ПОИСК
Происшествия

Гражданин украины теодор резвой в одиночку пересек атлантический океан на весельной лодке

0:00 20 декабря 2001
Более двух месяцев одиночества, один на один с самой огромной и непредсказуемой стихией на планете! И днем, и ночью… Это оказалось под силу лишь четырем смельчакам во всем мире

18 декабря у причала Порт Сэнт Чарльза, на острове Барбадос, ошвартовалась гребная лодка «Одесса». Так была поставлена победная точка в беспримерном 68-суточном переходе через Атлантический океан.

На самом подходе к острову, находясь над его северной оконечностью, Теодор Резвой сказал в телефонном разговоре: «Более двух месяцев я не видел землю. Похоже, даже ходить по ней разучился. Сейчас предо мною -- пальмы, сбегающая к водe тропинка, фантастика!!!» Ночь накануне, как и многие предыдущие, океанскому путешественнику отдыхать не довелось. Более 14 часов он беспрестанно работал веслами, поскольку на подходе к Барбадосу попал в полосу сильного северного ветра, постоянно сносившего лодку. Однако Теодор, закаленный преодолением многочисленных препон, все же привел свою «Одессу» к конечной точке сверхсложного маршрута.

Нормальные герои всегда идут… в обход

О намерении Теодора Резвоя пересечь Атлантику в одиночку, «ФАКТЫ» подробно рассказывали 7 октября нынешнего года. Как позже признался сам путешественник, наша публикация «В океане мое одиночество будут скрашивать компьютер, Жванецкий и фантастика» стала первой в центральной печати. Пресс-служба Общества океанских гребцов разместила ее в Интернете на своем сайте, куда потом всякий раз адресовала журналистов, интересующихся информацией об отважном путешественнике.

Напомним, что Теодор Резвой стартовал 12 октября из гавани Сан-Себастьян, маленького острова Ля Гомера (Канарские острова), откуда в 1492 году ушли в свой первый переход через «Море Мрака» каравеллы Христофора Колумба. К слову, 12 октября -- национальный праздник Испании -- День Колумба. Предстоял непростой путь к острову Барбадос протяженностью в 2934 мили. Над лодкой развевался Государственный флаг Украины, небольшие флаги Одессы и Испании (последний, как символ страны, с берегов которой взят старт).

РЕКЛАМА

-- Около пяти тысяч километров -- отнюдь не самый короткий путь к Барбадосу, -- сообщил «ФАКТАМ» Теодор Резвой. -- Поскольку лодка не может идти ни против течения, ни против ветра, гребцу необходимо точно знать направления течений в океане и преобладающих ветров. Велико было искушение сразу же, со старта, взять курс на юго-запад, напрямую к поставленной конечной цели. Однако, используя опыт того же, Колумба, необходимо, вопреки кажущейся логике, продвигаться сначала в южном направлении. Там, на расстоянии четырех-пяти суток пути, лодка встречается с Канарским течением. Течение, если и не подхватывает плавсредство, то, во всяком случае, стабилизирует курс на юго-запад и значительно увеличивает скорость продвижения.

Маршрут умело корректировали диспетчеры из штаб-квартиры Общества океанских гребцов в Лондоне. Не без их помощи отважному океанопроходцу удалось «нащупать» то самое экваториальное течение.

РЕКЛАМА

-- И здесь без одесского блата не обошлось, -- шутит Тедди (так его называют близкие. -- Авт. ). -- С Обществом океанских гребцов у меня рабоче-родственные отношения -- мама замужем за исполнительным директором этой организации. (На время трансатлантического путешествия мама Теодора, Татьяна Резвая-Крачлоу, стала его пресс-секретарем. -- Авт. ). Человеку «со стороны», без финансовой и организационной поддержки, осуществить такой проект невозможно.

Темп, взятый на старте, Теодор практически не терял. Более того, установил рекорд, преодолев отрезок пути, который его предшественники-»одиночки» проходили за два, а то и за три месяца, всего за месяц. Заданный ритм гребли, по 12 часов ежесуточно, выдержан до последнего.

РЕКЛАМА

Испытание океаном выдерживают далеко не все «морские волки»

Кстати, о предшественниках. За время работы веб-мастером Общества океанских гребцов Теодор провожал в моря-океаны не одного смельчака. Общаясь с «морскими волками», он хорошо знал, что его ожидает. Видел, сколько опытных путешественников возвращались через один-три дня после старта, кто -- из-за якобы «желудочного отравления», кто и по причине «технической неисправности». А четыре года назад переход чуть не закончился трагически для двух братьев: один из них хотел выброситься за борт. Еще один гребец целую неделю не мог заставить себя спать в каюте (вернее, в крошечной кабине).

В океане Теодору стали понятней слова многих спортсменов о том, что перейти океан -- это не покорить стихию, а победить самого себя. Но если бы задача была легкой, какой смысл вообще идти? Можно сколько угодно слушать рассказы смельчаков о трудностях переходов, мощных стрессах и прочем. Однако, находясь на берегу, трудно представить себе ужас одиночества, страх перед грозной стихией и собственную беспомощность. И только испытавший эти психологические перегрузки может понять и не осудить тех, кто не выдержал и вернулся. Согласно статистике, каждый второй из океанских гребцов не смог завершить переход. Причем, абсолютное большинство таких «незавершонок» длились не более недели.

Сошедшую с дистанции трансатлантической гонки лодку… сжигают!

«ФАКТЫ» писали о том, что за пять суток до старта «Одессы», 7 октября, от острова Тенерифе с той же целью, что и Резвой, но несколько другим маршрутом, отчалили 36 экипажей лодок-»двоек» из 14 государств мира -- в рамках Второй Трансатлантической гребной гонки. Через несколько дней одна из этих лодок вынужденно зашла на остров Эль-Хиерро, чтобы высадить гребца, а его напарник, Ричард Вуд, решил продолжить путь в одиночку. Там же экипаж испанских басков сделал вынужденную остановку из-за технической неисправности своей марины. Когда Вуд запросил помощь, организаторы гонки предложили эвакуировать его вертолетом береговой охраны, с последующим… обязательным сжиганием лодки! В качестве альтернативы Общество океанских гребцов организовало для Вуда яхту с Ля Гомеры, дабы принять на борт гребца и отбуксировать лодку в Сан-Себастьян. Отказался от гонки -- на первом же ее этапе -- не только напарник Ричарда Вуда, но и мужская половина единственного смешанного экипажа, семейной пары Вилл. Эндрю продолжил путь через океан на яхте поддержки, которая также приютила одну из британских команд, сошедшую с дистанции. А вот лодку Вуда пришлось все же сжечь, следуя условиям гонки, дабы не оставлять в океане «объект, представляющий опасность для судоходства».

-- Самыми тяжелыми были, конечно, первые дни после старта, -- рассказывает «ФАКТАМ» Татьяна Резвая-Крачлоу. -- В силу того, что между островами образуются воздушные потоки, противостоять им лодке, движимой только силой рук, очень трудно. Поэтому так важно было поскорее выйти из сферы влияния островов. Помимо прочего, эта тяжелая работа приходится на время привыкания к качке. Морская болезнь порой сводит усилия гребца едва ли не к нулю. Из-за этого львиная доля всех несостоявшихся переходов заканчивалась в первые же дни. Но Теодор, поддерживая устойчивую связь по спутниковому телефону, сообщил, что с первых дней продвигался в заданном темпе.

От верной гибели «Одессу» и Теодора спас… «поверхностный» сон

Опытные мореходы рекомендовали Резвому за день-два до отхода принимать таблетки от морской болезни. Но они дают побочный тормозящий эффект, угнетающе воздействуют на психическое состояние, и одессит решил обойтись без них. По словам Теодора, более всего в пути его мучила жажда. А вот есть совсем не хотелось, впервые полноценно отобедал только в конце первой недели плавания -- приготовил и съел все, подчистую. В дальнейшем он уделял большее внимание еде -- стряпал дважды в сутки. Поначалу никак не нормализовался сон -- уставшие мышцы не давали покоя. Однако, если мужчина начал бриться, находясь в нескольких тысячах километров от ближайших дам, -- это уже хороший признак.

Удивительно, но неглубокий (поверхностный) сон сослужил Теодору добрую службу.

-- Однажды ночью не спалось и, как обычно, выйдя на палубу, я решил поработать веслами. Вдруг увидел неподалеку судно, которое шло перпендикулярно курсу движения «Одессы». Оно, естественно, не заметило лодку на своем радаре. Моментально связался с капитаном океанского теплохода по коротковолновому радио, и суда мирно разошлись. А то бы от моей лодки остались лишь «отдельные составляющие». Что и говорить, это особое ощущение, когда пересекаешь океан не на белоснежном пассажирском лайнере или на мощном балкере, танкере, а на «скорлупке», с борта которой вполне можно, протянув руку, прикоснуться к голубой глади Атлантики!

Несколько лет назад, Резвой, создавая веб-сайт Общества океанских гребцов, сделал заставку: на фоне сурового черно-белого штормового океана, набегая волнами, меняются строки: «Именно сейчас, в эту самую минуту, когда вы, устроившись в своем любимом кресле, пьете чашечку горячего крепкого кофе, где-то там, посреди океана… » Следом открывалась первая интернет-страница общества. А нынче «посреди океана» оказался и сам Теодор.

О том, что ему довелось пережить за 68 суток необычного одиночного плавания, о противодействии не раз бушевавшей стихии, трижды «ронявшей» его лодку, о своих ощущениях и восприятиях Теодор Резвой подробно поведал «ФАКТАМ». В ближайших номерах газеты мы поделимся с читателями этой любопытнейшей информацией.

Автор благодарит за помощь в организации материала Татьяну Резвую-Крачлоу, пресс-секретаря Общества океанских гребцов и «по совместительству», маму Теодора.

635

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров