Снизят ли налоги народные депутаты, вернувшись из отпуска?
В очередной раз депутаты не смогли продвинуться дальше первого чтения на пути налоговой реформы -- в конце прошлой сессии они немного порассматривали, но все-таки не приняли во втором чтении «малый» налоговый кодекс
Поскольку очередной налоговый прожект канул в Лету (каким мы увидим его к следующему второму чтению и увидим ли вообще -- еще не известно), остановимся на нем лишь вкратце. Самое революционное предложение, содержащееся в «малом», -- нашумевшее и долгожданное снижение налоговых ставок (см. таблицу). Это положение устраивало наибольшее количество людей. Кроме, пожалуй, Министерства финансов, которое призвано оберегать полноту государственной казны.
А вот все остальное не устраивало никого. В первую очередь, это касается механизмов внедрения в жизнь низких налоговых ставок. Напомним, что одновременно со снижением налогового давления предполагалось расширить сферу его применения. Проще говоря -- отменить все налоговые льготы. Ведь, по расчетам отечественных и зарубежных экспертов, потери бюджета от снижения ставок, если их не компенсировать отменой льгот, могут составить до 8 миллиардов гривен. И вот на этом «благодатном» поле парламент с правительством сломали немало копий. Сошлись на кодексе-»гибриде», который устраивал обе стороны лишь частично. Иначе говоря -- в своем первозданном виде он не устраивал никого.
Но самое большое беспокойство вызывал тот факт, что после принятия «малого» кодекса шансы на утверждение его полного варианта практически сводились к нулю. Так или иначе, но осторожность депутатов взяла верх над их реформаторскими устремлениями, и «малый» кодекс повторил судьбу своего старшего брата -- отправился на доработку за парламентские «кулисы».
Итак, в итоге мы имеем два законопроекта (»малый» и «большой» налоговые кодексы), не дошедших до второго чтения, и множество вариантов дальнейшего развития ситуации. Во-первых, в связи с годовой отсрочкой депутаты могут вернуться к рассмотрению полного Налогового кодекса. Во-вторых, они могут быстренько принять «малый» кодекс (опыт показал, что от наших парламентариев можно ожидать любых спонтанных решений). В-третьих, поднабравшись сил, они могут представить на суд изумленной общественности третий вариант кодекса (депутатов неоднократно замечали за попытками втиснуть в рассмотрение какой-нибудь альтернативный проектик). В-четвертых, парламент может вообще ничего больше не предпринимать и спокойно заняться подготовкой к выборам. Чего же нам ждать -- покажет время. А пока правительство принялось рассчитывать бюджет-2002 на старой налоговой основе
183Читайте нас у Facebook