Гендиректор «Зеонбуда»: «За аннулированием лицензии последуют социальный взрыв и непомерные бюджетные расходы»
В марте Министерство финансов и группа народных депутатов предложили Верховной Раде и правительству (подали проект постановления № 4401) инициировать процедуру аннулирования лицензии провайдера цифровой сети компании «Зеонбуд». По мнению экспертов и участников рынка, остановка работы сети неизбежно приведет к глобальным проблемам. Чтобы подробнее разобраться в ситуации, «ФАКТЫ» обратились за комментариями к генеральному директору «Зеонбуда» Виктору Галичу.
— Ситуация в государстве изменилась. Какое развитие событий, на ваш взгляд, было бы оптимальным для рынка и для самого «Зеонбуда»?
— Мы считаем, что единственным рецептом успеха, независимо от ситуации в государстве, являются упорный ежедневный труд и строгое соблюдение действующего законодательства всеми участниками процесса перехода на цифровое телевидение. При всем разнообразии позиций, очевидно, что телеиндустрия Украины за последние три года прошла огромный путь в вопросе создания и развития цифрового телевидения.
— Какие результаты достигнуты на сегодняшний день?
— Во-первых, построена самая современная по технологии и крупнейшая в Европе цифровая телесеть, через которую транслируются программы 128 телекомпаний. Уже более 10 миллионов телезрителей, в том числе 700 тысяч малообеспеченных семей, получили возможность смотреть бесплатно 32 канала. Если учесть, что это в основном жители сельской местности и небольших городов, которые раньше могли смотреть только четыре-пять каналов в слабом качестве, то можно смело говорить об информационной революции в стране.
Это заслуга и достижение всей нашей телеиндустрии и страны в целом. Мы считаем, что нужно двигаться дальше. Что-то корректировать, совершенствовать, дорабатывать — да. Ломать и разрушать — нет.
— Рынок сетует на непрозрачность ценообразования «Зеонбуда». Готова ли компания разговаривать с участниками рынка?
— Мы находимся в непрерывном переговорном процессе с каналами. Нет ни одной из 28 общенациональных телекомпаний, с которой мы бы не встречались. Если они входят в медиахолдинги, то переговоры ведем непосредственно с руководителями холдингов. Мы не можем сказать, что очно встречались со всеми 100 местными вещателями, но с 80 из них — точно. Однако, если телекомпании считают, что этого недостаточно, мы готовы думать, как решать проблему. Ведь они наши клиенты.
При этом нужно сказать и о том, что у всех медиахолдингов разные мнения по многим вопросам. Часто решение не принимается не потому, что «Зеонбуд» выступает против, а потому что нет консенсуса между холдингами как между объективными конкурентами на рынке. Фактически любое решение всегда имеет оппонента.
— Можете ли вы раскрыть суммы инвестиций, принципы тарифной политики?
— В СМИ мы неоднократно называли объем вложенных нами инвестиций — 134 миллиона долларов. Эти средства компания взяла в кредит. Прошло три с половиной года, а нам удалось возвратить только чуть более половины. Поэтому разговоры о супердоходах компании вряд ли уместны.
Что касается тарифной политики, то в начале работы сети, 1 сентября 2011 года, мы взяли один к одному тарифы государственного концерна РРТ. Они зависят от мощности передатчика. Эта логика привычна для телекомпаний, мы решили ничего не менять. При этом «Зеонбуд» снизил тарифы в два раза, предоставив скидку 50 процентов. Скидка предоставляется и сейчас, срок ее окончания — 2018 год. Концерн же в течение двух с половиной лет еще три раза поднимал свои тарифы на величину инфляции, «Зеонбуд» этого не делал.
Это «прямая» арифметика, но фактически тарифы «Зеонбуда» в разы ниже тарифов концерна. Ведь услугой является не мощность передатчика, а зона покрытия, которую он обеспечивает. От размера зоны зависит количество зрителей, а значит, и количество рекламных денег, которые получит телекомпания. В связи с тем, что цифровые передатчики в пять раз эффективнее аналоговых, аналоговый передатчик мощностью 1 кВт и цифровой 0,2 кВт имеют одинаковую зону покрытия, а следовательно, и количество телезрителей.
Давайте посмотрим тарифы 2011 года. У концерна РРТ для 1 кВт мощности тариф составлял 45,21 гривни, у «Зеонбуда» для 0,2 кВт — 17,58 гривни. Это значит, что за один и тот же объем услуги (зону покрытия) «Зеонбуд» берет с телекомпании оплату в 2,6 раза меньше, чем концерн РРТ, а с учетом скидки 50 процентов это уже в 5,2 раза!
— Как влияет на покрытие качество оборудования, потери в передающей инфраструктуре?
