ПОИСК
Культура та мистецтво

Алиса фрейндлих: «… И тогда мой внук говорит: «ну-у, по крайней мере твоих денег хватит на то, чтобы купить спички и поджечь это государство?!. »

0:00 4 жовтня 2000
Інф. «ФАКТІВ»
Журналисты «ФАКТОВ» провели прямую линию с любимой артисткой … «на дому»

Наши традиционные прямые линии стали уже чем-то вроде изюминки для читателей «ФАКТОВ». Увы, мы не всегда властны над обстоятельствами: в прошлую пятницу к нам в гости должна была прийти Алиса Бруновна Фрейндлих, а она в это время глотала таблетки и пила горячий чай. На самочувствии знаменитой актрисы сказалась быстрая смена климата: еще вчера актеры БДТ грелись под теплыми лучами сочинского солнца, а сегодня Киев встретил их ветром и холодом. Но нет ничего невозможного, читатель: ваши вопросы Алисе Бруновне мы записали, буквально через час сами навестили актрису, и она по мере сил ответила нашим читателям. «Извинитесь за меня перед читателями -- видите, как я расхворалась… ». Прямая линия все-таки состоялась, и единственное, чего мы не можем передать, -- того темперамента и изумительной интонации, с которой актриса реагировала на ваши вопросы…

«Моя любимая школьная уборщица не раз спасала меня от учительского гнева»

-- Многие знают, что у вас прекрасный голос. Нет ли у вас специальной песенной программы и не собираетесь ли вы выступать с концертами? (Николай Михайлович, Киев)

-- Действительно, у меня есть программа, она называется «Гори, гори, моя звезда», я была с ней в Киеве… Увы, сейчас с пением не очень-то получается. Все-таки связки уже изношены, да и возраст не тот… А жаль: программа была действительно хорошая -- романсы на стихи поэтов Серебряного века. Со мной выступали два наших актера. Они играли на гитарах и пели.

-- Вы играли у Тарковского… В 1980 году вышел фильм «Сталкер» с вашим участием. Вы не могли бы рассказать о каких-то ярких моментах работы с великим режиссером? (Елена из Киева)

РЕКЛАМА

-- Сам факт работы с Тарковским -- очень яркий момент! Сплошной яркий момент! Роль там у меня небольшая и очень локальная -- она вся была собрана в небольшой эпизод: начало и финал. Конечно, обе сцены снимались, что называется, в один присест. Потом группа уехала в экспедицию и долго-долго снимала другие эпизоды, поэтому встречи мои с Андреем были очень короткими. Но так случилось, что вся первая партия отснятого материала оказалась браком. Была какая-то новая экспериментальная пленка -- наши не освоили технику проявки этой пленки… и загубили все! Тарковский был в отчаянии и через год переснимал весь этот материал. Поэтому мои встречи с ним удвоились (смеется) по таким вот технически-печальным причинам.

-- Где проходили съемки?

РЕКЛАМА

-- В Москве, в павильоне. Все сцены, связанные с женой Сталкера (ее играла Алиса Бруновна. -- А. А. ), были павильонными. Тарковский был режиссер-живописец, когда произведение было готово, он вдыхал в него душу.

-- Ваша одноклассница Неля Родионова рассказывала нам, что вы жили по соседству, на Мойке, вместе учились в ленинградской школе N239… Вспоминала также об одном ярком школьном персонаже -- уборщице тете Саше, ее слово было даже более веским, чем директорское!..

РЕКЛАМА

-- Да-да, Нелю помню, она всегда мне звонит, когда я приезжаю в Киев, привет ей!.. А тетя Саша… Была у меня такая любимая уборщица! Я всегда опаздывала в школу, бежала со всех ног, а надо было перед этим еще зайти в гардероб, отдать пальтишко. А для этого надо было одолеть два лестничных пролета! И тетя Саша, зная, что я всегда опаздываю, прямо у входа брала у меня пальто, чтобы я успела до звонка забежать в класс. Вот такие у меня были отношения с этой тетей Сашей!

«Хозяйка сети кафе спонсировала нам три съемочных дня. Это миллионы рублей!.. »

-- Наша читательница также вспомнила, что первая ваша роль была в школьном театре -- вы играли Феклушу-странницу из «Грозы» Островского, ставили отрывок…

-- Да-да-да. У нас в школе был замечательный кружок, вела его Марья Александровна Брызган-Соколова, актриса Большого драматического театра… Из этой студии вышло несколько актеров -- вот Ольга Волкова тоже из нашего кружка. Сейчас Марье Александровне уже 91 год, но она еще полна сил.

Я помню всех своих одноклассников, мы встречались и через 10 лет, и через 20 -- всем классом, одноклассники и учителя. А когда я бываю в Германии, на мои спектакли приходит Ида Ильинична Славина, наша замечательная учительница русского языка и литературы.

-- Интересно, вы сейчас снимаетесь в кино? Вот, допустим, Кирилл Юрьевич Лавров удачно вписался в сериал «Бандитский Петербург» -- в необычной для себя роли… (Раиса Ивановна, Киев)

-- Нет. Я не снимаюсь уже очень давно.

-- Почему?

-- Не знаю. Эльдар Александрович Рязанов мне дважды предлагал роли в своих новых фильмах, и каждый раз у нас не совпадало время. У меня была премьера в театре, а сейчас -- не то время, когда режиссер, если он хочет снимать актера, может его ждать. Потому что когда спонсор протягивает какую-то денежку, режиссер должен спешно подхватиться и снимать (улыбается). Сейчас же все делается за счет таких вот спонсорских вливаний. А роль в сериалах мне предлагали, но мне это неинтересно -- во всяком случае, я ничего не смогла выбрать. Последняя картина, в которой я снималась, -- «Охота», ее режиссером был Виталий Соломин. Фильм, по-моему, не очень получился, может, потому, что снимался и озвучивался с ОЧЕНЬ большими паузами… Какой-то нефтяник из Тюмени дал денежку на фильм, потом деньги кончились… Прямо на взлете, что называется, остановились. И получилась большая пауза.

Кстати, там была одна такая ситуация, мы снимали под Москвой в каком-то особняке, кажется, в Шереметьевском дворце, очень богатом, все в париках и кринолинах -- по сюжету это был конец XVII века… И вдруг -- стоп! Не было денег на пожарную машину, которая бы имитировала за окном дождь. А аренда зала стоила -- тогда все исчислялось еще в миллионах рублей -- миллионы. И нас уже выгоняли, потому что нечем было платить. И тут пришла какая-то женщина и сказала: «У вас обеденный перерыв? Поехали ко мне обедать. Я вас всех покормлю, у меня тут кафе». Она нас прямо в костюмах и париках усадила за стол, потом принесла какой-то кулек… Мы подумали: цветы! Бумажный закрытый кулек. И потом вдруг -- раз! -- на стол высыпала пачки денег. Она спонсировала нам три съемочных дня! У нее была масса ларьков, кафе… Она была такая богатая, ей это было проще простого… Деньги эти вот так прямо и полетели на стол! Миллионы!

«Меня едва успели вытащить из эшелона, в котором увозили детей в эвакуацию»

-- Говорят, ваша первая роль в театре -- мальчик Гога из пьесы «Человек с портфелем». Расскажите об этой первой роли… (Дарья Николаевна, Умань)

-- Сюжет такой: мальчик (его звали Гога) воспитывался во Франции. И когда он приезжает со своей матерью в Россию к отцу, с ним происходят какие-то драматические события… Я знала, что эту роль играла когда-то великая Мария Бабанова. И когда я только пришла работать в Театр им. Комиссаржевской, Бабанова один или два раза в неделю приезжала играть в спектакле. И как раз так случилось, что, когда я первый раз переступила порог театра, Бабановой сказали: эта девочка, только что из института, будет играть Гогу. И Марья Ивановна Бабанова меня перекрестила и сказала: ну, с Богом! Вот такое крещение я получила от этой замечательной, великой актрисы. Я с детства слушала по радио сказки в ее исполнении.

-- До или после войны?

-- Уже после войны. До войны я успела мало….. Я была в садике, и мама меня за лямочки вытащила из эшелона, в котором должны были увезти в эвакуацию наш детский садик… Тогда целые составы уходили с детьми, которых родители не успели забрать и детсада…

-- Вы пережили блокаду.. Говорят, блокадники -- совершенно удивительные люди! Их можно отличить буквально по выражению лица. И по привычке ничего не оставлять в тарелке…

-- Совершенно верно. Я не могу ничего оставлять на тарелке, поэтому всегда прошу, умоляю положить мне минимум, потому что не могу выбросить еду!.. Это уже на подсознательном уровне.

-- У вас есть какие-то слабости? Имеется в виду -- в еде (Семен Величко, Краматорск)

-- Есть какие-то слабости, конечно. Я вообще люблю контрасты. Сама я практически не готовлю -- нет времени, -- но всегда, когда у меня есть помощники у плиты, говорю, что блюдо обязательно должно быть контрастно -- только тогда это вкусно.

-- Какая-то особенная кухня? Грузинская или восточная…

-- Да нет, больше люблю русскую кухню. Единственное, что я люблю -- страшно люблю! -- это фаршированную рыбу «фиш». Люблю, когда мясо готовится с черносливом -- это и есть тот самый контраст: полусладкое в сочетании с соленым…

«Русское и немецкое так смешалось во мне, что я и расхлябанная, и собранная одновременно!»

-- В свое время вас упрекали в отсутствии русской «души нараспашку», что, якобы, в вас очень сильна немецкая рациональность… Странно, что вас не звали в наши многочисленные «немецко-фашистские фильмы», включая те же «Семнадцать мгновений весны», -- кого, как не вас, было позвать! (Евгения, Киев)

-- Я не думаю, что у меня отсутствует эта самая «душа» -- я ведь только по отцу немка, а по маме -- русская… У меня мама абсолютно русопятая душа! Единственная область, если я не ошибаюсь, по которой не прошлись татары, это Псковщина. Мама оттуда -- из Пскова. А папа -- петербургский немец, еще из екатерининских времен. Очень интересное сочетание, и рациональность -- совершенно не чуждое мне качество. Я думаю, что в какие-то моменты мамина и папина кровь сталкиваются, и образуется некоторое противоречие, потому что я и педантичная, и расхлябанная одновременно!

-- Сейчас говорят о каком-то новом театральном буме в Москве. А как обстоят дела в Ленинграде? (Валерий Иванович, Киев)

-- Да, да, да. Это есть. Потому что поднадоела искусственность, ненатуральность происходящего за последние 10 лет. К сожалению, театр тоже не миновала эта чумка, из театра уходит вкус… Во-вторых, раньше хороших режиссеров было мало или они были вялыми, потому что режиссер отвечал за всякие цензурные запреты, и надо было ставить не тот спектакль, который ты выстрадал душой и хочешь поставить, а тот, который надо поставить… Поэтому только актер мог насытить роль или спектакль своей индивидуальностью, и если это получалось, то спектакли были и интересные, и живучие. А сейчас, когда можно все, режиссеры рванули самоутверждаться, и им уже неважно, кто воплотит их замысел на сцене -- личность актера уже не так важна для режиссера…

-- Заговорив о тандеме актер--режиссер, не могу не вспомнить работу с Виктюком… Есть мнение, что вы с ним духовно сошлись, потому что и он, и вы любите иногда для разнообразия вставить соленое словечко…

-- (Рассмеялась. ) Я не думаю, что мы сошлись на этой почве, найти матерщинника можно и около ларька! Виктюк, прежде всего, очень интересная личность! Безусловно, он необыкновенно талантлив! Другое дело, что, говорят, он стал сам себя немножечко повторять. Но… Я не знаю, может, это оттого, что у него слишком свой почерк. Он увлекающийся человек, может, даже, чересчур увлекающийся, бесконечно темпераментный и увлеченный. Но главные его достоинства -- пластика и музыка. Этим он владеет абсолютно и, может, даже немножечко этим злоупотребляет.

-- Наши читатели спрашивали также о ваших увлечениях… Например, какую музыку вы слушаете?..

-- У меня довольно разнообразные увлечения… Я, конечно, ОБОЖАЮ поставить дома диск с классической музыкой и чем-то при этом заниматься -- чтобы музыка присутствовала. Не люблю чрезмерно ритмичную музыку. Она нужна в театре, чтобы оттенять спектакль, но это не мое. Из нынешних певцов люблю Уитни Хьюстон, Барбру Стрейзанд, еще раньше -- Эллу Фитцджеральд. Вот этапы моих страстей в музыке. Но слушать музыку удается все реже, моя дочь постоянно жалуется: у нас полно хороших дисков, но я не могу их послушать, потому что дети все время врубают что-то свое -- у них свои ритмы. Вот они у нас -- дети другого века!

-- Они не хуже и не лучше…

-- Нет-нет, просто другие! Наоборот, они очаровательны. Мой внук… Я сначала записывала то, что он порой говорит, а потом оставила эту затею -- просто не успеваю. Сейчас внуки живут отдельно, и я тем более не успеваю. Вот последний выверт: когда внук спросил у своей мамы, почему у бабушек раньше было много денег на сберкнижке, а сейчас у нас совсем ничего не осталось? Как это могло случиться? Я пыталась объяснить: так поступило с нами наше государство. У меня были 10 тысяч на книжке, я могла бы купить на них машину. А сейчас остались копеечки, на которые я даже «чупа-чупс» не куплю. Он говорит: ну-у, по крайней мере, хватит этих денег на то, чтобы купить спички и поджечь это государство? Такой вот сегодняшний взгляд на жизнь!


«Facty i kommentarii «. 04-Октябрь-2000. Культура.

1264

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів