В проекте налогового кодекса предлагается обложить транспортным сбором не только автомобили, но и яхты, вертолеты и самолеты
Затянувшийся было процесс принятия Налогового кодекса постепенно перешел в кульминационную стадию -- разработки и обсуждения окончательного варианта (в июле нынешнего года «налоговая конституция» страны наконец-то была одобрена парламентом в первом чтении). И, скорее всего, уже с начала следующего года налоговую политику Украины будут регулировать не десятки различных законов, а единый Налоговый кодекс.
«После принятия кодекса предполагается ввести мораторий на изменения в налоговом законодательстве»
До начала парламентских слушаний «ФАКТЫ» ознакомили читателей с основными положениями проекта. Однако ко второму чтению депутаты порекомендовали правительству внести в Налоговый кодекс некоторые поправки. Как предложено изменить основной налоговый документ, «ФАКТАМ» рассказал заместитель председателя Государственной налоговой администрации Украины Алексей Шитря.
-- Какие положения Налогового кодекса были согласованы с депутатской общественностью еще до первого чтения?
-- Из почти пятидесяти депутатских предложений к первому чтению было согласовано пятнадцать. К примеру, из списка общеобязательных налогов и сборов изъят школьный налог (этот налог планировалось ввести как местный и облагать выручку, полученную от реализации товаров и услуг. Предположительная ставка -- 1--2%. -- Авт. ) и сбор на развитие садоводства и хмелеводства (1% выручки, полученной от продажи алкогольных напитков и пива. -- Авт. ).
Кроме того, было согласовано предложение о введении моратория на внесение изменений в положения кодекса.
-- На какой срок будет введен мораторий и каких именно норм он касается?
-- Вопрос о сроке действия моратория еще окончательно не решен. Но изначально (когда работа над проектом Налогового кодекса еще только начиналась) предполагалось, что он продлится пять лет. Нужно отметить, что будет запрещено вносить изменения только в основные положения кодекса. Так что некоторые заложенные в этом документе нормы будут корректировать в зависимости от состояния рынка.
-- Какие именно?
-- Пока в проекте четко не указано, на какие положения не распространяется действие моратория. Скорее всего, он не затронет вопрос о предоставлении льгот в налогообложении. Ведь отрасль, которая сегодня нуждается в льготах, возможно, через два года сможет работать без них. И наоборот, может возникнуть необходимость поддержать какой-то сектор рынка.
Кроме того, подлежат изменениям и ставки акцизного сбора. Известно, что он является важнейшим регулятором рынка. Например, когда в России поднимают или понижают ставку акцизного сбора на сигареты, то украинский табачный рынок это сразу же чувствует. Что, естественно, требует оперативной корректировки ставок акцизного сбора на табачные изделия и в Украине. Это касается также бензина и алкогольных напитков.
В то же время действие моратория будет распространяться на базовые ставки основных налогов (прибыль, НДС, подоходного) и на их основные параметры.
«Новая ставка налога на имущество составляет 0,5--1 процент»
-- Основной идеей Налогового кодекса (по заявлениям его разработчиков) является снижение налогового давления на предпринимателей. Тем не менее парламент возразил против уменьшения ставки налога на прибыль до 20% и порекомендовал оставить ее на ныне действующем уровне (30%).
-- Действительно, депутаты предложили не менять ставку налога на прибыль и увеличить амортизационные отчисления. В целом, по мировым меркам, ставка налога на прибыль в размере 30% не считается очень высокой. В то же время, учитывая финансовое состояние наших предприятий (устаревшие основные фонды, которые нужно восстанавливать, отсутствие оборотных средств), разработчики кодекса посчитали необходимым снизить ставку налога на прибыль до 20% (а на переходной период -- до 25%).
Следует отметить, что размер ставки налога на прибыль рассчитывался с учетом показателей пополнения бюджета в 1999 году. Опыт показал, что это оптимальный процент, который, с одной стороны, будет способствовать оживлению экономической активности предприятий, а с другой, -- не приведет к снижению поступлений в бюджет.
Если же оставить ставку на нынешнем уровне и увеличить амортизационные отчисления, то может возникнуть парадоксальная ситуация: рентабельные предприятия, получающие неплохую прибыль, за счет больших отчислений на амортизацию по итогам года окажутся убыточными. Причем восстановление основных фондов (часть из которых простаивает годами и никогда не будет востребована) за счет этих отчислений не происходит. Просто предприятие таким образом легально уходит от налогообложения и выплаты дивидендов своим акционерам.
-- Действительно, очень часто на балансе предприятия числятся ненужные помещения или простаивающее оборудование. Можно ли как-то изменить эту ситуацию?
-- Введение налога на имущество (предусмотренного в проекте Налогового кодекса) вынудит такие предприятия избавляться от ненужной собственности. Кстати, принято решение об изменении ставки этого налога, она будет устанавливаться местными органами самоуправления в размере 0,5--1% (ранее в проект Налогового кодекса была внесена ставка 0,3--2%. -- Авт. ).
Еще раз хочу напомнить, что налог на имущество будет взиматься как с юридических, так и с физических лиц. Причем для последних предусмотрены значительные льготы. К примеру, в городах не подлежит налогообложению недвижимость менее определенной площади: из расчета 21 кв. м на человека плюс 10,5 кв. м на семью. В сельской местности площадь, которая не облагается налогом на имущество, и того больше -- 40 кв. м на человека плюс 10,5 кв. м на семью.
«Парламент предложил повысить максимальную ставку подоходного налога с 20 до 30 процентов»
-- Кстати об имуществе В процессе разработки Налогового кодекса предлагалось облагать транспортным налогом не только автомобили и мотоциклы, но и яхты, вертолеты, самолеты (см. таблицу). Затем эти предложения «выпали» из проекта, но после первого чтения опять были восстановлены
-- По сути, чем отличается яхта стоимостью 100 тысяч долларов от шикарного джипа, который стоит никак не меньше 150 тысяч долларов? Во всем мире транспортный налог насчитывается не только на автомобили, но и на яхты, вертолеты, самолеты.
-- Еще один очень важный момент, который касается, пожалуй, всех жителей Украины. В проекте Налогового кодекса предполагалось применение двух ставок подоходного налога -- 10% и 20%. Однако парламент потребовал установить максимальную ставку подоходного налога на уровне действующей ставки налога на прибыль (то есть -- 30%)
-- Знаете, в других странах применяются и более высокие ставки подоходного налога. Даже Украина в те времена, когда исполняющим обязанности премьер-министра был Ефим Звягильский, ввела максимальную ставку подоходного налога на уровне 90%. Но покажите мне человека, который уплатил бы налог по такой максимальной ставке!
Поэтому мы должны исходить из реальной ситуации, которая сложилась сегодня в Украине. А практика показывает, что в среднем ставка реально уплаченного подоходного налога по стране составляет 10--11%. Кроме того, на фоне существующей в Украине задолженности по зарплате, начисления на фонд заработной платы нужно не повышать, а снижать. Сейчас предпринимателю не выгодно официально декларировать реальный уровень зарплат. Он показывает в ведомости допустимый минимум, на который начисляет все необходимые налоги и сборы. А в бюджет и различные социальные фонды идут такие же минимальные поступления. И государство в целом только теряет.
-- Планируется ли снизить ставку налога на добавленную стоимость?
-- В проект Налогового кодекса, который поступил на первое чтение, ставка НДС была заложена в размере 17% плюс 2% (в инновационный фонд). Однако депутаты предложили (и ГНАУ их поддерживает) снизить базовую ставку этого налога с 17% до 15%. Думаю, что так и будет.
-- Судя по письмам, которые приходят в редакцию, жители Украины с удовольствием примут участие в обсуждении проекта Налогового кодекса. Однако они не могут найти текст документа. Где можно ознакомиться с полным вариантом проекта?
-- Дело в том, что проект Налогового кодекса -- это очень объемный документ (более 600 страниц). Над ним еще работают и к тому же постоянно вносят поправки. Поэтому лучше всего ознакомиться с последней электронной версией этого документа, которая находится на web-сайте ГНАУ (www. sta. gov. ua) в Интернете.
«Facty i kommentarii «. 07-Сентябрь-2000. Экономика.
256Читайте нас у Facebook