ПОИСК
Здоров'я та медицина

В Украине стартовала реформа первичной медицинской помощи. К чему готовиться врачам и пациентам?

8:45 3 лютого 2017
Інф. «ФАКТІВ»

В 2017 году в Украине начала действовать государственная страховая медицина. Теперь каждый украинец может выбрать личного семейного врача, который будет выписывать больничные листы и рецепты, а также давать направления на анализы и к узким специалистам.

Как выбрать семейного врача? Можно ли будет его менять и как часто? В какие сроки надо определиться с врачом? Как подписывать с ним договор? Можно ли выбрать отдельно для ребенка педиатра, а для родителей — семейного врача? Что будет с медпомощью в сельской местности? Будут ли лечить иногородних и тех, кто находится в длительной командировке? Об этом «ФАКТЫ» поговорили с заместителем министра здравоохранения Павлом Ковтонюком.

— Как выбрать своего врача?

— На первых этапах реформы украинцы при выборе семейного врача будут опираться в основном на собственный опыт, личные впечатления и рекомендации знакомых. Пациент сам принимает решение, с каким специалистом подписать договор, — в зависимости от того, насколько он доверяет врачу, доволен ли уровнем его знаний, внимательностью, вежливостью. Важно и то, насколько удобно пользоваться медицинским учреждением, в котором работает врач (его удаленность от места проживания, доступность, комфорт).

РЕКЛАМА

Не стесняйтесь спрашивать потенциального врача о его образовании, опыте работы.

Со временем в электронную систему E-Health будут внесены данные о врачах (образование, опыт работы) и их деятельности (например, средняя продолжительность консультации, частота отказов от этого врача среди пациентов, превышение средних показателей назначения антибиотиков). Впоследствии появятся рейтинги врачей и медучреждений.

РЕКЛАМА

Причем пациент может в любое время сменить врача, подписав договор с другим медиком. Но своего врача стоит выбрать как можно скорее. Во-первых, потому что у врачей есть квота (две тысячи пациентов) и можно не успеть попасть к хорошему специалисту. Во-вторых, даже если сейчас вы не чувствуете проблем со здоровьем, помните, что в любой момент вам могут понадобиться услуги семейного врача, который будет выписывать больничные листы и рецепты, а также назначать профилактические процедуры и лабораторные обследования.

— До какого времени украинцы должны определиться с семейным врачом?

РЕКЛАМА

— Возможность начать приписную кампанию регионы получат весной, выполнив перед этим несколько обязательных подготовительных шагов. В зависимости от готовности областей определят и время начала приписной кампании. С того момента кампания будет постоянной, но желательно сделать свой выбор в течение весны, чтобы ваше решение повлияло на объем финансирования соответствующего врача уже к лету.

— Договор будет в бумажном или электронном виде? Каков юридический статус этого документа?

— Пациент и врач подписывают декларацию о выборе врача пациентом. В документе будут указаны реквизиты сторон: основные данные о пациенте (имя, фамилия, дата рождения, контактные данные, номер паспорта), о враче (имя, фамилия, информация об образовании и квалификации, контактные данные), а также о медучреждении, где работает врач (для врача с частной практикой — код, информация о лицензии).

— Кто будет вносить информацию о пациенте в электронную карточку?

— Процедура внесения информации о пациенте в электронную систему будет очень простой и не потребует много времени и глубоких технических знаний. Поликлиника, амбулатория или другое медучреждение, в котором работает выбранный пациентом семейный врач, примет решение, кто именно из сотрудников будет оформлять документацию.

При подписании декларации каждый пациент сможет получить копию Порядка предоставления первичной медицинской помощи, утвержденного Минздравом. Этот Порядок четко описывает, на какую гарантированную первичную медицинскую помощь сможет рассчитывать пациент и каковы обязанности семейного врача.

Всю информацию о декларации внесут в электронную систему, но свой экземпляр пациент, по желанию, может получить в бумажном виде.

Декларация о выборе врача пациентом будет основанием для получения врачом средств за обслуживание пациента (при соблюдении врачом установленного Порядка предоставления первичной медицинской помощи).

— Где можно ознакомиться с декларацией?

— Сейчас уже разработаны как проект декларации о выборе врача пациентом, так и проект Порядка предоставления первичной медицинской помощи. В феврале эти документы вынесут на обсуждение профессиональных сообществ медиков и местных органов власти. Сразу после утверждения их обнародуют на сайте Минздрава и местных государственных администраций, а также распространят среди общественности.

В Порядке оказания первичной медицинской помощи, в частности, будет указано, что ее оказывают всем гражданам, независимо от их социального статуса, дохода, национальности и вероисповедания. Помощь должна обеспечивать персональный подход к каждому пациенту и адаптироваться к индивидуальным потребностям. Врач обязан гарантировать полную конфиденциальность данных о здоровье пациентов и действовать исключительно на основе доказательной медицины: то есть использовать только те методы лечения и диагностики, эффективность которых доказана научными клиническими исследованиями.

Врач будет оказывать первичную медицинскую помощь больным с острыми заболеваниями, травмами, отравлениями, проводить вакцинацию, а в случае медицинской необходимости посетит больного на дому. В перечень функций врача первички войдет проведение простых анализов с использованием быстрых тестов и сбор биологического материала для выполнения сложных лабораторных исследований.

— Должен ли семейный врач обслуживать всю семью? Или ребенок может быть записан отдельно к педиатру?

— При желании каждый член семьи может быть записан к своему врачу, в том числе и дети.

— Придет ли врач на дом, если он работает в другом районе города?

— Порядок оказания медицинской помощи и соответствующие протоколы устанавливают перечень показаний, по которым врач обязан выезжать к пациенту. Во всех других случаях он сам будет определять целесообразность посещения им или медсестрой больного.

Если пациент рассчитывает на добровольное дополнительное внимание врача и не получает его из-за того, что живет в другом районе, он может изменить врача или приехать к нему сам, например, на личном автомобиле.

— Кто будет обслуживать пациентов, пока врач на больничном или в отпуске?

— Медучреждение, где работает семейный врач, обязано временно обеспечить обслуживание пациента другим врачом. Как правило, медики договариваются между собой о замещении своего коллеги.

— Как поменять врача в сельской местности, если там нет выбора?

— В селе медицинская помощь имеет свою специфику (демографическую, географическую, кадровую). Однако у местных общин с началом медицинской реформы есть уникальная возможность существенно улучшить первичную медпомощь.

Общины смогут сами привлекать перспективных семейных врачей, создавая для них хорошие условия жизни и труда. Недавний опрос Минздрава показал, что квалифицированные семейные врачи готовы работать в сельских общинах, если в дополнение к хорошей зарплате они будут обеспечены нормальным жильем с водоснабжением и отоплением, а также оборудованным рабочим местом и служебным транспортом. Если же сельчане почувствуют, что врач, который пользуется предоставленными благами, не оправдывает их ожиданий, они могут требовать его замены.

Новая модель финансирования создает стимулы для врачей в сельской местности активно обслуживать как можно большее количество пациентов, в том числе из других общин.

— Где будут обслуживаться пациенты, не подписавшие договор с семейным врачом?

— На первом этапе реформы, если у человека возникла потребность обратиться к врачу, а он еще не подписал декларацию, не стоит волноваться, поскольку первичную медпомощь он получит там, где обслуживался ранее. Однако подписание декларации не следует откладывать, чтобы получить финансирование на медицинскую помощь в будущем.

Если же человек сознательно отказывается подписывать декларацию, ему придется оплачивать лечение у семейного врача (терапевта, педиатра) из собственного кармана.

— Как поменять врача, если качество его работы не удовлетворяет? И как будут перенаправляться деньги, если по договору он уже получил финансирование пациента?

— Замена врача будет происходить автоматически, путем подписания декларации о выборе другого врача. Факт выбора нового врача автоматически аннулирует декларацию о выборе предыдущего. Такая процедура будет возможной в результате использования электронной системы.

Если пациент подписывает декларацию с другим врачом, то соответствующие средства будут поступать туда, где работает этот новый врач, начиная со следующего квартала, и не перечисляются туда, где пациента обслуживали раньше.

— Имеет ли право врач отказаться подписывать или расторгнуть договор с пациентом?

— Врач не имеет права отказаться, если количество его пациентов меньше определенной нормы. В то же время для него установят верхний предел количества людей, которых он может обслуживать. Соответственно, если врач исчерпал свой лимит на приписанных пациентов, он не сможет подписать еще одну декларацию.

Если врач оставит медпрактику или больше не сможет обслуживать своих пациентов, им придется выбрать другого медика и подписать с ним новую декларацию.

— Как будет оплачиваться работа врача, пока он не набрал две тысячи пациентов?

— Во время короткого переходного периода все представители первичной медицинской помощи будут получать определенный уровень базового финансирования, независимо от того, какое количество пациентов они успели приписать. Однако базовое финансирование будет меньше, чем доход тех, кто активно провел приписную кампанию и вовремя перешел на страховую модель финансирования первичной помощи. Вместе с тем будет существовать четкая дата, после которой базовое финансирование прекратят и весь доход первичных медицинских практик станет определяться исключительно по тарифу на одного приписанного пациента.

— Имеет ли право врач обслуживать больше пациентов, чем устанавливает норма?

— В общем-то, врач не будет иметь такого права. Если у него наберется слишком много пациентов, он не сможет уделить достаточно времени и внимания для их обслуживания. В то же время будут исключения из этого правила, например, если врач вынужден обслуживать несколько сел.

— Как будут принимать пациентов узкие специалисты — невропатологи, окулисты, хирурги и другие медики вторичного звена?

— Реформу вторичной (специализированной) медицинской помощи начнут внедрять с 2018 года. Она будет проходить поэтапно. Поэтому пока что пациентов будут принимать, как и раньше.

— Куда жаловаться на врача, если возник конфликт? Кто будет проверять качество его работы и правильность назначений?

— Проверять работу врача будут территориальные органы Национальной службы здоровья (НСЗ). На них ляжет ответственность за выполнение соглашений между врачом и пациентом в пределах соответствующей территории. Пациенты смогут жаловаться в территориальное управление НСЗ, при которых создадут, в частности, специальные телефонные горячие линии.

— На каждого пациента из бюджета выделяется 210 гривен для получения гарантированных услуг в рамках государственной страховой медицины. Что делать пациенту, если он был вынужден часто ходить к врачу, делать много анализов, УЗИ, кардиограмм и «исчерпал» лимит в 210 гривен?

— В рамках гарантированного пакета первичной медицинской помощи пациент будет получать все услуги бесплатно, независимо от того, сколько соответствующих процедур или анализов назначил врач.

— Если человек в течение года живет в разных местах, со сколькими врачами можно подписать договор?

— Пациент может подписать декларацию лишь с одним врачом, но предусмотрена возможность менять этот выбор. Вместе с тем частая смена специалиста снижает качество помощи: семейный врач должен хорошо знать человека, историю его здоровья и лечения.

— А как быть с иногородними или теми, кто находится в командировке?

— Экстренную медицинскую помощь будут оказывать по месту нахождения пациента независимо от того, где он проживает и где находится его семейный врач. Если человеку станет плохо во время многомесячной командировки или путешествия и ситуация не требует вызова «скорой», семейный врач сможет дать консультацию в любое время по телефону. И консультация будет наиболее эффективной, если ее будет оказывать врач, хорошо знакомый с историей болезни человека. Большинство непредвиденных ситуаций можно решить таким образом без изменения семейного врача.

Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»

43189

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів