Виктор ющенко: «без исторической правды мы будем долго бродить в событиях даже сегодняшнего дня»
В Украине 24 ноября уже традиционно зажгутся свечи в память о жертвах Голодомора 1932-1933 годов, искусственно спровоцированного тоталитарным сталинским режимом. Надо полагать, что трагедия, во время которой погибли целые села и живые не успевали хоронить мертвых, доставляла особое наслаждение «вождю народов». Ведь в жуткой манере Сталина было назначение в июле 1932 года секретарем ЦК КП(б) Украины по вопросам снабжения человека по фамилии Голод. Долгие годы преступления против мирных украинских крестьян замалчивались. Гибели миллионов людей вроде бы никогда и не было. Согласно советской пропаганде, были «отдельные продовольственные трудности». Даже сегодня некоторые пожилые люди в селах, опасаясь по старой памяти репрессий, переходят на шепот, когда речь заходит о Голодоморе. Более 50 лет понадобилось, чтобы Украина вышла из состояния оцепенения, нарушив позорное табу замалчивания. Почти столько же лет находился в неведении и весь цивилизованный мир, поскольку советские власти заботились о своем пристойном имидже в глазах мировой общественности. И только первого ноября нынешнего года Генеральная конференция ЮНЕСКО, в состав которой входят 193 страны, приняла резолюцию «Об увековечивании памяти жертв Голодомора в Украине».
Таким образом, практически весь мир официально присоединился к почтению памяти миллионов невинных жертв. Кроме того, эта международная организация обратилась с призывом к странам — членам ЮНЕСКО включить информацию о Голодоморе в просветительские и научно-исследовательские программы с целью усвоения будущими поколениями уроков этой трагической страницы истории. Накануне 75-й годовщины Голодомора Президент Виктор Ющенко встретился с представителями пяти всеукраинских газет, в том числе и корреспондентом «ФАКТОВ».
«Украинцы — единственная нация в СССР, численность которой за 50 лет сократилась вдвое»
- Виктор Андреевич, как вы восприняли решение Генеральной конференции ЮНЕСКО, которая признала Голодомор 1932-1933 годов в Украине трагедией, но без формулировки «геноцид украинского народа»?
- Еще не вечер. Убежден, что придет время, когда большинство стран мира признают Голодомор актом геноцида украинского народа. Нашему обществу понадобилось более 73 лет, чтобы получить парламент, который признал факт Голодомора. Так какие претензии мы можем предъявлять всему миру? Все эти годы мы боялись в уста себе вложить, что это так и есть. А сегодня требуем, чтобы 193 страны мира сделали то, на что не хватало мужества у самой нации, у самих украинцев, у лидеров страны. Но мы должны гордиться, что международная общественность впервые в таком масштабе приняла консолидированное решение относительно признания Голодомора 1932-1933 годов. Принятая резолюция — свидетельство того, что работа, проведенная в этом направлении Украиной, политиками и дипломатами за последние два года, получила признание в 193 странах. А другие, более специфические детали этой трагедии — дальнейшая наша работа.
Мы должны понимать, что доведение до всего человечества информации о Голодоморе в Украине — это не факультатив на один календарный год. Мы проводим десятки выступлений, конференций, и нет такого парламента мира, к которому не дошло бы мое послание, касающееся темы признания Голодомора 1932-1933 годов геноцидом украинского народа. Главное, мы доказали миру — эта трагедия является не только трагедией украинской нации, но и трагической страницей мировой истории, которую должны чтить и знать во всем мире.
- Согласно Закону о Голодоморе 1932-1933 годов в Украине, отрицание этого факта запрещается и признается глумлением над памятью миллионов жертв. Как добиться выполнения этой нормы от политиков? И будете ли вы настаивать на установлении уголовной ответственности за отрицание факта Голодомора?
- Это следует из самой логики закона. То есть, если мы имеем обстоятельства непризнания факта Голодомора, должна наступить ответственность. Поэтому я подписал проект о внесении изменений в Закон о Голодоморе, предусматривающий административную и уголовную ответственность за отрицание факта этой трагедии. Но перед тем как внести данный законопроект, я хотел бы сначала выступить со специальным обращением к Верховной Раде по всем обстоятельствам, которые касаются и текущих, и исторических моментов. И только затем предложить принять решение об установлении ответственности, касающейся отрицания Холокоста и Голодомора.
Эти две темы очень близки и актуальны как внутри страны, так и во всем мире. Это будет хорошим примером, когда две большие трагедии, одна из которых забрала 5 миллионов жизней, другая около 10 миллионов, будут иметь четкие рамки ответственности в национальном законодательстве. Я убежден, что с решением этого вопроса проблем в парламенте не будет. Политики имеют способность взрослеть. Поэтому, надеюсь, они будут добросовестны при рассмотрении такого чувствительного для украинского сердца вопроса, в том числе и признания Голодомора геноцидом украинского народа. В конце концов, люди должны понять, что это не шаг против кого-то, не выпад в сторону России или российского народа, а шаг против того режима, который был единственным виновником этой трагедии.
А чтобы у вас не оставалось вопросов, почему Голодомор является геноцидом, обратите внимание на данные статистики — перепись населения 1929 и 1979 годов. Численность украинской нации была 81 миллион, а стала 42 миллиона. Украинцы — единственная нация в СССР, численность которой за 50 лет сократилась вдвое. В то время как все другие нации увеличились в два, а то и три раза. Безусловно, это произошло не только вследствие одного Голодомора. Но я хотел бы подчеркнуть, особенно для политической элиты, — необходимо вырасти из штанишек малороссов и ответственно относиться к тем фактам, непризнание которых деформирует украинское сознание. Поэтому для меня тема признания Голодомора геноцидом украинского народа не является забавой или увлечением историей. Если мы хотим позаботиться о будущем, то, прежде всего, нужно позаботиться о прошлом. Если кто-то хочет сказать, что прошлое можно, как ножницами, обрезать, собраться за круглым столом и сформировать светлое будущее — это утопия, которой не занимается ни одна нация в мире. Каждый народ смотрит в прошлое, ищет то, что их идентифицирует, объединяет, делает сильнее, мудрее, и на базе этого формирует свою перспективу.
«Помимо огромных человеческих жертв, Голодомор принес еще одно большое горе — страх»
- Когда вы так уверенно говорите, что в парламенте не будет проблем при рассмотрении вопросов, связанных с Голодомором, вы рассчитываете на поддержку только 228 голосов из фракций БЮТ и «НУ-НС» или надеетесь, что Партия регионов также поддержит ваши инициативы?
- В первую очередь, я рассчитываю на вашу поддержку. Ведь общество может снести любую оппозицию этому вопросу. Самым тяжелым последствием Голодомора стали миллионы жертв. И для нас очень важно признать, что эти жертвы были, а значит, они жили, имели свои ценности, убеждения, за которые, очевидно, и пострадали. Можно апеллировать к душам, которые через наши молитвы могут давать нам силы, а можно, как нас до этого учили, забыть и сказать, что их не было. Но это все равно, что из книги вырвать страницы и сказать, что не было у нас 1932 и 1933 годов вообще. Поэтому нам необходимо возобновить забытую память. Ведь, помимо огромных человеческих жертв, я считаю, что Голодомор принес еще одно большое горе — страх. Страх, который испытывают люди до сегодняшнего дня.
- Как вы считаете, в последнее время в России и других странах очень изменилось отношение к Украине как к независимому государству?
- Независимо от того, кто в какой стране думает так или иначе об Украине, главное, что мы сами думаем о себе, где мы сегодня находимся и какое государство строим. Ведь ключевая концепция формирования национального сознания, открытого общества заключается в нашей собственной внутренней воле.
В украинской истории, к сожалению, очень много мифов, которые внесены на уровне подсознания многим поколениям украинцев. Но без исторической правды мы будем долго бродить в событиях даже нынешнего дня. Посмотрите, например, как ранят или нет украинцев акты вандализма над памятником героев Крут, государственными символами на Говерле. Ни одна нация не стала бы терпеть такой позор. А делается это для того, чтобы еще раз донести тот заношенный миф из прошлого, что у вас, дескать, нет нации, государства и даже отношение к своей истории у вас разное. Поэтому если мы и впредь позволим так обращаться с нашими национальными ценностями, то еще долго будем жить с чувством второсортности.
Конечно, 16 лет — это не срок для окончательного становления государства. В этом у нас много оппонентов. Против нас и дальше будут работать спецслужбы разных государств, чтобы показать, что мы не состоялись. Но в том, что наша государственность установилась на столетия, у меня нет сомнений.
Есть шутка о том, как делаются открытия. Сидят десять ученых, которые точно знают, что этого быть не может, но приходит одиннадцатый, который этого не знал Нечто подобное происходит и с нашей потерянной памятью. Мы возвращаемся к тем страницам истории, которые получают огромную поддержку. Каждый год в ноябре собираются десятки тысяч человек, которые приходят не к памятнику, которого, к сожалению, до сих пор нет в Киеве, а к знаку, установленному на Михайловской площади в память о миллионах безвинно погибших во время Голодомора людей. С каждым годом мы ощущаем, как правда занимает свою позицию в нашей истории, и для многих это является открытием.
- Виктор Андреевич, а какой должна быть информационная политика государства в сфере национальной памяти?
- Нам необходимо провести кропотливую научную работу, на базе которой должна быть организована популяризация имеющихся знаний. Нам нужно знать правду, ведь нас учили другой истории. Но хотел бы подчеркнуть: если мы будем говорить, что это исключительно забота государства, то многие вещи мы просто не сможем сделать. Это дело всех граждан. Ведь, на мой взгляд, все трагедии в истории Украины происходили тогда, когда не было согласия всередине нации. Когда мы говорим о том, как получить единую нацию, сохранить территориальную целостность, суверенитет, то в этом деле важна не только позиция государства, но и всех нас, а также наших детей.
719
Читайте нас у Facebook