В этом году малообеспеченным семьям будут выплачивать адресную социальную помощь
В 2001 году вступил в силу Закон «О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям», принятый парламентом в начале июня. Согласно этому закону право на государственную помощь имеют малообеспеченные семьи, то есть те, которые по уважительным или не зависящим от них причинам имеют общий среднемесячный доход ниже установленного законодательством прожиточного минимума для семьи. Размеры помощи по закону могут быть немалые. Но в документе есть оговорка, согласно которой размер указанной помощи до стабилизации экономической ситуации в стране будет определяться, исходя из возможностей расходной части бюджета, и утверждаться одновременно с принятием закона о государственном бюджете на соответствующий год.
Чтобы лучше разобраться во всех нюансах нового документа, мы обратились за разъяснениями к начальнику Управления политики адресной помощи Министерства труда и социальной политики Тамаре Мищенко.
«Помощь положена семьям, которые получают среднемесячный совокупный доход ниже прожиточного минимума»
-- Тамара Андреевна, в чем основная суть нового закона?
-- В соответствии с этим Законом, право на государственную помощь приобретает не конкретное лицо, а семья, то есть одно или несколько лиц, которые постоянно проживают вместе и объединены законными правами и обязанностями относительно содержания. В случае, если среднемесячный совокупный доход семьи по уважительным или независимым от нее причинам окажется ниже прожиточного минимума, то местное управление социальной защиты населения будет выплачивать ей адресное денежное пособие. Адресным это пособие называется потому, что будет адресоваться конкретной малообеспеченной семье с учетом ее среднемесячного совокупного дохода и имущества всех членов семьи. Информацию о своем материальном положении необходимо внести в декларацию о доходах и имуществе (Не путать с налоговой декларацией. -- Авт. ) и подать вместе с заявлением о предоставлении материальной помощи.
В совокупный доход семьи входят все денежные поступления, а также доход от земельной доли (пая) для тех, у кого она есть. Сегодня доход от пая учитывается на основании договора аренды, а при его отсутствии -- по нормативам доходов, утвержденным местными органами исполнительной власти в каждом регионе отдельно в зависимости от местонахождения участка и плодородности земель.
-- Какова величина утвержденного прожиточного минимума в Украине?
-- Прожиточный минимум сегодня определен отдельно для четырех категорий населения: для взрослых трудоспособных граждан -- 287,63 грн. , нетрудоспособных -- 216,56 грн. , детей до 6 лет -- 240,71 грн. , детей от 6 до 18 лет -- 297,29 грн. (Это нормы, принятые на 2000 год. В 2001 году планируется утвердить новые размеры прожиточных минимумов, однако Верховная Рада пока что их не приняла. -- Авт. ). Общая сумма прожиточных минимумов всех членов семьи и составляет совокупный семейный прожиточный минимум.
Если общий среднемесячный доход семьи не превышает вышеупомянутую сумму, она потенциально имеет право на государственную помощь. При этом размер помощи не может превышать 75% прожиточного минимума для семьи.
Например, семья, состоящая из мужа, жены и ребенка до 6 лет, имеет общий среднемесячный доход 400 грн. Прожиточный минимум такой семьи составляет 815,97 грн. То есть к сумме двух минимумов для взрослых трудоспособных граждан (287,63 + 287,63 = 575,26 грн. ) мы прибавляем прожиточный минимум для детей до 6 лет (240,71 грн. ). Чтобы предоставить такой семье помощь, государство, в идеале, должно было бы выплачивать ей 211,97 грн.
Как мы получили эту сумму? Вычисляем 75% от 815,97 грн. -- общесемейного прожиточного минимума. Это будет 611,97 грн. Из них вычитаем 400 грн. , то есть общий месячный доход семьи. Таким образом, государство обеспечивало бы вышеупомянутой семье 75% семейного прожиточного минимума.
Но жизнь сегодня такова, что государство не может обеспечить человека в пределах норм, определенных законом. Поэтому до стабилизации экономического положения в Украине размер указанной помощи будет устанавливаться с учетом уровня обеспечения прожиточного минимума, который рассчитывается, исходя из реальных возможностей расходной части государственного бюджета Украины и утверждается одновременно с принятием закона о государственном бюджете на соответствующий год. Кстати, поэтому и введение нового вида помощи стало возможным лишь после принятия Закона «О Государственном бюджете Украины на 2001 год», статьей 56 которого установлен уровень обеспечения прожиточного минимума.
«Если общий доход семьи превышает 50 грн. на человека, то адресную помощь в этом году ей выплачивать не будут»
-- И на какую же сумму могут рассчитывать в текущем году семьи, которые имеют доход ниже прожиточного минимума?
-- Сегодня возможности госбюджета таковы, что малообеспеченная семья сможет получить пособие, которое будет обеспечивать ей доход в размере 50 грн. на человека. К примеру, семья из трех человек (отец, мать и ребенок) с общим месячным бюджетом в 140 грн. может высчитать свою будущую прибавку очень просто: 50 грн. нужно умножить на три (количество членов семьи). Получится 150. От этой суммы отнять месячный совокупный доход семьи (140 грн. ). В результате получаем 10 грн. Это та сумма, на которую может рассчитывать семья ежемесячно. Другой пример. Семья состоит из одинокой матери и ребенка в возрасте 1,5 года. Бюджет этой семьи состоит из: помощи одинокой матери (11,80 грн. ); помощи по уходу за ребенком до двух лет (35,40 грн. ) и помощи малообеспеченной семье на ребенка до 16 лет (11,80 грн. ). Общая сумма дохода из всех источников составляет 59 грн. Чтобы высчитать, какой размер помощи положен такой семье в 2001 году, нужно 50 грн. (гарантированный государством доход на одного члена семьи) умножить на два (количество членов семьи). От полученной суммы (100 грн. ) отнять ежемесячный общий доход семьи (59 грн. ), получится 41 грн.
А вот семья, приведенная нами в пример вначале, у которой общий бюджет ежемесячно составляет 400 грн. , в этом году не получит в качестве адресной социальной помощи от государства ничего, потому что их общий доход составляет больше 50 грн. на человека в месяц.
Выходит, что потенциальных получателей данного пособия в 2001 году определить несложно -- это те семьи, в которых общий среднемесячный доход на каждого члена семьи составляет меньше 50 грн.
Уровень обеспечения прожиточного минимума будет утверждаться в бюджете каждый год, исходя из финансовых возможностей государства, поэтому не исключено, что в будущем его размер увеличится.
-- Какие нужны документы для оформления социальной помощи, и куда их подавать?
-- Заявление о предоставлении государственной социальной помощи подается в органы социальной защиты населения или в исполком сельсовета по месту прописки. К заявлению прилагаются следующие документы: документ, удостоверяющий личность, справка о составе семьи, декларация о доходах и имуществе членов семьи (в эту декларацию не входят: данная социальная помощь, субсидия за коммунальные услуги, выплаченные членами семьи алименты), справка о наличии и размерах земельной части (пая). Получить и заполнить бланки можно на месте их подачи.
-- Кто принимает решение о предоставлении помощи?
-- Решение о предоставлении или отказе в адресной социальной помощи на основании поданных документов принимает управление социальной защиты населения. Адресную социальную помощь могут выплачивать по желанию семьи на почте по месту постоянного проживания и прописки или переводить на лицевой счет в банке.
-- На какой срок будет назначаться эта помощь?
-- На полгода, после чего необходимо будет заново подавать документы. И если семья в течении шести месяцев не использует возможности изыскания дополнительных средств к существованию (например, не станет на учет на биржу труда или откажется от предлагаемой работы), размер помощи может быть уменьшен до 50% первоначального размера.
«Владельцу подсобного хозяйства, которое приносит доход, могут отказать в предоставлении помощи»
-- Предусмотрена ли ответственность граждан за какие-либо нарушения или злоупотребления законом?
-- Да, ответственность предусмотрена за предоставление недостоверных данных об имуществе и материальном состоянии семьи. Например, если умышленно была сокрыта или подана ложная информация, которая повлияла или могла бы повлиять на установление права на государственную помощь и на определение ее размера. К подобным нарушителям будут применяться меры взыскания, аналогичные применяемым в сфере предоставления субсидий, то есть будут прекращать выплату или, в крайних случаях, изымать уже полученные пособия.
Органы социальной защиты могут отказать семье в предоставлении помощи. Если, например, выяснится, что кто-либо из ее членов на протяжении последнего года перед обращением за помощью совершил покупку на сумму, в 10 раз превышающую размер прожиточного минимума (который существовал в момент обращения за помощью) на семью. Если у семьи есть:
-- участок земли более 0,60 га или подсобное хозяйство, которое приносит доход;
-- вторая квартира или дом при условии, что общая площадь жилья превышает 21 кв. м на одного члена семьи и дополнительно 10,5 кв. м на семью;
-- два и больше автомобиля или других транспортных средств, кроме тех, которые не подлежат налогообложению.
Но, в любом случае, отказ должен быть обоснован и должен давать разъяснение порядка его обжалования в случае несогласия с решением.
Кстати, должностные лица, виновные в нарушении законодательства о государственной социальной помощи малообеспеченным семьям, также несут ответственность согласно закону.
-- Кто будет проверять соответствие декларации действительности или выяснять, какие были сделаны покупки за последние годы?
-- Устанавливать достоверность указанных в декларации сведений об имуществе и доходах будут социальные инспекторы -- новый институт служащих в управлении труда и социальной защиты населения. В соответствии со своими должностными обязанностями социальный инспектор сможет:
-- затребовать с предприятия документы с целью проверки источника доходов определенного лица;
-- проверить материальное состояние семьи, подавшей заявление с просьбой о материальной помощи;
-- определить, необходима ли данной семье социальная помощь.
Цель таких мероприятий понятна: не всегда данные о доходах, подаваемые в управления труда и социальной защиты населения соответствуют действительности. Известны случаи, когда человек или семья с достаточно высокими доходами официально декларирует суммы ниже минимальной заработной платы.
-- Означает ли это, что после того как человек подаст заявление с просьбой о социальной помощи, к нему домой придет инспектор -- проверять его благосостояние, а на работе личное дело этого гражданина будет подвергнуто скрупулезному анализу?
-- Не беспокойтесь. Сам факт подачи заявления не сопровождается обязательной инспекцией имущества со стороны управления. Проверка будет проходить лишь выборочно, если предоставленная информация вызывает сомнения. Полномочия будущих инспекторов изложены в специальном Положении о социальном инспекторе. В нем, в частности, говорится, что решения, действия или бездеятельность вышеупомянутых служащих могут быть обжалованы в вышестоящих инстанциях и суде.
Читайте нас в Facebook