ПОИСК
Україна

Человеку, не зарегистрировавшемуся по новому адресу в течение 30 дней, грозит... предупреждение

7:30 12 травня 2016
Інф. «ФАКТІВ»

В апреле вступило в силу постановление Кабинета министров Украины, устанавливающее новые правила регистрации места проживания граждан. Те, кто читал этот документ, знают, что новый порядок не слишком сильно отличается от старого и снимает некоторые бюрократические ограничения. Зато те, кто не читал, с подачи некоторых СМИ принялись сеять панику. Мол, Украина возвращается чуть ли не ко временам сталинских репрессий.

Для того чтобы разобраться, какие на самом деле новшества предусматривает новый порядок регистрации, «ФАКТЫ» попросили рассказать о нем председателя Государственной миграционной службы Украины Максима Соколюка.

— Почему правительство решило изменить правила регистрации граждан?

— В конце прошлого года Верховная Рада приняла Закон «О свободе передвижения и свободном выборе места проживания в Украине», которым функции по регистрации местожительства переданы органам местного самоуправления (раньше этим занималась Государственная миграционная служба). Постановление Кабинета министров разработано во исполнение этого закона и определяет порядок регистрации с учетом новых требований.

РЕКЛАМА

— Что в связи с этим изменилось в правилах?

— Главное новшество — то, что все функции по регистрации и снятию с регистрации места проживания теперь находятся в руках органов местного самоуправления. Что касается процедур, они особым изменениям не подверглись.

РЕКЛАМА

Органами регистрации закон определяет исполнительные органы городских, поселковых или сельских советов. Или же, если таковые не созданы, функции по регистрации граждан возлагаются на сельского голову.

— В Интернете появились слухи о том, что теперь людям придется прописываться везде, где они живут дольше месяца, — в отпуске, в длительной командировке и так далее.

РЕКЛАМА

— Это не имеет ничего общего с действительностью. Местом постоянного проживания закон считает адрес, по которому человек живет более шести месяцев в году. То есть если кто-то выезжает из дому на месяц, два или больше, но потом возвращается, ему не нужно нигде регистрироваться.

— Регистрация по месту проживания — это то же самое, что и известная с советских времен прописка?

— Между этими процедурами есть принципиальная разница. Советская прописка носила разрешительный характер: государство решало, имеет ли человек основания жить в каком-то месте или нет, и могло в прописке отказать. Кроме того, прописка была связана с имущественными правами на жилье.

Регистрация же является исключительно уведомительной процедурой. Гражданин сам выбирает себе место жительства и только ставит об этом в известность государство. Никаких полномочий, ограничивающих право на свободный выбор места проживания, у государства нет. И к имущественным правам регистрация вообще никакого отношения не имеет.

— Какие документы необходимы для того, чтобы оформить регистрацию?

— Человек должен подать пакет документов.

  • Документ, в который вносятся сведения о месте проживания. Это может быть паспорт гражданина Украины, временное удостоверение гражданина Украины, вид на постоянное жительство, вид на временное жительство, удостоверение беженца, удостоверение личности, которая нуждается в дополнительной защите, удостоверение личности, которой предоставлена временная защита. Если регистрируется ребенок, не достигший 16 лет, то подается свидетельство о рождении.
  • Квитанция об уплате административного сбора. В случае обращения лица в течение 30 дней с момента снятия с регистрации сбор составляет 0,0085 размера минимальной зарплаты (около 13 гривен на сегодняшний день). При нарушении указанного срока — 0,0255 размера минимальной зарплаты (около 37 гривен). В случае регистрации места жительства одновременно со снятием с предыдущего места жительства административный сбор взимается только за одну админуслугу.
  • Документы, подтверждающие право лица на проживание в данном помещении. Это могут быть документы на право собственности, решение суда о предоставлении права на пользование жильем, договор аренды или другие документы. Если таковых нет, регистрация может осуществляться только с согласия владельцев жилья.
  • Военный билет или удостоверение о приписке (для граждан, подлежащих постановке на воинский учет или состоящих на воинском учете).
  • Заявление в установленной Кабинетом министров форме.

— Сколько времени дается переехавшему на новое место человеку, чтобы зарегистрироваться? Некоторые СМИ пугают, что тех, кто не уложится в месяц, ждут чуть ли не репрессии.

— В соответствии с законом и постановлением, гражданину, снявшемуся с регистрации в одном месте, дается тридцать календарных дней на то, чтобы зарегистрироваться в другом. Эта норма новая. Раньше было десять дней.

— Что случится, если не удастся уложиться в срок?

— Тогда, в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях, при обращении физического лица для регистрации места проживания на него составляется административный протокол.

— А штраф?

— Раньше в таком случае действительно налагался штраф в размере от 17 до 51 гривни. В соответствии с новым порядком гражданину, совершившему такое правонарушение в первый раз, грозит… предупреждение. Если же подобное повторится при следующей смене места проживания в течение года, тогда действительно могут наложить штраф.

Так что нынешний порядок, если сравнить со старым, существенно смягчен по отношению к нарушителям.

— Как долго длится процесс снятия с регистрации и регистрации на новом месте?

— Существует возможность регистрации с одновременным снятием по предыдущему адресу. То есть при переезде вообще не нужно сниматься с регистрации. Достаточно обратиться в соответствующий орган по новому месту жительства и подать заявление. Там произведут обе операции — снимут с регистрации по старому адресу и зарегистрируют по новому.

Что касается длительности самих бюрократических процедур, то закон четко устанавливает, что все формальности должны осуществляться в день обращения.

— В жизни бывает всякое. Отношения у людей подчас портятся. И может возникнуть ситуация, когда у человека в доме зарегистрированы те, кого он больше не хочет видеть. Может он, пользуясь правом владельца помещения, выписать их?

— Это зависит от того, на каких основаниях люди там проживают. Если существует, например, решение суда, дающее кому-то право жить в определенном помещении, то такое право сохраняется то тех пор, пока данное решение действительно.

Если люди зарегистрированы на основе договора аренды, то, соответственно, право на регистрацию остается за ними до истечения срока договора. После этого владелец жилья может снять их с регистрации. По решению судебных органов он вправе сделать это и раньше окончания срока действия договора.

— А если регистрация осуществлялась только на основании согласия владельца жилья? Когда-то люди были в прекрасных отношениях и хотели жить вместе. Однако прошло время и ситуация изменилась (например, супруги развелись или родители рассорились со взрослыми детьми). Может ли человек отозвать свое согласие и снять с регистрации нежелательного сожителя?

— Нет. В таком случае это возможно только по решению суда о лишении права пользования жилым помещением, о выселении или о снятии с регистрации.

— Люди, длительное время не проживающие по месту своей регистрации, должны ставить об этом в известность государство?

— Такая обязанность существует для некоторых категорий граждан. Лица, которые имеют неисполненные долговые обязательства, наложенные на них в административном порядке или судебным решением, или призываются на срочную военную службу и не имеют отсрочки, или принимают участие в судебном процессе в любом качестве, должны, если более месяца не проживают там, где зарегистрированы, письменно сообщить органу регистрации о своем месте пребывания.

— Как происходит регистрация детей?

— Подросток, достигший четырнадцати лет, свободно выбирает себе место жительства, за исключением ограничений, устанавливаемых законом.

Местом жительства ребенка в возрасте до четырнадцати лет является место жительства его родителей (усыновителей) или одного из них. В случае спора между отцом и матерью место проживания человека в возрасте от десяти до четырнадцати лет определяется органом опеки и попечительства.

— Каков порядок регистрации новорожденных?

— На выполнение этой формальности родителям дается три месяца со дня появления на свет ребенка. По желанию отца и матери документы для регистрации места проживания новорожденного могут быть поданы в органы ЗАГС одновременно с государственной регистрацией рождения ребенка.

Также сейчас есть возможность зарегистрировать место жительства младенца одновременно с подачей заявления на государственную помощь при рождении ребенка.

— Каким образом информация о месте регистрации вносится в паспорт?

— Сегодня в Украине существуют два вида паспорта гражданина Украины. Подавляющее большинство наших соотечественников по-прежнему пользуются старыми паспортами в виде книжечки. Здесь никаких новшеств — в паспорт ставится штамп с указанием адреса.

Но с начала нынешнего года в стране начали выдавать современные паспорта в виде ID-карт. Сегодня их получают те, кому исполнилось 16 лет. Естественно, на пластиковой карточке печать ставить некуда. Информация о месте проживания записывается на электронный чип, вмонтированный в документ.

— Все ли местные власти уже обладают техникой, позволяющей совершать такие операции?

— Если человеку выдали пластиковый паспорт, значит, в местном районном подразделении миграционной службы уже есть необходимое оборудование (там, где такого оборудования нет, пока оформляют бумажные паспорта). Поэтому даже если, например, в селе, где гражданин проживает, специального оборудования нет, то оно есть в райцентре. Он может взять в местном органе власти справку о месте жительства, и в районе на основании этой справки ему запишут нужную информацию на чип.

— А справку необходимо потом с собой носить? Ведь пока что прочитать информацию с чипа мало кто может.

— Сегодня, когда ID-картами обеспечено еще сравнительно мало граждан (около 68 тысяч), такие проблемы действительно могут возникнуть. Однако эта ситуация не будет длиться долго. Закон, который позволит начать массовый обмен бумажных паспортов на пластиковые, уже прошел первое чтение. И мы надеемся, что в ближайшее время он будет принят.

Тогда в течение короткого времени в Украине появится большое количество новых паспортов. Соответственно, те, кто заинтересован в чтении информации с них, быстро обзаведутся необходимой техникой. Тем более что ничего сверхъестественного для этого не нужно. Специальные сканеры — довольно недорогие устройства. Кроме того, считать информацию с бесконтактного чипа могут многие современные смартфоны. Сегодня уже разработано бесплатное программное обеспечение для считывания информации с чипа, ссылка на него есть на сайте миграционной службы.

Хотя, возможно, в течение некоторого времени гражданам все же придется иногда показывать бумажную справку. Например, вы идете в поликлинику, где надо подтвердить свое место жительства, но не уверены, есть ли там сканер. Однако это не значит, что справку необходимо все время носить с собой.

— Сейчас в Украине переименовывается большое количество населенных пунктов и улиц. Соответственно, у многих граждан меняются адреса. Они все должны позаботиться о том, чтобы поставить в паспортах новые штампы?

— Только по желанию. Если гражданин хочет или ему это для чего-нибудь нужно, он может обратиться в соответствующий орган и поменять информацию в паспорте. Причем бесплатно.

Основной же массе граждан этого делать не надо. Информация в электронной базе Государственного демографического реестра будет изменена автоматически.

— В постановлении есть понятие «реестр территориальной общины». Что это?

— База данных, предназначенная для хранения, обработки, использования информации, определенной Законом «О свободе передвижения и свободном выборе места проживания в Украине». Создается, ведется и администрируется органом регистрации для учета лиц, проживающих на территории соответствующей административно-территориальной единицы.

При этом органы регистрации могут сами создать программное обеспечение для такого реестра, а могут воспользоваться готовым. Миграционная служба уже создала специальный портал для ведения местных реестров. Каждый орган регистрации имеет возможность бесплатно там зарегистрироваться и ввести данные о своих гражданах. Естественно, доступ к этой информации ограничен, так что прочитать ее вправе только специально уполномоченные представители органов местного самоуправления.

Фото в заголовке Игоря Емельяненко, «ФАКТЫ»

16487

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів