Ряд центральноевропейских стран, готовясь к вступлению в европейский союз, спешно ремонтируют свою «советскую» технику и продают в страны третьего мира
Что, казалось бы, может заинтересовать Запад в Украине, кроме сырья и дешевой рабочей силы? Оказывается, кое-что может. Есть у нас еще конечный продукт, пользующийся за границей повышенным спросом. Это простая в управлении и надежная в бою военная техника. Как свидетельствуют материалы закарпатского Управления СБУ, в последнее время комплектующие к украинским танкам, БТРам и самолетам стали для контрабандистов объектом особенно пристального внимания.
Харьковская фирма отправила за рубеж три камиона военных агрегатов на сумму в несколько сотен тысяч долларов
Начало нити, с помощью которой удалось распутать «бронетанковую аферу», появилось в прошлом году. Именно тогда до сотрудников отдела по борьбе с контрабандой стратегических товаров и сырья УСБУ в Закарпатской области стала поступать оперативная информация о хорошо налаженном канале контрабанды запчастей к боевой технике из Украины в сопредельные ей страны. Оперативники решили взять под незримый колпак фирмы из тех регионов Украины, где расположены предприятия военно-промышленного комплекса (Харьков, Одесса, Житомир, Львов и т. д. ), имеющие налаженные контакты с зарубежными партнерами. Расчет оказался верным -- в ходе отработки стали всплывать очень интересные детали. Оказалось, что параллельно с «Укрспецэкспортом», совершающим зарубежные поставки запчастей к боевой технике на основании межгосударственных соглашений, практически по тем же адресам (или очень близким к ним) отправляют «товар» и коммерческие структуры. Разница лишь в том, что последние декларируют свой «экспорт» на таможне как запчасти к сельскохозяйственной, а не военной технике. Такие фирмы были взяты под жесткий контроль, и результаты не заставили себя долго ждать. Было установлено, что в ноябре прошлого года коммерческая фирма из Харькова отправила одной из словацких структур, имеющей непосредственное отношение к ремонту бронетехники, три камиона различных деталей, заявленных в декларации как «запчасти к комбайнам». Когда же оперативники попытались выяснить, какие же именно это были детали, оказалось, что документы липовые, а подобных запчастей «к комбайнам» вообще, как говорится, не существует в природе. Харьковскую фирму взяли в отработку, и вскоре выяснилось, что она отправила в Словакию агрегаты к бронетехнике на сумму в несколько сотен тысяч долларов. По этому факту возбуждено уголовное дело, и хотя запчасти все-таки попали к получателю, канал нелегальных поставок был перекрыт. Что, надо сказать, не помешало аферистам тут же попытаться наладить другую подобную схему контрабанды. В январе этого года на КПП «Ужгород» таможенники задержали грузовик под управлением гражданина Словакии, который вывозил из Украины «комплектующие к трактору ЛРМЗ-460». Все документы у водителя оказались в порядке, на заводских бланках стояли нужные печати, имелись даже фотографии трактора и чертежи его агрегатов. Однако оперативники, имеющие опыт с «сельскохозяйственными запчастями», заподозрили неладное. И не просчитались. Сначала специалисты выяснили, что тракторов ЛРМЗ-460 (которые изготавливались в ходе конверсии на основе танка Т-55) было собрано в порядке эксперимента всего несколько десятков. Но ни один из них на экспорт не отправлялся, а значит, нужды в подобных запчастях не могла испытывать ни Словакия, ни какая-либо другая страна. На таможню пригласили военного специалиста, который тут же установил, что экспортированные узлы и агрегаты принадлежат не трактору, а танку Т-72, находящемуся на вооружении как в Украине, так и за рубежом. Следственная группа УСБУ вскоре вычислила организатора контрабанды -- бывшего военнослужащего, подполковника в отставке.
В Восточной Словакии еще со времен Варшавского договора сохранились танкоремонтные заводы, как магнит притягивающие бизнесменов с Украины
Большинство «бронетанковых» уголовных дел закономерно связаны с бывшими военнослужащими, которые, используя свой профессиональный опыт, пытаются найти в таможенном законодательстве всевозможные «бреши». Одна из них связана с так называемым двойным использованием запчастей. Некоторые узлы и агрегаты одинаково используются как в военной, так и в гражданской технике. Тем не менее, для их экспорта все-таки необходима специальная лицензия, которую выдают далеко не каждому. Для отдельных структур проще попробовать обойтись вообще без лицензии, чем пытаться получить ее законным путем. В начале этого года одно из киевских обществ с ограниченной ответственностью отправило фирме из словацкого города Кошице 15 аккумуляторов для гражданских самолетов. На границе сопроводительные документы вызвали подозрение -- среди реквизитов отправителя вместо обычного значился мобильный номер телефона. Выходило так, что торгующая с зарубежными партнерами структура не имеет даже своего офиса. При проверке оказалось, что юридический адрес фирмы фиктивный, а аккумуляторы, которые она пыталась отправить за границу, кроме гражданских, используются и в военных самолетах «СУ-27» и «СУ-29». По номерным знакам оперативники отследили, что два года назад они были куплены в Луганске, перепроданы частной структуре в Западную Украину, после чего снова вернулись в Луганск, откуда попали в Киев и лишь после этого были отправлены на экспорт. Благодаря такой «цепочке», заявленная на таможне стоимость аккумуляторов упала более чем в два раза. По этому факту также возбуждено уголовное дело.
Все попытки контрабанды запчастей к боевой технике, имевшие место в Украине, не случайно зафиксированы лишь в Закарпатье. Контрабандисты сознательно выбирают самую западную область в качестве трамплина для «приземления» в центральноевропейских странах, где размещены предприятия военно-промышленного комплекса. В той же Восточной Словакии еще со времен Варшавского договора сохранились танкоремонтные заводы, которые как магнит притягивают «сельскохозяйственных» бизнесменов из Украины. Зная об этом, правоохранители пытаются работать на упреждение. Однако к уголовной ответственности удается привлечь не всех уличенных мошенников. Случается, что некоторым удается ускользнуть в момент, когда, казалось, капкан уже защелкнулся. В конце прошлого года таможенники КПП «Ужгород» задержали двух граждан Словакии, пытавшихся нелегально вывезти в своих легковушках десять редукторов к БТРам. Контрабанду изъяли, задержанные написали объяснительные, в которых среди прочего назвали ужгородцев, предоставивших этот товар. Затем им предложили отогнать автомобили с проезжей части на обочину и продолжить оформление протокола. Никто и не предполагал, что словаки попытаются бежать. Но они на полном газу рванули с места и, разбив шлагбаум, умчались на словацкую территорию. На нашей стороне остались вещдоки, паспорта беглецов, данные их автомобилей
О том, что попытки контрабанды комплектующих к боевой технике будут продолжаться и в дальнейшем, правоохранители нисколько не сомневаются. Получить лицензию на экспорт столь специфического и дорогостоящего товара коммерческим структурам нереально, тогда как за границей он пользуется повышенным спросом. Некоторые центральноевропейские страны, готовясь к вступлению в Европейский Союз, спешно ремонтируют свою «советскую» технику и продают в страны третьего мира. А для ремонта нужны дешевые запчасти. Не исключено, что нелегальные боевые агрегаты из Украины еще «засветятся» где-нибудь в зонах локальных конфликтов.
310Читайте нас в Facebook