В Украине активизировались мошенники, похищающие деньги со счетов онкобольных детей
«Родители, будьте внимательны! — такое сообщение появилось на одном из благотворительных интернет-форумов. — Мошенники воруют деньги у онкобольных детей. Аферисты вам звонят, а спустя несколько часов с ваших банковских счетов исчезают деньги. Не отвечайте на вопросы незнакомцев, не называйте им свои данные. Помните, преступники могут воспользоваться любой, даже самой безобидной информацией».
«В больнице мама больного лейкозом мальчика, понимая, что ее ребенка не спасти, дала мне двести гривен на лечение Саши»
Волонтеры разместили это сообщение не случайно. Только за последние две недели телефонные мошенники ограбили счета нескольких семей из разных уголков Украины. До определенного момента пострадавшие даже не догадывались, что банковские счета, на которых они хранили накопленные на лечение детей средства, пусты. Узнали случайно — когда банкомат не выдал им нужную сумму. Люди, живущие надеждой, что их деток удастся вылечить, прямо в банке теряли сознание. Теперь им не за что покупать дорогостоящие лекарства.
Историю Натальи Мироненко из Гайворона Кировоградской области на прошлой неделе рассказали сразу несколько центральных СМИ. Став жертвой мошенников, женщина потеряла последние 15 тысяч гривен, которые были предназначены для химиотерапии ее пятилетнему сыну.
— Я до сих пор не могу прийти в себя, — призналась корреспонденту «ФАКТОВ» Наталья (на фото с сыном). — Собирая деньги с миру по нитке, не могла допустить, что они исчезнут. О болезни Сашеньки мы узнали полгода назад, когда сынок начал жаловаться на боли в руках и ногах. «Мама, ноги как будто ломает изнутри», — поделился ребенок. Я повела его к врачу. До этого Саша вообще не болел, в больнице был всего два раза — с бронхитом и отравлением. Нам долго не могли поставить правильный диагноз — сначала лечили от ангины, затем от ревматизма. Страшный диагноз — рак крови — озвучили уже в Кировоградской областной больнице. Уровень лейкоцитов в крови сына достиг критической отметки, его срочно надо было спасать. Никогда не забуду, как вся в слезах сидела в больничном коридоре и пыталась заставить себя... проснуться. Мне казалось, что все это страшный сон, который должен закончиться. Но кошмар продолжался.
К счастью, пересадку костного мозга делать не пришлось. Саше Мироненко назначили восемь курсов химиотерапии. Оплатить их Наталья не смогла бы при всем желании — у нее, матери-одиночки, на тот момент было всего полторы тысячи гривен. Этих денег едва хватило на первый день.
— Я понимала, что должна что-то придумать, — говорит Наталья. — Иначе мой ребенок умрет. Мы с мамой пошли по друзьям и знакомым. Общими усилиями удалось собрать деньги еще на несколько дней лечения. Страшно даже вспоминать то жуткое время. Отдавая последнюю гривню, я не думала о том, что мне нечего есть. Сашу покормят в больнице — уже хорошо. А я как-нибудь перетерплю. Видя это, врачи подкармливали меня тушенкой. Я же продолжала собирать деньги. Работаю пекарем, мой месячный заработок — семьсот гривен. Пришлось просить зарплату наперед. Бывшая свекровь тем временем ходила по разным инстанциям. Немного помогли горсовет, местные предприятия. Так мы Сашу и лечили — как говорится, с миру по нитке. Помню, как ко мне в больнице подошла мама больного лейкозом
Не успел Сашенька пойти на поправку, как опять попал в реанимацию. После многочисленных химиотерапий у него началось заражение крови. Следующие десять дней сын находился между жизнью и смертью. Помню, лежит Саша с безжизненным лицом, на подушке — выпавшие за ночь волосы... Еще страшнее становилось от того, что происходило вокруг. В отделении один за другим умирали дети. Многие из них — с таким же диагнозом, как у моего Саши. Я молилась, чтобы хватило денег. Жуткое чувство — засыпать, не зная, что тебя ждет завтра. Но люди выручали. Потом нам начала помогать волонтер Наташа, узнавшая о Саше благодаря нашим общим знакомым. Она объявила сбор средств в интернете. Это помогло. Оказывается, у нас очень много неравнодушных людей.
«Мужчина представился сотрудником банка: «Тут вам люди хотят перечислить деньги, и не получается. Давайте еще раз все уточним»
— Через пару месяцев анализы костного мозга значительно улучшились, — продолжает Наталья. — Саша опять стал веселым и подвижным, обрадовался, что «уже почти не болят ручки и ножки». Нам осталось еще три курса химиотерапии. И вот недавно, когда мы с ребенком лежали в больнице, мне позвонили на мобильный. Номер звонившего не высветился. Мужчина на другом конце провода представился сотрудником банка. «Наталья Станиславовна? — переспросил он. — Это беспокоят из отделения банка. Тут люди хотят перечислить вам деньги, но почему-то не получается. Давайте уточним ваш расчетный счет». Я продиктовала. В принципе, эту информацию можно было легко найти в интернете. «Все верно, — ответил клерк. — Теперь продиктуйте мне
По словам Натальи, тогда она не придала этому особого значения. Предположив, что произошел сбой мобильной связи, женщина легла спать. Утром Наташа решила снять деньги со счета — Саша лежал под капельницей, ему нужно было купить медикаменты. Но, запросив необходимую сумму, Наталья увидела надпись: «Недостаточно денег на счету».
Решив, что это какая-то ошибка, женщина попробовала еще раз.
— Результат был точно такой же, — качает головой Наталья. — У меня закружилась голова, начали трястись руки. Вчера на моем счету было 15 тысяч гривен, а теперь ничего. Как такое может быть? Как деньги, которые на лечение Стасика собирали такими усилиями, вдруг могли исчезнуть? У меня поднялось давление, из носа пошла кровь. Не помню, как дошла до палаты сына, — этот страшный момент я могу сравнить разве что с тем днем, когда узнала о болезни Саши. «Что будет с моим сыном? — подумала с ужасом. — За что мне его лечить, чем оплачивать химиотерапию?» Курс химиотерапии прерывать ни в коем случае нельзя — это может дать обратный эффект. А нам только-только удалось добиться первых положительных результатов. Увидев, что я еле держусь на ногах, ко мне подбежали медсестры, напоили успокоительным. Только через полчаса смогла рассказать им, что случилось.
Наталья пошла в банк.
— Узнав, что деньги пропали вскоре после того, как заблокировался телефон, работники сразу сказали: «Это может быть мошенничество, — вспоминает моя собеседница. — Немедленно идите в офис мобильного оператора». Телефон разблокировали. И мне начали приходить sms-сообщения о... снятии денег. Сначала кто-то снял с моего счета тысячу пятьсот гривен, потом еще две, три тысячи. Через полчаса на счету уже ничего не осталось. Более того, аферисты обчистили еще две кредитные карточки, на одной из которых были деньги моей мамы, а на другой — деньги за мой больничный. «Вряд ли людей, которые это сделали, удастся вычислить, — сразу сказали в банке. — Чаще всего аферисты работают через интернет и не оставляют следов». «То есть деньги мне никто не вернет?» — спросила я. Беспомощно переглянувшись, сотрудники банка пожали плечами: «Попробуйте обратиться в милицию...»
В милиции у Натальи приняли заявление, но обнадеживать не стали — шансов отследить злоумышленников действительно немного. На днях по факту случившегося возбудили уголовное дело.
— Информация об этом случае появилась в интернете благодаря волонтерам, — говорит Наталья. — Меня спасли несколько сотен гривен в кошельке — я хотя бы смогла оплатить медикаменты и купить билеты домой. Через две недели у нас начнется новый курс химиотерапии, оплатить который мне не за что. Спасибо добрым людям, которые, узнав о моей беде, хоть как-то помогли. На днях позвонила женщина из Америки. Прочитав о случившемся, она передала мне сто долларов. Благодаря этим деньгам нам хотя бы есть что кушать. Я не хотела рассказывать сыну о том, что у нас украли деньги, но Саша сам обо всем догадался. «Мама, а кто украл у нас деньги?» — спросил сын. «Воры», — отвечаю. «Когда я вырасту, стану милиционером, — заявил он. — Им тогда не поздоровится».
«Судя по всему, аферисты заходят на сайт „Донор“, а потом обзванивают родителей больных детей. А люди не видят в этом никакого подвоха»
Не прошло и недели, как на сайте «Донор» появилось еще одно подобное сообщение. На этот раз аферисты украли деньги у
— За час до этого с волонтером, которая нам помогает, связался какой-то мужчина, — говорит Леонид Анатольевич. — Он сказал, что пытается перечислить на счет Анечки несколько тысяч гривен, но почему-то не может их отправить — дескать, зависает система и деньги не доходят. Почти сразу нам перезвонили из банка. Мужчина, чей номер не высветился, с ходу осведомился: «Вы ведь ждете перевода, правильно?» Честно говоря, звонок ничуть меня не удивил — мне не раз перезванивали из банка с подобными вопросами. Я ответил, что действительно жду перевода. «Понимаете, у нас небольшой сбой в системе, — сказал мужчина. — Деньги никак не могут прийти. Давайте уточним номер вашей карточки. И скажите, пожалуйста, номер паспорта». Я ответил на их вопросы без всякой задней мысли. А потом на счет моего мобильного телефона пришли деньги, после чего вдруг номер заблокировался.
Со счета Анечки пропало больше двадцати тысяч гривен. Эти деньги должны были пойти девочке на лечение. Аня перенесла уже четыре операции — ей несколько раз удаляли опухоли. Теперь, когда вместе с очередным новообразованием пришлось убрать тридцать сантиметров кости, девочке нужно поставить протез. Сейчас Аня, измученная химиотерапиями, не может ходить.
— Чтобы собрать эти двадцать тысяч гривен, мы с женой работали день и ночь, — качает головой Леонид Анатольевич. — Я разрывался между Харьковом, Донецком и Киевом. Чтобы не арендовать жилье в городах, где работал, ночевал прямо в машине. А потом случилось еще одно несчастье: я повредил на работе позвоночник. Нижнюю часть туловища парализовало. Сейчас немножко лучше, но я почти не выхожу на улицу, а по квартире передвигаюсь только с палочкой. Кормильцем семьи стала жена. В октябре у Анечки запланирована операция. Но теперь ее, судя по всему, не будет. Можете себе представить, что для нас значили двадцать тысяч и сколько месяцев мы их собирали. Леониду Бойко в банке сказали, что за последний месяц в Украине произошло около 50(!) похожих случаев. И все время деньги пропадали со счетов именно онкобольных детей.
Еще один случай произошел в Харьковской области. Там аферисты украли последние десять тысяч гривен у
— Раньше этого не было, во всяком случае, не в таких количествах, — говорит начальник пресс-службы кировоградской областной милиции Виталина Бевзенко. — У аферистов нет ничего святого: судя по всему, они просто заходят на сайт «Донор» и начинают обзванивать родителей онкобольных детей. А люди, которым и так часто звонят из банка и перечисляют деньги, не видят в этом никакого подвоха.
— Хочется еще раз напомнить, что вся информация, касающаяся вашего банковского счета, является секретной, — продолжает Виталина Бевзенко. — Ни в коем случае не сообщайте ее чужим людям, даже если они звонят с номера оператора банка. Лучше придите в банк и лично все уточните.
Эту тему активно обсуждают и на интернет-форумах. Люди, ставшие жертвами подобных афер, делятся опытом.
«У нас есть благотворительная организация, собирающая деньги для помощи детям с детским церебральным параличом, — пишет пользователь Кристина. — Недавно позвонил мужчина и сообщил, что хочет перечислить деньги. «Но поймите меня правильно — мне нужны гарантии, — сказал. — Сейчас столько мошенников...» Он попросил назвать адрес человека, на чей счет он хочет отправить деньги, и номера телефонов еще двух человек, которые могут это подтвердить. Я это сделала. Спустя некоторое время на мой номер начали приходить sms-ки с разных номеров с просьбой перезвонить. Я все время перезванивала, но связь обрывалась.
После этого на счет моего мобильного телефона поступило пять гривен, а уже через полчаса мою сим-карту заблокировали. Я, как и большинство обманутых людей, подумала, что это временный сбой. А оказалось, что мошенники уже завладели всеми необходимыми данными, чтобы ограбить мой банковский счет. Так, у них уже были: пять последних номеров, куда я звонила, включая номер самого мошенника, дата последнего пополнения моего счета и сумма (те самые пять гривен, которые он мне перекинул), а также и дата последнего звонка. Плюс номера, на которые я часто перезваниваю (я сама дала ему телефоны двоих человек, которые могут подтвердить, что я благотворитель). Этого вполне достаточно, чтобы оператор мобильной связи восстановил заблокированную сим-карту, только уже на другой телефон. Владея сим-картой человека, ничего не стоит добраться до его банковского счета — аферисты легко это делают с помощью услуги «Экстренные деньги».
Вот что советуют людям эксперты, предупреждающие, как не угодить в ловушку мошенников:
1. Никому не сообщайте дополнительную информацию о вашем счете — пусть даже вам позвонили с телефона банковского отделения. Пин-код, номер карты, СИД-код, данные вашего паспорта — секретная информация, владея которой аферисты легко могут этим воспользоваться.
2. Если на номер вашего мобильного телефона начали приходить сообщения с неизвестных номеров с просьбой перезвонить, не делайте этого. Вероятно, это мошенники, которые перед тем, как заблокировать вашу сим-карту, фиксируют номера, на которые вы перезванивали.
3. Старайтесь снимать деньги только в проверенных банкоматах. Лучше всего это делать, например, у себя на работе или в отделении банка. Бывали случаи, когда аферисты встраивали в банкоматы незаметные камеры, фиксирующие данные, которые вводит человек.
4. Нельзя никому давать в руки свою кредитную карточку. Даже официант в кафе может ненароком подсмотреть ее номер, и уже через час вы не досчитаетесь своих средств.
4770Читайте нас у Facebook