ПОИСК
Происшествия

Не добившись благосклонности знакомой девушки, 18-летний радиолюбитель взорвал ее с помощью самодельного устройства

0:00 26 декабря 2001
Мария ВАСИЛЬ «ФАКТЫ»
В милиции он заявил, что таким образом хотел прославиться

По краям черной воронки, зияющей на заснеженной тропинке в Быковне, осталась запекшаяся кровь. Неделю назад на этом месте прогремел взрыв, от которого потрескались стекла в соседней девятиэтажке. 55-летнего сторожа, которого угораздило наступить на взрывное устройство, взрывной волной буквально подбросило в воздух и с силой швырнуло на землю. Он, похоже, оказался в эпицентре взрыва, но по счастливой случайности остался жив. Зато прохожая, находившаяся в этот момент на расстоянии двух метров, приняла на себя всю мощь взрывной волны и шрапнели. Вскоре выяснилось, что смертоносный снаряд предназначался именно для нее, 20-летней Лены Страшенко.

«Сначала мне сказали, что дочь лишь наступила на петарду»

Рядом с воронкой, на пешеходной дорожке между гастрономом и двумя девятиэтажками, кто-то оставил еловый венок. А в двух метрах в стороне, там, где лежала истекающая кровью Лена Страшенко, -- две пурпурные розы.

Лену похоронили в пятницу. В квартире на седьмом этаже девятиэтажки в Быковне (поселок на окраине Киева), где она жила вместе с родителями, по обычаю завешаны материей все зеркала. На столике возле дивана -- портрет улыбающейся девушки, полная рюмка и кусок хлеба. Рядом в цветочном вазоне еще один снимок -- две красотки, обе в джинсах, полулежат на травянистом пригорке. Мать Лены, Ольга Евгеньевна, вздохнув, поясняет:

-- Это Леночка со своей лучшей подругой. Анжела погибла в автомобильной аварии в апреле нынешнего года, через два месяца после того, как отпраздновала 20-летие. А Леночке 20 лет исполнилось 14 октября, и вот спустя два месяца ее тоже не стало.

РЕКЛАМА

Мы всегда гордились нашей девочкой. Леночка очень хорошо училась. Учеба давалась ей легко, но и стараний она вкладывала немало! В этом году с отличием закончила Киевский педагогический колледж по специальности преподаватель иностранных языков, получила диплом бакалавра. Осенью поступила на заочное отделение Межрегиональной академии управления персоналом по специальности банковское дело -- хотела приобрести вторую профессию. Работала в центре изучения иностранных языков, давала индивидуальные уроки. Так любила свою работу! Ее ученики -- и дети, и взрослые, говорят, что любой урок под ее руководством превращался в увлекательную игру.

… Вот и в тот день юная преподавательница отправилась на урок к своей ученице. Ни о чем не подозревая, вышла из дому и через скверик направилась к автобусной остановке.

РЕКЛАМА

-- Я возвращалась с работы, -- продолжает Ольга Евгеньевна. -- Когда шла от остановки, увидела, что возле нашего дома толпится народ. Соседки подхватили меня под руки. Сердце сразу почуяло неладное. Еле смогла прошептать:»Что с моей Леночкой?» Но меня успокоили, что ничего страшного, мол, просто девочка наступила на петарду, ее уже увезла «скорая помощь». Я еще подумала: слава Богу, если «скорая» взяла, значит, спасут. Сделаем все операции, какие понадобятся, вылечим. Побежала домой, позвонила знакомой медсестре в больницу скорой помощи, куда увезли Лену. А она ответила, что никаких шансов нет. У Леночки голова и грудь были изрешечены осколками. Взрыв был такой силы, что потрескались стекла на девятом этаже нашего дома. Когда мы с отцом примчались в больницу, Леночка еще дышала. А потом умерла…

Лена даже хотела переехать на другую квартиру, чтобы избавиться от назойливого ухажера

Мать погибшей видела парня, которого правоохранители задержали по подозрению в убийстве, всего один раз в жизни.

РЕКЛАМА

-- Это было примерно год назад, -- вспоминает Ольга Евгеньевна. -- Лена и Анжела поздно вечером возвращались из театра. И, поднимаясь к нам на седьмой этаж, застряли в лифте. С ними в кабине оказался невысокий чернявый парень -- Тимур. Он направлялся в гости к своему приятелю, сыну наших соседей. Еще, помню, Тимур пытался самостоятельно открыть дверь лифта.

С тех пор он и начал донимать Лену телефонными звонками. Каким-то образом он узнал номер нашего домашнего телефона. Иногда они с Леной о чем-то недолго говорили, иногда он молчал в трубку. Сначала мы не вмешивались. Ну, молодой человек звонит девушке -- пускай сами выясняют отношения. Но потом он стал более навязчив. Когда мы дали объявление в газету, что продаем пианино, он тут же объявился: «Я куплю пианино за любые деньги!». В другой раз изобразил араба, который якобы желает брать уроки английского языка. Лена тогда расклеила объявления: «Подготовлю абитуриентов для поступления в вуз по английскому языку». Тут же звонок: «Согласен на любую цену, приезжайте репетиторствовать ко мне на дом». Я отсоветовала дочке соглашаться на такое условие. Потом Тимур остановил Лену на улице и признался, что «арабом» был он. В очередной раз, когда парень позвонил, я запомнила его номер, высветившийся на определителе. Дождавшись, когда дочь ушла из дому, сама позвонила ему. Спросила, зачем он нас тревожит. На что он грубо ответил: «Я вашей дочери звоню, а не вам».

-- Лена его боялась, -- вставляет присутствующая при разговоре родственница Алла. -- Говорила, что он все время подстерегает ее -- и возле станции метро, и на остановке. Даже в подъезд заходить боялась.

-- Но нам она ни слова об этом не говорила! -- сокрушается мать. -- На окончание колледжа мы подарили ей мобильный телефон, и с тех пор всегда знали, где она находится. Даже когда она поздно возвращалась с уроков домой, мы не очень беспокоились. Мальчиков у Лены не было. Дочка говорила: «Мама, мне надо сначала выучиться». Но в минуту откровенности делилась переживаниями: «Мама, вот ты в 18 вышла замуж, в 19 уже меня родила. А у меня до сих пор никого нет». Но я смеялась и ласково утешала ее: «Успеется, деточка, все у тебя еще впереди, встретишь и ты своего принца». Последнее время Лена вдруг заговорила о том, что хочет переехать на квартиру, доставшуюся ей от бабушки. Обмолвилась, что пора ей обустраивать самостоятельную жизнь. Даже шутила: «Научишь меня готовить!» Мы пробовали отговорить ее от этого шага, просили пожить еще с нами. Только сейчас одна ее подруга призналась, что Леночка, оказывается, просто хотела уехать из Быковни, чтобы скрыться от назойливого ухажера. Если бы она нам сказала, что боится его!

Лену Страшенко похоронили в белой фате и свадебном платье. Ведь она так и не успела выйти замуж…

Тимур сказал, что не мог воспользоваться ножом -- здоровья бы не хватило

Опросив свидетелей с места происшествия, родителей и друзей погибшей девушки, правоохранители быстро вычислили преступника.

-- На следующий день в девять утра двое наших сотрудников пришли к подозреваемому домой, -- рассказывает начальник территориального отдела милиции N1 Деснянского РУВД Виктор Смычек. -- Тимуру 18 лет, после окончания школы ничем не занимается, рос без отца, воспитывала его бабушка. Мы застали парня сидящим за столом с каким-то блокнотом. Увидев входящих, он моментально перевернул блокнот написанным вниз. Оказалось, на листе бумаги была набросана схема взрывного устройства с дистанционным управлением. Радиолюбителя пригласили побеседовать в отделение. Но когда они вместе с милиционерами вышли во двор частного дома, на одного из стражей порядка с лаем бросилась хозяйская цепная собака. Злоумышленник, не растерявшись, оттолкнул другого, выскочил за калитку и был таков. Убежал через дорогу в лес. А ведь перед этим жаловался на здоровье: мол, астматик, бегать не может. Правда, далеко убежать ему не удалось. Минут через сорок юноша был задержан и доставлен в милицию.

В его комнате нашли запчасти к аудио- и видеотехнике, радиодетали. В сарае -- банку с краской-серебрянкой, используемой для взрывных работ.

Подозреваемый не стал «играть в молчанку» и признался в содеянном. Пояснил, что незадолго до преступления встретил Елену Страшенко на станции метро «Пионерская». Между ними произошел разговор, во время которого девушка снова отказала неудачливому ухажеру. Тогда он вытащил припрятанную в сарае оболочку от найденного в лесу артиллерийского снаряда времен войны, начинил ее небольшими металлическими шариками из подшипника, внутрь вставил устройство из пустой бутылки со встроенными батарейками. В намеченный день прикопал смертоносную железку под снегом на пешеходной дорожке, спрятался в одном из ближайших палисадников и стал следить, когда Лена выйдет из дома. Появление на тропинке постороннего человека его не смутило.

-- Скажите, может, парень хотел попугать несговорчивую красавицу?