— Влияет напрямую. Если у оператора сети китайский кабель, а антенна кустарного производства, то получатель услуги будет платить оператору за 100 Вт мощности передатчика, а в эфир будет излучаться только 20 Вт. И фактическая зона покрытия будет в пять раз меньше той, за которую происходит оплата оператору. У «Зеонбуда» мосты сложения, кабель, антенны от лучших мировых производителей, а значит, гарантированы минимальные потери мощности и максимальная зона покрытия. Все эти факторы совокупно дают нам возможность констатировать, что фактические тарифы «Зеонбуда» ниже тарифов концерна РРТ в 8—10 раз.
*В Украине построена самая современная и крупнейшая в Европе цифровая телесеть, через которую транслируются программы 128 телекомпаний
— Некоторые участники рынка предлагают ориентироваться не на тарифы, а на затраты компании.
— Давайте поступим так. Например, стоимость цифрового передатчика мощностью 1 кВт составляет 98 тысяч долларов, а аналогового — 18 тысяч долларов. И примерно такое же соотношение по всей линейке оборудования. В цифровой сети 664 передатчика. Таким образом, наши затраты минимум в пять раз выше при существенно сниженных тарифах.
— Есть мнение, что сеть цифрового телевидения от «Зеонбуда» не покрывает заявленные 95 процентов населения страны. Вы готовы к аудиту покрытия по Украине?
— Чтобы судить об уровне покрытия, нужно учитывать несколько факторов. Во-первых, прежде чем приступить к строительству, заказали планирование сети у лучших специалистов Украинского государственного центра радиочастот с использованием самой современной специализированной программы компании ATDI — одного из мировых лидеров в своей отрасли. Во-вторых, «Зеонбуд» закупил самое качественное и самое надежное в мире телевизионное оборудование у немецких и американских производителей. Оборудование было установлено строго в соответствии с параметрами расчетной сети.
Шеф-монтаж оборудования осуществлялся под контролем немецких и американских представителей, были привлечены специалисты концерна РРТ как лучшие в стране. Кроме того, после запуска сети в эксплуатацию мы провели контрольные замеры зон покрытия двух десятков передающих станций различной мощности, чтобы убедиться в соответствии фактических параметров расчетным. Замеры подтвердили, что фактические параметры даже превышают расчетные, так как была использована более помехоустойчивая технология Т2.
Нужно сказать, что «Зеонбуд» через СМИ несколько раз указывал расчетные и фактические параметры радиусов покрытия для нескольких передающих станций, чтобы оппоненты смогли их перепроверить.
— Как вы контролируете текущий уровень покрытия?
— Для постоянного контроля показателей цифровой сети нами установлены современная система мониторинга cети и система дистанционного управления сетью в режиме on-line. Головная станция отслеживает режимы работы не только всех 664 передатчиков, но и всего вспомогательного оборудования, в том числе антенно-фидерного тракта. Во всех помещениях с передатчиками установлены мультимедийные мониторы, на которые выведены все 32 телеканала. Сменные дежурные концерна РРТ, как независимые от «Зеонбуда» специалисты, имеют возможность контролировать наличие и качество трансляции всех программ цифровой сети. Режимы работы всех передатчиков и вспомогательного оборудования автоматически протоколируются и архивируются программным обеспечением головной станции. Мы всегда готовы предоставить телекомпаниям доказательную базу в случае возникновения у них сомнений по выставленным нами актам выполненных работ.
С учетом вышеперечисленного мы полагаем, что у нас достаточно объективных оснований считать: цифровая сеть полностью соответствует проектным расчетам и обеспечивает покрытие 95 процентов населения.
— Тем не менее у многих ваших оппонентов возникают сомнения в достоверности этой информации. Есть ли способ ее перепроверить независимым путем?
— Если у кого-то есть желание провести инструментальное измерение зон покрытий каждого из 664 передатчиков, потратив на это порядка 3—4 миллионов долларов и два года, то это его право, — продолжает Виктор Галич. — Но нужно обратить внимание на тот факт, что действующие аналоговые сети не имеют карт покрытия для каждого передатчика, и уж тем более составленных независимыми авторитетными международными компаниями, как этого требуют от «Зеонбуда». Также они не оснащены системами мониторинга и дистанционного управления, не ведется автоматическое протоколирование и архивирование данных о режимах их работы.
— В чем минусы предлагаемой национализации «Зеонбуда»?
— Нужно определиться в терминах. Национализация — это передача в собственность государства имущества, принадлежащего частным лицам. Национализация может осуществляться через безвозмездную экспроприацию — конфискацию, а также через полный или частичный выкуп — реквизицию. Национализация проводится в порядке, установленном законом. Поскольку такой закон в настоящее время не принят, национализация в Украине проводиться не может. На практике это относится лишь к безвозмездной национализации. Полный или частичный выкуп государством вполне возможен на основании обычных договоров купли-продажи.
На данный момент компания «Зеонбуд» не получала официального предложения от государства о купле-продаже своей цифровой сети. Если поступит, мы его обязательно рассмотрим. То есть если национализация проводится в рамках закона или по совместному согласию государства и частного собственника, то никаких минусов здесь нет. Если не учитывать общепринятое мнение, что госсобственность работает менее эффективно и более затратно.
Мы же уже три недели говорим о попытке рейдерского захвата цифровой сети, на который государственные органы активно толкают Минфин и группа народных депутатов, а теперь уже и Национальная ассоциация вещателей (НАМ).
— Какие проблемы возникнут после возможного аннулирования лицензии «Зеонбуда»?
— Если смотреть на цифровое телевидение без лишних эмоций, то за аннулированием лицензии последуют социальный взрыв и непомерные бюджетные расходы. Проблемы возникнут у более чем 10 миллионов телезрителей, в том числе 700 тысяч малообеспеченных семей, которые потеряют возможность просмотра 32 каналов в отличном качестве. Проблемы возникнут у государства Украина с выполнением международных обязательств по переходу на цифровой формат вещания и в связи с этим потерей в 2015 году телевидения на двух третях своей территории. Проблемы будут у правительства с бюджетом, когда потребуется понести многомиллиардные необязательные затраты на строительство новой цифровой сети. Ну и конечно, проблемы возникнут у телеиндустрии, когда у 128 телекомпаний, в том числе 28 общенациональных, лицензии на вещание в цифровой сети превратятся в «бумажки», а в 2015 году частоты аналоговых передатчиков потеряют международный правовой статус и их надо будет выключить, а значит, потерять аудиторию, доходы и бизнес. Не меньшие трудности испытает общество, когда в период президентской кампании 10 миллионов телезрителей потеряют доступ к информации, а 128 телекомпаний утратят возможность доносить ее своим телезрителям. Кто в этом случае поверит в то, что это чисто случайное совпадение, а выборы прошли честно и прозрачно?
По моему мнению, непродуманные или «слишком продуманные» инициативы Минфина и отдельных народных депутатов де-факто приведут Украину к отказу от современного телевидения. Мы уже не говорим об инвестиционном климате страны, соответствии данных инициатив европейским нормам и стандартам и так далее. А ведь, кстати, цифровая сеть — единственная в стране, где транслируются только украинские каналы.
— Есть мнение, что вместо рекламирования торговой марки Т2 «Зеонбуду» стоило бы жестче объяснять гражданам процедуру перехода на цифровое телевидение до июня 2015 года. Что вы думаете по этому поводу?
— Существуют два кардинально отличающихся варианта перехода на цифровое телевидение. Первый — заинтересовать, предложить качественный и конкурентный товар, чтобы телезритель спокойно, осознанно и добровольно выбрал ваше предложение, услугу. Второй — напугать отключением, заставить, принудить, сделать так, чтобы телезрителю некуда было деваться. Мы считаем, что это социально безответственно.
Поэтому был выбран первый вариант. Тем более у проекта есть отличный конкурентный товар — 32 бесплатных украинских канала. О чем и говорит динамика подключений к сети: 250—300 тысяч новых абонентов ежемесячно. А если будет меньше рейдерских атак и разборок в СМИ, то телезритель будет еще более активным.
— Валентин Коваль, директор телекомпаний М1 и М2, в своем интервью «Телекритике» высказал мнение, что сумма затрат в 5 миллиардов гривен из госбюджета на строительство новой цифровой сети не соответствует действительности, а 10 миллионов телезрителей в сети — завышенная оценка. Как вы можете это прокомментировать?
— Затраты в 4,5 миллиарда гривен были предусмотрены Государственной программой перехода страны на цифровое телевидение (Постановление КМУ № 1085 от 2008 года). Причем эти средства были заложены только на строительство двух мультиплексов. Напомним, что сеть «Зеонбуда» состоит из четырех мультиплексов, то есть она в два раза больше.
Кроме того, мы не оцениваем количество телезрителей, а точно знаем, сколько цифровых приемников подключено к сети. И называем цифру 10 миллионов на основании данных биллинговой системы головной станции. Это одно из преимуществ применения системы условного доступа.
— По словам Валентина Коваля, 30 миллионов гривен, которые нужно потратить на обмер зоны покрытия, для государства «не проблема» и это «обычная функция органов частотного регулирования». Насколько это соответствует действительности?
— Если мы правильно понимаем премьер-министра, то он считает иначе. И с трибуны парламента заявил о необходимости в два раза сократить выплаты по социальным программам в связи с жесточайшим дефицитом денег в казне государства. Центр радиочастот не обязан измерять за государственные деньги зоны покрытия частных компаний, которой является «Зеонбуд». Мне кажется, что господин Коваль путает понятия «мониторинг» и «измерение зоны покрытия». При мониторинге работы передатчика центру радиочастот достаточно одного замера в любой точке, а для обмера зоны покрытия необходимо выполнить десятки замеров на территории радиусом в сто километров.
8245Читайте нас у Facebook