Аудитория одного номера газеты «ФАКТЫ» является самой массовой в Украине — 603 тысячи 730 человек (данные MMI Украина)
Тамара Яценко

Наедине со всеми

Тамара Яценко: "Зависть к себе я чувствовала всегда"

Лилия МУЗЫКА, «ФАКТЫ»

27.10.2016

Размер текста: Абв  Абв  Абв  

В Молодом театре состоялась премьера спектакля «Девичий виноград», где народная артистка Украины впервые за десять лет получила главную роль

Уже почти сорок лет Тамара Яценко работает в столичном Молодом театре. Первая же роль (Проня Прокоповна в знаменитом спектакле «За двумя зайцами») принесла ей популярность и театральные награды. Постановка с успехом шла на сцене многие годы, зрители увидели ее более 800 раз! На счету актрисы также 65 ролей в кино. За роль мадам Александры в спектакле «Голубка» она награждена премией «Киевская пектораль». С тех пор у Тамары Александровны новых ролей не было. И вот наконец творческая удача — спектакль «Девичий виноград» по пьесе Николая Коляды «Дыроватый камень». Его поставил в Молодом театре режиссер Сергей Корниенко. Спектакль вызвал довольно эмоциональные отзывы, но никого не оставил равнодушным. Во время премьеры зрители три раза вызывали актеров на бис, а сидевший в зале народный артист Украины Анатолий Хостикоев вместе с супругой Натальей Сумской после спектакля отправились за кулисы, чтобы поздравить коллег с премьерой.

С Тамарой Яценко «ФАКТЫ» встретились в театральной гримерке, которую она делит еще с четырьмя актрисами, незадолго до спектакля. На интервью Тамара Александровна припоздала.

— Я же на метро добираюсь с Оболони на Крещатик, а потом пешком поднимаюсь к театру, — говорит Тамара Яценко. — Каждый день спектакль, репетиции, время так быстро летит. Только мужу котлетки пожарила, уже и бежать нужно.

— Разве у примы нет машины?

— Личного транспорта у меня нет, а в театре не положено. По вечерам после спектакля обычно вызываю такси. Это во времена Бучмы артистов носили на руках, давали хорошие квартиры. А теперь актеры — обычные люди, которые ездят в метро и добиваются бытовых благ сами. У меня однокомнатная кооперативная квартира. Очень долго дом строился, а перед получением ордера умерла моя мама. Для расширения жилплощади не хватало буквально полметра, и мне предложили вернуть деньги. А спустя время на эту сумму можно было уже купить только холодильник. Квартиру мне не дали. Пришлось добиваться своих квадратных метров через суд. К счастью, есть честные и справедливые судьи. Хотя им приходится очень тяжело.

— В актерской профессии ведь тоже непросто: интриги, сплетни?

— Меня Бог охраняет. На генетическом уровне у меня заложено: не могу расталкивать всех локтями на пути к получению роли. Все происходило будто само собой. Даже свою первую звездную роль получила случайно. Тогда я долго искала работу, мыкалась по разным местам, пока Виктор Шулаков не взял меня в Молодой театр. Когда он объявил о постановке комедии «За двумя зайцами», я тоже заполнила анкету и написала в заявке, что хочу и могу воплотить образ Прони Прокоповны, хотя и не надеялась на это. Это было слишком наивно. Но каждый день я ходила на репетиции и смотрела, как работает уже утвержденная на эту роль актриса. На одной из репетиций Шулакову не понравилось, как она играет, и вдруг он говорит мне: «Ну покажи, что ты можешь». Я сначала растерялась, но быстро собралась и выдала. Пока читала монолог Прони, режиссер и присутвовавшие в зале так хохотали, что за животы хватались.

Шулаков тут же утвердил меня на роль, благодаря которой я стала известной. Отстраненная от роли Прони актриса, естественно, обиделась и решила отомстить. Писала письма в Министерство культуры, жалобы на режиссера, что взял непрофессиональную актрису. Комиссия приходила в театр, смотрела спектакль. Моя игра всех убедила и вопросов не вызвала. Внешне конфликт был исчерпан, но зависть к себе я чувствовала всегда, особенно после того, как получила звание народной артистки Украины, миновав заслуженную. Теперь я ни на кого зла не держу и могу уверенно сказать, что не знаю тех, кто плохо ко мне относится. А как иначе? Ведь с чем к людям придешь, то и получишь.

— Роль принесла вам аншлаги, популярность.

— И усталость. Во время каникул мы играли по два-три спектакля в день для школьников. После этого актеры месяцами в себя приходили. Так долго продолжаться не могло, я бы просто не выдержала. Спектакль шел с 1981-го по 2008 год. Очень любила свою героиню, не хотела показывать ее полной дурой, злюкой и уродкой. Напротив, старалась вызвать у зрителя чувство жалости, продемонстрировать, что Проня так поступает из-за необразованности, отсутствия культуры, а сердце у нее доброе. Тем не менее с этим образом нужно было расставаться. Нельзя держать блюдо долго на плите — сгорит. Так и с ролью — следует вовремя остановиться, чтобы не передержать. И я приняла это решение. Сама попросила ввести другую актрису, подготовила ее, отдала все, что знала и умела.

— Десять лет у вас не было новых ролей в Молодом театре. Правда, что спектакль «Девичий виноград» был создан специально для вас?

— Предыдущей моей ролью была мадам Александра в спектакле «Голубка». Когда пришел новый руководитель Молодого театра Андрей Федорович Билоус, он сказал: «Не по-хозяйски это — такую актрису держать и не использовать на сцене».

Сначала ставили спектакль по произведению Островского «На всякого мудреца довольно простоты». Но он не пошел. Еще на стадии подготовки ко мне подходили некоторые актрисы и прямо в глаза говорили: «Ты старая для этой роли, зачем выходишь на сцену?»


*Спектакль «Девичий виноград» — настоящая творческая удача для Тамары Яценко

— Ваша новая героиня Лариса Сергеевна также женщина в возрасте?

— Никогда не примеряю на себя образы. Перевоплощаясь в конкретного персонажа, нужно сразу же забыть о себе и думать только о своем герое. Вот и я воплотила такую разбитную героиню, бывшую учительницу Ларису Сергеевну по прозвищу Бацилла, которая очень прямолинейна, употребляет грубое словцо на грани фола. Это полная противоположность мне. По жизни я дипломат, сто раз подумаю, прежде чем что-то сказать, и никогда не выясняю отношений.

Когда училась в школе, у меня и не такие учителя были. Я носила нательный крестик и короткую форму. Одна учительница как-то подошла ко мне, схватила за крестик и пыталась его сорвать. Я едва успела перехватить ее руки. Разозлившись, она повела к завучу: «Посмотрите на нее, еще и платье короткое носит». А он такой позитивный, добрый был, говорил с прононсом: «Яченко, ты же советская школьница, что же ты носишь такое короткое, покажи, на сколько там подвернуто». А я в курсе была, что допускалось подворачивать чуть-чуть, поэтому заранее подрезала платье. «Ну ладно, донашивай уже», — сказал завуч. Вообще, я с детства любила привлекать к себе внимание: дома устраивала представления, пела, играла. Всегда старалась выделиться. Даже когда пела в хоре, заглушала всех ребят. Руководитель постоянно просила: «Тише, тише».

— Поэтому в массовках в театре вы не играли?

— Однажды меня пытались задействовать, но поняли, что зря. Шел у нас спектакль «Слово о полку Игореве». Его режиссер Шулаков понимал, что меня не нужно брать в массовку, поэтому и не задействовал. Но в тот день на улице стояла жара, и актрис театра сильно задевало, что Яценко отдыхает, когда все работают. Начали капать Шулакову на мозги и добились своего. И стала я одной из многочисленных героинь, которые выходили с молитвой перед набегом половцев. Задача вроде проста и понятна: все пошли, я за ними. Но что-то перепутала, не туда направилась и столкнулась на сцене с другой актрисой. Да так, что она отлетела метра на два. Зал взорвался от хохота. А потом я еще и присела не вовремя, князь Игорь об меня споткнулся, меч выронил. Опять истерика в зале. После этого меня в массовку брать перестали.

— Недавно вы вернулись из Финляндии.

— Нас с актрисой Татьяной Шелигой пригласила украинская диаспора. Принимали как настоящих звезд. В аэропорт Хельсинки прислали роскошный автомобиль, поселили в дорогой гостинице, водили по респектабельным ресторанам. Меня поразила и сама страна, и счастливые люди, живущие там, бережное отношение ко всему, что их окружает. На улицах я не увидела ни одного бездомного животного. Правда, в магазинах чувствовала себя нищей. Все-таки наша зарплата для Европы — копейки, поэтому и не купила ничего, кроме мелких сувениров для коллег.

Представители норвежской диаспоры приехали на встречу с нами с подарками — шоколадом и местными сувенирами. Я читала им отрывок из «Утопленої» Шевченко, а на экране транслировали «За двумя зайцами», в котором я играла Проню. В Хельсинки я встретила нашего режиссера Игоря Фрэя, который давно живет в Финляндии. Он закончил Киевский театральный институт, был на моем премьерном спектакле и запомнил его на всю жизнь. И вот спустя годы он поставил «За двумя зайцами» в Финляндии. Проня там очень интересная, ее играет украинка. В труппе есть парень из России, который публично перед телекамерами порвал паспорт Российской Федерации и остался жить в Хельсинки. Я видела любовь к Украине в простых вещах. Например, люди готовили украинские блюда: борщ, вареники, голубцы, бутерброды с салом. Устраивали фестивали еды, знакомя иностранцев с нашей кухней, культурой. А собранные деньги передавали в госпитали на лечение наших бойцов, пострадавших на войне, покупали для них одежду.


*"Не могу всех расталкивать на пути к получению роли. С чем к людям придешь, то и получишь", — считает актриса (фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»)

— Тамара Александровна, какова судьба украшений, подаренных вам Аллой Пугачевой на «встрече трех Пронь»?

— Тогда мы с Маргаритой Криницыной встречались с Аллой Пугачевой, которая преподнесла нам неожиданные подарки. Набор из колье, сережек и перстня я надеваю в особых случаях: на театральные встречи, торжественные мероприятия. Была в нем на свадьбе своей племянницы. Она тоже актриса, но пока ей не очень везет с ролями. Я ее успокаиваю: «Твое от тебя никуда не денется».

— Вам ведь тоже не сразу все удавалось?

— Меня не брали на работу в столичные театры. Но я ни о чем не жалею и благодарна судьбе, что привела меня именно в Молодой театр. Я была и в Хмельницком, где получила от ворот поворот, а в Ивано-Франковске приняли, оттуда вскоре сама еле унесла ноги. Последней каплей стало то, что пьяный директор театра ночью ломился ко мне в номер. Я, молодая барышня, так испугалась, что тут же побежала на вокзал, даже чемодан свой оставила. Возвращалась в столицу на третьей полке общего вагона.

В Киеве попала в эстрадную группу, которая занималась пропагандой Правил дорожного движения. Пела частушки, байки рассказывала. Мои первые гастроли были на Урале. Там такое бездорожье, что иногда нас на вертолетах перевозили.

— Хорошо тогда зарабатывали?

— За один концерт нам платили восемь рублей, гонорар за каждый 11-й концерт забирал руководитель. В день мы давали по несколько выступлений. Но мне не повезло, на гастролях я сильно заболела и две недели пролежала с ангиной. Не могла выступать, поэтому практически ничего не получила. Да и сейчас не умею этого делать. Как только что-то заработаю в кино, так сразу и потрачу. Впрочем, не могу сказать, что меня прямо засыпают предложениями. Все реже и реже это случается. Спасибо, позвали на съемки продолжения «Последнего москаля» и «Слуги народа».

В этой комедии мне досталась интересная роль — женщины, которую президент (Владимир Зеленский) спутал с премьер-министром (его играет Станислав Боклан), сделавшим пластическую операцию. По сути, мне пришлось играть роль премьера с его манерами, хитрыми глазками, надменностью. Скажу я вам, далось это непросто. Дублей десять пришлось снимать. Я даже расстроилась. А Володя Зеленский все время пытался меня поддержать, показывал: «Класс!». Режиссер после этого подошел ко мне, поаплодировал и сказал: «Браво, доказали, что вы настоящая народная артистка». А я отвечаю: «Ну спасибо, что вы сказали, наконец-то и я буду знать это». Затем ассистент шепнул мне, что таких комплиментов от режиссера на площадке никто не слышал.

Загрузка...
Новости партнеров

Загрузка...

Лекарства так подорожали, что скоро их впору будет дарить друг другу на Новый год.

Версии