ПОИСК
Події

За полеты на крылатых ракетах аметхану султану обещали присвоить звание трижды героя советского союза, если он… Изменит национальность

0:00 9 листопада 2000
Но отважный летчик остался верен своему народу

На днях исполнилось 80 лет со дня рождения знаменитого советского летчика, дважды Героя Советского Союза, заслуженного летчика-испытателя Аметхана Султана, о котором при жизни слагали легенды. На состоявшейся накануне юбилея в крымском пансионате «Полет» международной конференции «Роль летчиков и космонавтов в исследовании и использовании воздушного и космического пространства на пороге XXI века» журналисты «ФАКТОВ» попросили поделиться воспоминаниями об Аметхане летчика-методиста АНТК имени О. К. Антонова, Героя Советского Союза Юрия Курлина, которому в свое время посчастливилось работать вместе со знаменитым крымским татарином.

«Узнав, что я летчик, сосед по комнате предложил… выпить»

-- Однажды в молодости, когда я летал на обычном серийном Ан-2, мне пришлось везти одного крупного руководителя, -- рассказывает заслуженный летчик-испытатель СССР Юрий Курлин. -- Он торопился на важное совещание. А тут, как назло, погода установилась нелетная -- туман, видимость ноль. Но руководитель пожелал лететь -- решительный был человек. Я рискнул. Ориентировался только по приборам. Приземлились мы удачно. Хотя работники службы воздушного движения чуть меня не разорвали: дескать, как посмел. Но ответственный товарищ в обиду меня не дал. Более того, предложил работать летчиком-испытателем. А поскольку диплома испытателя у меня не было, я был направлен в Летно-испытательный институт (ЛИИ) в подмосковный город Жуковский.

Меня поселили в авиагородке, в маленькой комнатушке финского домика. В ней едва помещались две кровати. Однажды, вернувшись домой после занятий, я застал странную картину: комнатушка была полна народу -- человек тридцать набилось! Те, кто не поместился, стояли на лестничной площадке. Я, конечно, удивился, но промолчал. Стал протискиваться в комнату и увидел в центре компании немолодого уже мужичка невысокого роста. Загорелое лицо, чуть раскосые глаза, на голове -- лысинка. «Ты кто такой?» -- спросил он меня с восточным акцентом. Я представился, объяснил, что здесь живу. «Это хорошо», -- ответил он и предложил выпить. «А вы, простите, кто такие?» -- не выдержал я. Незнакомец рассмеялся и сказал, что его зовут Аметхан Султан. Оказалось, он уходил в отпуск и угощал друзей -- летчиков, инженеров и авиатехников -- в связи с этим событием. Это меня поразило: знаменитый летчик, дважды Герой, более десятка лет отлетал в ЛИИ. А вот поди ж ты -- не загордился. Остался таким же простым, внимательным, общительным. Душа у него была какая-то совершенно незащищенная, открытая всем.

Мы уважали его, он был настолько прост, что не стеснялся признаться в каких-то своих слабостях. Если чего-то не знал, спрашивал. Мне довелось летать с ним вторым пилотом на бомбардировщиках Ту-4 и Ту-16, переоборудованных под летающие лаборатории. Бывало, запустим двигатели, готовимся взлетать. А командир меня спрашивает: «Ты инструкцию к полетному заданию читал?» «Да», -- отвечаю. -- «Хорошо, будешь мне рассказывать». Он летал, как Бог, но ужасно не любил работать с документами.

РЕКЛАМА

-- Говорят, ему не хватало образования? Военно-воздушную академию бросил…

-- Возможно. Что такое семилетка да летное училище перед войной? Не исключено, что грызть гранит науки в академии ему было просто тяжело. Хотя природа, я вам скажу, наделила Аметхана недюжинными способностями. Он все схватывал на лету, обладал дьявольской интуицией, удивительно хорошо чувствовал самолет, его достоинства и недостатки. Я уже не говорю о смелости, храбрости Аметхана.

РЕКЛАМА

«Аметхан летал в ракете вместо боевого заряда»

-- Те, кто работал в ЛИИ, выполняли, как правило, секретные задания, связанные с освоением новой оборонной техники, -- продолжает рассказ Юрий Курлин. -- В этой работе принимал активное участие и Аметхан. Распространяться о ней было не принято, и порой мы, молодые начинающие испытатели, могли только догадываться о том, что делали старшие товарищи, периодически улетавшие в командировки. Спустя много лет, уже после гибели Аметхана в 1971 году во время испытаний нового авиадвигателя, мне кое-что рассказал о нем наш земляк-киевлянин, бывший главный конструктор ракетно-космических систем, к сожалению, недавно умерший, Серго Лаврентьевич Берия. Да-да, сын «того самого». Кстати, Берия-младший был порядочным человеком, талантливейшим конструктором, который достойно пронес крест «сына палача», не опустился, не спился, как скажем, Василий Сталин. И даже предпринял довольно убедительную попытку реабилитировать имя отца. «ФАКТЫ» об этом писали.

Когда назревала война в Корее, советскому руководству стало известно, что американцы готовят крупный морской десант, высадку которого будет прикрывать, а затем поддерживать дальнейшие боевые действия мощная армада авианосцев, линкоров, фрегатов, эсминцев. Эти корабли имели хорошее прикрытие истребителей и сильное зенитное вооружение. Бомбить их было бы чрезвычайно трудно и опасно. Перед фирмой, которой руководил молодой доктор технических наук Серго Берия, поставили задачу создать противокорабельную ракету «воздух-вода», способную поражать крупные морские цели на расстоянии ста с лишним километров. Для ее испытаний полосу аэродрома, на который садились бомбардировщики, способные нести ядерное оружие, удлинили до пяти километров. Ракета подвешивалась к самолету Ту-4, скопированному, кстати, с американской «суперкрепости» Б-29. В ней вместо боевого заряда оборудовали кабину летчика-испытателя плюс шасси. После взлета самолета летчик запускал двигатель ракеты, она отрывалась и продолжала полет самостоятельно. Пилот наводил ее на цель, имитировал атаку, разворачивался и возвращался на аэродром. Садиться было весьма рискованно -- посадочная скорость ракеты достигала 400 километров в час! Из нескольких десятков летчиков конструкторы отобрали четверых, в том числе Аметхана. Однажды ракета отделилась от самолета преждевременно (испытатель не успел запустить двигатель) и стрелой пошла к земле. Катастрофа, казалось, была неминуема. Летчику следовало катапультироваться. Но Аметхан не покинул машину, сумел запустить двигатель и приземлиться, то есть спас драгоценный опытный образец. Благодаря участию летчиков в испытаниях беспилотных снарядов конструкторы сэкономили время и сотню ракет, каждая из которых стоила добрую копеечку. За эти полеты известные летчики Анохин и Павлов были удостоены звания Героя Советского Союза. Аметхан Султан, по мнению конструкторов, должен был стать трижды Героем. Его представляли. Увы, крымские татары тогда были не в чести. Аметхану предлагали сменить национальность, но он не согласился.

РЕКЛАМА

«Facty i kommentarii «. 09-Ноябрь-2000. Человек и общество.

602

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів