать не ранее, чем в 2002 году. А тем временем наши пенсионеры продолжают существовать на несправедливые $20 максимальной пенсии в месяц, а тем временем на наши зарплаты по-прежнему начисляется 33% (!) только пенсионных взносов.
Читайте нас в Facebook