-- Не думаю. Он заявил, что имел намерение ее убить и сделал это. Мы даже спросили: «Мол, хотел убить, так что ж ножом не зарезал?» А он ответил, что здоровье не позволяет. Не раскаивается, считает себя правым. Считает, что таким образом он прославился. На допросах не нервничает, спокойно рисует радиосхемы, объясняет, что и как. Говорит, что, даже отсидев положенный срок, выйдет на свободу еще молодым…

«У сына была не голова, а дом советов»

Быковня -- поселок маленький. Несмотря на усилия правоохранителей, имя предполагаемого убийцы стало известно всем. Мы зашли в школу, расположенную в сотне метров от места трагедии.

-- Мы до сих пор в шоке, никогда не могли ожидать такого от Тимура! -- недоумевает директор школы N 23 (с углубленным изучением английского языка) Виктория Ковалевская. -- Когда я в тот день шла на работу, в сквере уже собралась толпа. Место взрыва было обтянуто лентой. Говорили, вроде что-то заминировали. Я подошла к сотрудникам милиции, поинтересовалась: может, надо обследовать школу. Но мне ответили, что такой необходимости нет. А потом выяснилось, что это «отличился» наш бывший ученик. Он занимался у нас до девятого класса, потом экстерном сдавал экзамены на аттестат зрелости. Мальчик как мальчик, ничем не примечательный. Очень замкнутый. К лидерству не стремился, не принимал участия в школьных мероприятиях, однако не числился среди хулиганов и отстающих. Рос без отца. Учился средне. Интересовался радиоэлектроникой, что-то мастерил, паял. Я часто встречала его на стадионе, он бегал, подтягивался на турнике. Всегда вежливо здоровался. Неужели он действительно мог пойти на такое преступление?

Мать Тимура мы застали дома. Крупная женщина с черным бантом в волосах активно встала на защиту единственного сына.

-- Тимура подставили! -- уверенно заявила она. -- Я это знаю, потому что он не мог сделать ничего подобного! У меня идеальный сын. Не пил, не курил, не гулял, не кололся. Все мог дома починить: и телевизор, и магнитофон. Да у него голова как дом советов!

-- Скажите, ваш сын дружил с кем-либо из девушек?

-- У него никогда не было девушек!

-- А вам не казалось странным, что 18-летний мальчик не интересуется противоположным полом?

-- Да, я его спрашивала. Но он отвечал одно: мама, когда полюблю, тогда и заинтересуюсь. Вообще он делился со мной всем. Говорили о фильмах, книгах…

-- А о чем говорили в день перед его арестом?

-- Да об обычных вещах: что поесть, что по телевизору посмотреть…

-- Почему ваш сын не пошел в армию?

-- У него бронхиальная астма и больное сердце. В последнее время он даже перестал заниматься спортом, хотя раньше и бегал, и штангу толкал. В армию не взяли. Хотя он хотел служить, даже мечтал стать кадровым военным.

Напоследок Ольга Ф. еще раз похвалила сына, отметив, что за всю жизнь он «копейки не взял из ее кармана». По ее словам, юноша сам зарабатывал себе на жизнь. Хотя каким способом он это делал, женщина рассказать отказалась.

За год до смерти Лены ее отец чудом не подорвался на самодельной гранате

Родители Лены, прощаясь, рассказали нам о том, что год назад отец, Виктор Васильевич, чудом не подорвался на самодельной гранате. Возле ворот гаража мужчина чуть не не наступил ногой на прикрытую грязной картонкой кнопочку. Дернул за проводки, вытащил припрятанные за гаражом аккумуляторы.

-- Эксперты сказали, что смертоносную «игрушку» делал хороший специалист, и я должен благодарить Бога, что не взлетел на воздух, -- говорит Виктор Васильевич. -- Дело в том, что до этого я не приходил в гараж два дня, вот батареи и отсырели. Я рассказал о произошедшем в милиции, но реакция была вялой: ищите, мол, причину в себе самом и своем окружении. Но я, сколько ни рылся в памяти, не мог найти людей, желавших бы меня устранить. Незадолго до этого в телефонном распределительном щитке на лестничной клетке на нашем проводе обнаружилась коробочка -- подслушивающее устройство. Теперь я думаю, может, эти случаи и смерть Лены -- звенья одной цепочки?

По словам родителей погибшей, есть свидетели, видевшие, как утром того злополучного дня Тимур с приятелем (тоже увлекающимся радиотехникой) крутились возле гастронома, что-то высматривая и выжидая. А вечером оба шумно отмечали некое событие в придорожном кафе.

-- Невзирая на наши просьбы, милиция до сих пор не заинтересовалась этим человеком, -- в растерянности говорят родители. -- Он гуляет на свободе. А мы боимся на улицу выйти.

P. S. Родители Лены выражают благодарность директору Киевского педагогического колледжа Алле Присяжнюк, районному депутату Николаю Легезе и фирме «Аверс» за сочувствие и помощь в организации похорон дочери.

627

Читайте нас в Facebook

РЕКЛАМА
Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Следующий материал
Новости партнеров