ПОИСК

Чтобы исправить ошибку врача, маленькую девочку пришлось на целый год «усадить» на шпагат

0:00 12 апреля 2001
Виолетта КИРТОКА «ФАКТЫ»
Сложный аппарат для лечения суставов, который в трехмесячном возрасте не доставил бы столько хлопот, Зине надели с опозданием на год

Хирург дважды не заметил очевидные признаки болезни

-- Когда внучке Зине было три месяца, мы обратили внимание на то, что кожные складочки под ягодицами явно не симметричны, -- рассказывает дедушка девочки Вячеслав Владимирович. -- То же самое было у нашей дочери в детстве -- тогда врач поставил ей диагноз дисплазия, надел стремена. Конечно, это не очень удобное приспособление, но аппарат сняли через пару месяцев, и дочь начала ходить в годик, как и другие дети.

А у трехмесячной Зиночки хирург, к которому обратились встревоженные родители, отклонений в развитии тазобедренных суставов не нашел -- ни тогда, ни три месяца спустя. Поэтому направления на УЗИ и рентген не выдал.

-- Я входил в состав комиссии горздрава, которая разбиралась в этой ситуации. Действительно, врач был не прав, не обследовав девочку вовремя, -- говорит заведующий отделением ортопедии и травматологии Украинской детской специализированной больницы «Охматдет», доктор медицинских наук Анатолий Левицкий. -- Ведь чем раньше начать лечение, тем меньше ребенок будет находиться в неудобных аппаратах и тем лучше результаты.

РЕКЛАМА

-- В 11 месяцев Зину осмотрел другой хирург и забил тревогу: ребенок тянет ножку, -- продолжает дедушка. -- Сделанный рентген подтвердил опасения врача: у нашей внучки -- дисплазия тазобедренных суставов. Ее ножки «заковали» в аппарат, который буквально усадил ребенка на шпагат, обездвижив его на целый год. А ведь к тому времени Зиночка уже начала ходить, держась за руку взрослого! Теперь она не может ни сидеть, ни стоять. Купать ее в аппарате нельзя, нужно было приспосабливать горшок, внучка долго привыкала к тому, что во время сна из-за этих «кандалов» не может перевернуться. Целыми днями ее приходится носить на руках. Но ведь это не трехмесячный малыш, а ребенок, весящий более 15 килограммов… И все эти неприятности -- из-за небрежности врача.

Атмосфера в семье изменилась. Взрослые начали винить себя в том, что не настояли сразу на полном обследовании суставов девочки.

РЕКЛАМА

-- Но самое ужасное в нашей ситуации то, что врачи не гарантируют восстановления суставов. Возможно, понадобится операция, -- сокрушается Вячеслав Владимирович. -- Поэтому мне обидно, что комиссия горздрава, установившая вину хирурга, решила отправить его на курсы переподготовки. А потом он будет продолжать консультировать детей с подобными нарушениями -- и сколько еще малышей пострадает от его безграмотности? Именно потому я обратился в редакцию газеты, хотя родители Зиночки против того, чтобы упоминать имя врача и поликлинику, где он работает. Призываю всех: если вас что-то беспокоит в состоянии вашего ребенка, обратитесь к нескольким специалистам, потому что равнодушие или ошибка одного врача может осложнить жизнь всей семьи…

В Украине нет системы страхования врачей от ошибок

Чтобы не попасть в подобную ситуацию, родителям самим нужно знать о возможных болезнях ребенка и обращать внимание на первые их проявления.

РЕКЛАМА

-- Какие симптомы указывают на то, что у ребенка дисплазия? -- спрашиваю Анатолия Левицкого.

-- В первую очередь -- несимметричные кожные складки под ягодицами, на бедрах, ограниченное разведение тазобедренных суставов, хруст или щелчки в них, а также развернутая наружу стопа. Диагноз дисплазия, или нарушение формирования тазобедренного сустава, ставят в роддоме или в первые месяцы жизни ребенка, проведя ультразвуковое обследование. Ребенку надевают стремена, которые он носит около шести месяцев, но и позже он нуждается в наблюдении врача-ортопеда.

-- Но почему дисплазию часто выявляют в более позднем возрасте?

-- Первые симптомы вывиха тазобедренного сустава (боль, хромота) нередко появляются, когда ребенок начинает ходить. Иногда эти признаки могут потревожить в 10--12 лет.

-- Часто ли приходится прибегать к операциям?

-- Если до года вывих сустава не был вправлен с помощью специального аппарата, приходится делать операцию. Затем накладывается гипс на полтора месяца, после чего в течение 7--12 месяцев ребенок должен практически все время лежать. Лечение дисплазии в любом случае очень изнурительно для самого малыша и всей семьи. И чем старше ребенок, тем сложнее ограничить его движения. Но нужно терпеть: последствия болезни могут быть необратимыми.

… Сейчас Зиночка находится в аппарате только ночью. Но девочке все еще запрещают ходить, тем более -- бегать: за год бездействия мышцы ног утратили свою эластичность, в любой момент возможна серьезная травма.

-- Зина разучилась ходить, хотя дети ее возраста уже бегают, -- говорит дедушка. -- Кроме того, она уже не особо хочет что-то делать сама. Привыкла, что ей все подносят. Но мы очень надеемся, что операция внучке не понадобится и вскоре мы с ней снова будем учиться топать по дорожкам парка.

429

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров