За полеты на крылатых ракетах аметхану султану обещали присвоить звание трижды героя советского союза, если он Изменит национальность
На днях исполнилось 80 лет со дня рождения знаменитого советского летчика, дважды Героя Советского Союза, заслуженного летчика-испытателя Аметхана Султана, о котором при жизни слагали легенды. На состоявшейся накануне юбилея в крымском пансионате «Полет» международной конференции «Роль летчиков и космонавтов в исследовании и использовании воздушного и космического пространства на пороге XXI века» журналисты «ФАКТОВ» попросили поделиться воспоминаниями об Аметхане летчика-методиста АНТК имени О. К. Антонова, Героя Советского Союза Юрия Курлина, которому в свое время посчастливилось работать вместе со знаменитым крымским татарином.
«Узнав, что я летчик, сосед по комнате предложил выпить»
-- Однажды в молодости, когда я летал на обычном серийном Ан-2, мне пришлось везти одного крупного руководителя, -- рассказывает заслуженный летчик-испытатель СССР Юрий Курлин. -- Он торопился на важное совещание. А тут, как назло, погода установилась нелетная -- туман, видимость ноль. Но руководитель пожелал лететь -- решительный был человек. Я рискнул. Ориентировался только по приборам. Приземлились мы удачно. Хотя работники службы воздушного движения чуть меня не разорвали: дескать, как посмел. Но ответственный товарищ в обиду меня не дал. Более того, предложил работать летчиком-испытателем. А поскольку диплома испытателя у меня не было, я был направлен в Летно-испытательный институт (ЛИИ) в подмосковный город Жуковский.
Меня поселили в авиагородке, в маленькой комнатушке финского домика. В ней едва помещались две кровати. Однажды, вернувшись домой после занятий, я застал странную картину: комнатушка была полна народу -- человек тридцать набилось! Те, кто не поместился, стояли на лестничной площадке. Я, конечно, удивился, но промолчал. Стал протискиваться в комнату и увидел в центре компании немолодого уже мужичка невысокого роста. Загорелое лицо, чуть раскосые глаза, на голове -- лысинка. «Ты кто такой?» -- спросил он меня с восточным акцентом. Я представился, объяснил, что здесь живу. «Это хорошо», -- ответил он и предложил выпить. «А вы, простите, кто такие?» -- не выдержал я. Незнакомец рассмеялся и сказал, что его зовут Аметхан Султан. Оказалось, он уходил в отпуск и угощал друзей -- летчиков, инженеров и авиатехников -- в связи с этим событием. Это меня поразило: знаменитый летчик, дважды Герой, более десятка лет отлетал в ЛИИ. А вот поди ж ты -- не загордился. Остался таким же простым, внимательным, общительным. Душа у него была какая-то совершенно незащищенная, открытая всем.
Мы уважали его, он был настолько прост, что не стеснялся признаться в каких-то своих слабостях. Если чего-то не знал, спрашивал. Мне довелось летать с ним вторым пилотом на бомбардировщиках Ту-4 и Ту-16, переоборудованных под летающие лаборатории. Бывало, запустим двигатели, готовимся взлетать. А командир меня спрашивает: «Ты инструкцию к полетному заданию читал?» «Да», -- отвечаю. -- «Хорошо, будешь мне рассказывать». Он летал, как Бог, но ужасно не любил работать с документами.
-- Говорят, ему не хватало образования? Военно-воздушную академию бросил
-- Возможно. Что такое семилетка да летное училище перед войной? Не исключено, что грызть гранит науки в академии ему было просто тяжело. Хотя природа, я вам скажу, наделила Аметхана недюжинными способностями. Он все схватывал на лету, обладал дьявольской интуицией, удивительно хорошо чувствовал самолет, его достоинства и недостатки. Я уже не говорю о смелости, храбрости Аметхана.
«Аметхан летал в ракете вместо боевого заряда»
-- Те, кто работал в ЛИИ, выполняли, как правило, секретные задания, связанные с освоением новой оборонной техники, -- продолжает рассказ Юрий Курлин. -- В этой работе принимал активное участие и Аметхан. Распространяться о ней было не принято, и порой мы, молодые начинающие испытатели, могли только догадываться о том, что делали старшие товарищи, периодически улетавшие в командировки. Спустя много лет, уже после гибели Аметхана в 1971 году во время испытаний нового авиадвигателя, мне кое-что рассказал о нем наш земляк-киевлянин, бывший главный конструктор ракетно-космических систем, к сожалению, недавно умерший, Серго Лаврентьевич Берия. Да-да, сын «того самого». Кстати, Берия-младший был порядочным человеком, талантливейшим конструктором, который достойно пронес крест «сына палача», не опустился, не спился, как скажем, Василий Сталин. И даже предпринял довольно убедительную попытку реабилитировать имя отца. «ФАКТЫ» об этом писали.
Когда назревала война в Корее, советскому руководству стало известно, что американцы готовят крупный морской десант, высадку которого будет прикрывать, а затем поддерживать дальнейшие боевые действия мощная армада авианосцев, линкоров, фрегатов, эсминцев. Эти корабли имели хорошее прикрытие истребителей и сильное зенитное вооружение. Бомбить их было бы чрезвычайно трудно и опасно. Перед фирмой, которой руководил молодой доктор технических наук Серго Берия, поставили задачу создать противокорабельную ракету «воздух-вода», способную поражать крупные морские цели на расстоянии ста с лишним километров. Для ее испытаний полосу аэродрома, на который садились бомбардировщики, способные нести ядерное оружие, удлинили до пяти километров. Ракета подвешивалась к самолету Ту-4, скопированному, кстати, с американской «суперкрепости» Б-29. В ней вместо боевого заряда оборудовали кабину летчика-испытателя плюс шасси. После взлета самолета летчик запускал двигатель ракеты, она отрывалась и продолжала полет самостоятельно. Пилот наводил ее на цель, имитировал атаку, разворачивался и возвращался на аэродром. Садиться было весьма рискованно -- посадочная скорость ракеты достигала 400 километров в час! Из нескольких десятков летчиков конструкторы отобрали четверых, в том числе Аметхана. Однажды ракета отделилась от самолета преждевременно (испытатель не успел запустить двигатель) и стрелой пошла к земле. Катастрофа, казалось, была неминуема. Летчику следовало катапультироваться. Но Аметхан не покинул машину, сумел запустить двигатель и приземлиться, то есть спас драгоценный опытный образец. Благодаря участию летчиков в испытаниях беспилотных снарядов конструкторы сэкономили время и сотню ракет, каждая из которых стоила добрую копеечку. За эти полеты известные летчики Анохин и Павлов были удостоены звания Героя Советского Союза. Аметхан Султан, по мнению конструкторов, должен был стать трижды Героем. Его представляли. Увы, крымские татары тогда были не в чести. Аметхану предлагали сменить национальность, но он не согласился.
«Facty i kommentarii «. 09-Ноябрь-2000. Человек и общество.
602Читайте нас у Facebook