Телеграмму о покушении фанни каплан на ленина 30 августа 1918 года яков свердлов продиктовал раньше, чем Прозвучали выстрелы
Только через 16 лет после смерти прославившегося своей жестокостью председателя Всесоюзного центрального исполнительного комитета (ВЦИК) Якова Свердлова в Кремле во время плановой инвентаризации складских помещений был обнаружен его тайник. Товарищу Сталину о находке доложил в служебной записке нарком внутренних дел Генрих Ягода: «27 июля 1935 года при вскрытии опечатанного кабинета был обнаружен сейф покойного Якова Михайловича Свердлова. Ключи от сейфа утеряны». Вскрывал находку доставленный в Кремль прямиком с тюремных нар опытный вор-медвежатник по прозвищу Шнырь.
С заковыристым замком сейфа провозился он более двух часов. И все это время невольно вспоминал ходившую в тюрьме легенду. Будто бы после расстрела последнего российского императора Николая II от его тела отсекли голову, поместили ее в емкость со спиртом и доставили лично товарищу Свердлову, который и был организатором цареубийства в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге ночью 17 июля 1918 года. Присутствовавшие же при взломе сейфа чекисты надеялись обнаружить доказательства причастности бывшего главы ВЦИК к покушению Фанни Каплан на Ленина в августе 1918 года
Именно Свердлов ввел в моду черную кожаную одежду, ставшую своеобразной униформой коммунистов
Исследователи кремлевских тайн, тщательно изучив все факты по делу Каплан, склонялись к мысли, что придумал и организовал это покушение не кто иной, как Яков Свердлов. Зачем? Правая рука Ильича, Яков Михайлович жаждал действия и власти, Ленин же, по его мнению, лишь философствовал. Убрать вождя с политической арены было невозможно, оставалось лишь устранить его физически.
А вот Ленин искренне считал Свердлова своим самым верным и незаменимым соратником. «Та работа, — говорил он после смерти Якова Михайловича в 1919-м, — которую Свердлов делал один — в области организации, выбора людей, назначения их на ответственные посты, — эта работа будет нам под силу лишь в том случае, если на каждую из отраслей, которыми он единолично ведал, выделить целые группы людей». Таким образом в 1920 году появились сразу два ведомства — Политбюро и Оргбюро ЦК ВКП(б).
Да и мог ли Ленин говорить иначе? Ведь именно Свердлов был автором первой большевистской конституции образца 1918 года. Именно он председательствовал на историческом заседании ЦК РСДРП(б), когда принималось решение о начале Октябрьского переворота. Наконец, с легкой руки Якова Михайловича появилась и вошла в моду черная кожаная одежда, ставшая своебразной униформой коммунистов.
Впервые Свердлов и Ленин встретились в апреле 1917 года. Впрочем, Ильич раньше много слышал о «товарище Андрее», как называли Якова подпольщики. Познакомившись же с ним, вождь мгновенно понял: вот человек, который ему нужен, потрясающий организатор, способный воплотить в жизнь любые проекты. И когда формальный глава государства — председатель ВЦИК Лев Каменев — подал в отставку, Ленин сразу рекомендовал на его место Якова Свердлова. Этот факт стал решающим. Причем в масштабах целого государства: во многом именно благодаря Свердлову большевики получили возможность прийти к власти.
- Многие думают, что исторически большевики были самой революционной, самой опасной для самодержавия и буржуазии партией, — в передаче «Яков Свердлов. Кровавый механик советской власти» рассказывал российскому телеканалу «Совершенно Секретно» всемирно известный историк Рой Медведев. — На самом деле это не так. Самодержавие даже не считало большевиков опасными врагами. Другие политические силы были многочисленнее, серьезнее вооружены и более готовы к решительным действиям. Вот левых эсеров, особенно анархистов, царское правительство и впрямь боялось, поэтому всегда приговаривало неугодных к повешению, большевиков же в худшем случае ссылали в далекие края. В архивах охранки очень мало документов о большевиках, ибо за ними даже следили не так тщательно, как за другими партиями.
Этот фактор и использовал Свердлов при организации вооруженного восстания. Расставив на ключевых постах исключительно верных себе и партии людей, он не пытался во время Октябрьского переворота захватить всех и вся. Достаточно было точечных ударов в жизненно важные объекты столицы империи — почту, телеграф, телефон. А в итоге — маленькая неизвестная партия стала во главе огромной Российской империи.
Для пополнения революционной казны большевикам поручали жениться на одиноких богатых купчихах
Не менее интересен и вопрос добывания денег для совершения переворота Что-то, конечно, перепадало от немцев, что-то — от писателя Горького и других «сочувствующих», но этого катастрофически не хватало. Поэтому на места поступило распоряжение: средства на революционную деятельность добывать любым путем. Называлось это красиво — экспроприация экспроприаторов.
- Революционеры добывали средства всеми возможными способами, — рассказывает Рой Медведев. — Захватывать деньги у банков — пожалуйста! Печатать фальшивые, переправлять их за границу и, «отбелив», пускать на нужды партии — пожалуйста. Большевикам даже поручали жениться на одиноких богатых купчихах
Больше всего денег поступало из Екатеринбурга, где их добычей занимался Яков Свердлов. Именно тогда, продемонстрировав свои таланты, он и стал незаменимым. Боевой отряд РСДРП(б) в Екатеринбурге, который он курировал, отличался от подобных в других регионах особой жестокостью. Да и «боевиков» Свердлов регулярно проверял «на соответствие» и преданность идее. Много позже некоторые из них в своих мемуарах обнародовали, как они одевались полицейскими, ловили товарищей-революционеров и «арестовывали» их, а затем допрашивали — всерьез, не чураясь и пыток. Не выдержавших боли, «сломавшихся» убивали без раздумий Подобная жестокость была совсем не характерна даже для тех кровавых лет, уверяет профессор Института психоанализа при МГУ Александр Полев. Но, видимо, именно она сыграла немаловажную роль в судьбе царской семьи, которую совсем не случайно из западносибирского Тобольска перевезли именно в Екатеринбург. А проверенные кровавым террором времен экспроприации боевики Свердлова, уже занявшие в партийном руководстве весьма значимые посты, привычно исполнили роль палачей.
В ночь с 16 на 17 июля 1918 года Романовы и обслуга легли спать, как обычно, в 22 часа 30 минут. А в 23. 30 в особняк явились два особоуполномоченных и вручили решение Уралсовета «лучшим» из людей Свердлова — командиру отряда охраны Ермакову и комиссару Чрезвычайной следственной комиссии Юровскому — второму коменданту «дома особого назначения», как называли Ипатьевский особняк, когда в нем содержалась царская семья.
Романовым и персоналу объявили, что ввиду наступления «белых» особняк может оказаться под обстрелом и в целях безопасности нужно перейти в подвал. Бывший российский император Николай II, императрица Александра Федоровна, их дочери Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и сын Алексей, а также врач Боткин и трое слуг спустились в полуподвальную комнату. Там Юровский огласил приговор, после чего всех расстреляли. Уже упавших для верности достреливали и даже докалывали штыками. Трупы свалили в грузовик и вывезли. Кровь с пола, стен и камней отмыли
Через месяц после расстрела семьи Романовых, в августе 1918-го, Яков Михайлович решил избавиться и от Ленина. В те времена представители ЦК часто выступали перед народом. Кто и где — заранее не говорилось. Владимир Ильич о том, что
30 августа ему предстоит ехать на завод Михельсона и на хлебную биржу, узнал лишь накануне вечером, получив «путевку». Распределением последних занимался непосредственно председатель ВЦИК. В полном собрании сочинений Ленина сохранилась записка от Свердлова, датированная тем же 29 августа: «Следует предупредить членов Совнаркома, что те, кто получил путевки, не имеют права отказываться от выступления»
Конечно, всей правды об истинном заказчике покушения Каплан на Ленина уже не узнать, но некоторые весьма любопытные факты известны. Согласно показаниям шофера Ленина — Гиля, выступление Ильича на заводе началось в десять вечера и длилось не меньше часа. Следовательно узнать о совершенном уже после него покушении в Кремле могли не раньше одиннадцати. Однако воззвание к народу «Несколько часов тому назад совершено злодейское покушение на товарища Ленина» было подписано председателем ВЦИК Яковом Свердловым в 22 часа 40 минут. Раньше, чем в Ленина стреляли! Еще большее удивление вызывает дальнейшее поведение Свердлова.
Фанни Каплан арестована. На Лубянке ее допрашивают всего полдня, а уже к вечеру по указанию Якова Михайловича перевозят в Кремль. Протоколов допросов от 1 и 2 сентября нет, тем не менее 3 сентября комендант Кремля Мальков самолично расстреливает Каплан в правительственном гараже. Затем тело неудавшейся убийцы несут в Александровский сад, заталкивают в железную бочку, обливают бензином и поджигают. Опять же по указанию Свердлова: «Останки уничтожить без следа!» Необъяснимая поспешность и следствия, и расправы
В своем кремлевском кабинете председатель ВЦИК прятал почти 100 килограммов золота
- После покушения на Ленина Свердлов одним из первых оказался в его квартире, — рассказал «Совершенно Секретно» писатель Валерий Шамбаров. — Крупская вспоминала, как она поинтересовалась здоровьем мужа. А Яков Михайлович поспешно ответил ей: «У нас с Ильичем все сговорено»
Председатель ВЦИК быстро прибрал к рукам и ЦК партии, Совнарком — такой полноты власти не было даже у самого вождя Но Ильич быстро пошел на поправку, уже через пару дней начал ходить и собирался вернуться к делам. И Свердлов придумал новый механизм устранения вождя: изолировать его, а самому стать единственной связующей с внешним миром ниточкой. Он протащил через врачей решение ЦК о том, что Ильичу «полезно» жить в Горках, и все контакты Ленина замкнул на себя: или приезжал лично, или же пересылал документы — разумеется, тщательно отобранные.
Даже набор и печатание газет для вождя (существенно отличавшихся от тех, что выходили массовым тиражом) Свердлов контролировал лично. А коменданту Малькову наказал: если Ленин будет проситься назад в Москву, говорить ему, что в кремлевской квартире ремонт. О том, что ремонт давно закончен, Ильич узнал случайно и был страшно разгневан. Впрочем, Свердлова это уже мало беспокоило. Из-под его пера вышли два документа: постановление ВЦИК «О превращении советской республики в военный лагерь» и постановление Совнаркома «О красном терроре». А в начале 1919-го Яков Михайлович единолично принял директиву о расказачивании.
- Эта директива предписывала поголовно уничтожать все антисоветски настроенное казачество и всех богатых казаков, — рассказывает Рой Медведев. — Но казаки никак не были настроены — они вообще не знали, что такое советская власть. И почти все они были богатыми! То есть их практически поголовно приговорили к физическому истреблению. Чинящие расправы районные революционные трибуналы рассматривали дела казаков не индивидуально, а списками, причем на решение отдельной человеческой судьбы уходило не более нескольких минут. Приговор всегда был один — расстрел Эта жестокая и бессмысленная директива таки настроила казачество против советской власти и крайне негативно повлияла на исход гражданской войны: большинство казаков выступило на стороне белогвардейцев
Многие десятилетия исследователи задавались вопросом: понимал ли Яков Свердлов, к каким зверствам приведут его директивы, или же он устраивал кровопролития ради кровопролитий? Впрочем, действия Свердлова были слишком рациональны, чтобы заподозрить у него психическое расстройство.
То, что Яков Михайлович отнюдь не был сумасшедшим, подтверждает и содержимое его личного сейфа, который тогда, в 1935 году, вор-медвежатник по прозвищу Шнырь все же вскрыл. Там не оказалось ни головы императора, ни секретных документов. Согласно описи, подписанной председателем Совнаркома Генрихом Ягодой, в сейфе обнаружили: золотые монеты царской чеканки — на сумму 108 тысяч 525 рублей; золотые изделия, многие из которых с драгоценными камнями, — 705 предметов; кредитные царские билеты — всего на сумму 705 тысяч рублей (в 1935-м обед в столовой стоил 1 руб. 50 коп. , хлеб — 1 руб. 50 коп. за килограмм, килограмм сахара — 4 руб. 60 коп. , ботинки — 100-120 руб. , зимнее пальто — 250-300 руб. — Авт. ). Кроме того, чистые бланки паспортов царского образца, а также паспорта, заполненные на разные имена, один из них — немецкий
Документы Свердлову не понадобились. Играя судьбами миллионов людей, он не смог обыграть свою собственную. Свирепствовавший в 1919 году в России банальный грипп «испанка» уравнял председателя ВЦИК с сотнями тысяч граждан разрушенного при его непосредственном участии государства.
Поговаривали, что болезнь возникла у Свердлова не на ровном месте. По довольно распространенной версии, в Орле его сильно избили рабочие. Свердлов на личном поезде возвращался из командировки назад в Москву, увидев на станции митинг, вмешался, да, видно, не о том заговорил Охрана поначалу растерялась, но затем отбила Свердлова у митингующих, погрузила в вагон, и поезд на всех парах двинул к столице. Якову Свердлову с каждой минутой становилось все хуже и хуже. Домой он попал уже без сознания, в бреду. Как вспоминала его гражданская жена, все время порывался встать и отыскать какие-то резолюции, которые «хотят украсть эсеры». А после стал требовать к себе малолетнего сына — передать ему нечто важное. Возможно, именно ключи от своего драгоценного сейфа.
Подготовила
Ирина ТУМАРКИНА, «ФАКТЫ»
4886Читайте нас у Facebook