ПОИСК
Украина

Константин паустовский гордился тем, что, работая контролером в трамвае, сумел обхитрить старика, который долго катался в транспорте бесплатно

0:00 6 сентября 2001
Инф. «ФАКТОВ»
Несколько интересных фактов из «жизни» отечественных трамваев

* Трамвай мало где называют именно «трамваем». Удивительно, что хотя это это слово и английского происхождения, но на родине его сократили до простого «tram». В Германии трамвай называется «Strassenbahn» (»уличный путь»), в Норвегии «sporvogn» (»рельсовый вагон»), в Америке -- «streetcar» (»уличный вагон»), «trolley» (хотя это и не троллейбус) или «light rail» (»легкие рельсы»). А словом «tramway» в США назвали… подвесную канатную дорогу.

* Киев всегда был передовым в трамвайном вопросе городом. В июле 1892 года именно на улицах нашего города появился первый в Российской Империи электрический трамвай. Его маршрут проходил по самому крутому в Киеве Александровскому (ныне -- Владимирскому) спуску, который идет от Европейской до Почтовой площади. Техническое руководство проектом осуществлял украинский инженер Василий Петренко.

* Первые предложения об организации в Киеве транспортного сообщения датируются 1869 годом. Группа горожан представила Думе четыре проекта конной железной дороги. В 1886 году городская управа утвердила проект инженера и предпринимателя Аманда Струве о трамваях на конной и паровой тяге. А в 1891 году в Киеве впервые появился вагон, который везла пара гнедых. Но скоро выяснилось, что кони не в состоянии преодолевать крутые киевские подъемы. Появившийся впоследствии паровой трамвай также забраковали. Он отравлял густым дымом воздух, ужасно гремел, а выхлопы пара просто пугали киевлян.

* Дольше всех «прожила» трамвайная линия по улице Саксаганского, которую ликвидировали в июне нынешнего года. Она была открыта в 1896 году и просуществовала 105 лет.

РЕКЛАМА

* В начале ХХ века все вагоны были двухсторонними, и трамвай мог ехать вперед и назад. Именно поэтому его ласково называли «тяни-толкаем».

* Самый длинный в Киеве трамвайный маршрут проходил от вокзала до Пущи-Водицы (N 25). Его длина составляла 24,4 километра. Причем по этой линии ходил… только один вагон. На всех остановках были вывески с указанием времени его движения -- 166 минут. Кроме того, вагон появлялся на линии только утром и вечером. Кстати, до и сразу после войны на этом маршруте в качестве прицепных вагонов использовались открытые платформы со скамейками для пассажиров.

РЕКЛАМА

* В середине века двери трамваев открывались и закрывались вручную самими пассажирами. Потом в советских вагонах появились автоматические двери в виде двух пар створок. Но они тоже были неудобными, поскольку открывались вовнутрь, наподобие обыкновенных комнатных дверей. И когда трамвай был переполнен, дверь при закрытии просто «сметала» пассажиров, стоящих на нижней ступеньке.

* В 60-х годах в столице появились красные чешские «Татры», которые надолго заменили отечественные трамваи. Первые «Татры» в народе прозвали «циклопами», так как они имели спереди только одну фару.

РЕКЛАМА

* В первых советских трамваях сиденья были мягкими, коленкоровыми, коричневого или красного цвета. В поздних чешских вагонах установили более прочные пластиковые сиденья. Однако полных пассажиров не устраивала их жесткая «анатомическая» форма. Поэтому «татровские» вагоны иногда в шутку называли «плацкартами».

* До 60-х годов маршрут обозначался не только табличкой с номером, но и цветными лампочками над кабиной водителя. Так, один из маршрутов по Брест-Литовскому проспекту (ныне -- проспект Победы) в сторону Нивок обозначался синим и красным огоньками, а два маршрута на Лукьяновке -- зелено-желтыми и желто-красными. Это было довольно удобно, поскольку цвета лампочек лучше видны в сумерках и тумане, чем номер на табличке.

* Из-за того, что двери вагонов открывались вручную и ступеньки были не с внутренней стороны двери, как сейчас, а с внешней, пассажиры частенько садились в вагон и соскакивали с подножки на ходу. Более того, в 40--50 годах среди киевской молодежи считалось просто неприличным сесть и соскочить НЕ на ходу. Технология была простой: на бегу хватаешься за внешние поручни трамвая, подтягиваешься на ступеньки и открываешь дверь.

* Еще одно развлечение «трамвайной» жизни -- «езда на колбасе». «Колбасой» называлась сцепная балка, торчащая позади вагона. А в некоторых советских трамваях на задней стенке была еще и ведущая на крышу лестница, за которую можно было держаться.

* Вначале стоимость проезда в киевских трамваях и троллейбусах зависела от расстояния -- как в пригородных электричках. Маршрут был поделен на зоны, и пассажир платил в зависимости от того, сколько зон проехал.

* «Зайцы», похоже, появились вместе с «трамваями». Впоследствии о бесплатном проезде слагались легенды. Так, Константин Паустовский в своих воспоминаниях рассказывал о том, как он, работая в киевском трамвае кондуктором, обхитрил старика, применявшего очень «удобный» метод безбилетной езды. В качестве платы за проезд он предъявлял сторублевую купюру (»катерининку»), с которой кондуктор, естественно, не мог дать сдачу. Старика высаживали на ближайшей остановке, где он садился в следующий трамвай и ехал дальше. Паустовский «справился» со стариком, взяв заранее в кассе сто рублей мелочью и выдав ему сдачу, от чего беднягу едва не хватил удар.

Подготовил Стефан МАШКЕВИЧ, специально для «ФАКТОВ»

 


1384

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров